Выявление читательских навыков учащихся в 4 классе на примере произведения Г.-Х. Андерсена "Русалочка"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Кондратьева Алла Викторовна

Тестовая работа и ключи к тесту по произведению  Г.- Х. Андерсена "Русалочка" для выявлениях читательских навыков у учащихся 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ключи к тестовой работе

по произведению Ганса Христиана Андерсена «Русалочка»

1. "Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла (...), женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть. В остальном же она заслуживала всяческой похвалы". Вставь пропущенное слово.

Старуха мать

2. " Когда вам исполнится (...) лет, — говорила бабушка, — вам дозволят всплывать на поверхность, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!" Сколько?

15

3. "Ни одну из сестёр не тянуло так на поверхность, как самую младшую, тихую, задумчивую русалочку, которой приходилось ждать дольше всех. Ночь за ночью проводила она у открытого окна...Месяц и звёзды виделись ей...сквозь воду много больше, чем нам. А если под ними скользило как бы темное облако, знала она, что это либо кит проплывает, либо корабль, а на нём много людей, и, уж конечно, им и в голову не приходило, что внизу под ними хорошенькая русалочка тянется к кораблю своими белыми руками". О чём говорит читателям этот отрывок?

Русалочка чувствовала себя чужой в спокойном подводном царстве; русалочка любила фантазировать; русалочка мечтала жить среди людей

4. "Ну вот, вырастили и тебя! — сказала бабушка, вдовствующая королева. — Поди-ка сюда, я украшу тебя, как остальных сестёр! И она надела русалочке на голову венок из белых лилий, только каждый лепесток был половинкой жемчужины, а потом нацепила ей на хвост восемь устриц в знак ее высокого сана.— (...) — сказала русалочка". Вставь пропущенную фразу.

Да это больно!

5. "Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотым, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звёзды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно". Какие средства художественной выразительности использует в этом отрывке автор?

Эпитет; олицетворение


6. "На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и русалочка опять увидела людей на корабле...Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась — ведь он попадет теперь к ней на дно, но тут же вспомнила, что люди не могут жить в воде и он приплывет во дворец её отца только мёртвым. Нет, нет, он не должен умереть! И она поплыла между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они могут её раздавить. Она то ныряла глубоко, то взлетала на волну и наконец доплыла до юного принца. Он почти уже совсем выбился из сил и плыть по бурному морю не мог. Руки и ноги отказывались ему служить, прекрасные глаза закрылись, и он утонул бы, не явись ему на помощь русалочка. Она приподняла над водой его голову и предоставила волнам нести их обоих куда угодно". Какой ты видишь русалочку в этом отрывке?

Влюблённой в принца, бесстрашной, способной пожертвовать собой

7. "...русалочка увидела, что принц ожил и улыбнулся всем, кто был возле него. А ей он не улыбнулся, он даже не знал, что она спасла ему жизнь. Грустно стало русалочке, и, когда принца увели в большое здание, она печально нырнула в воду и уплыла домой.Теперь она стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде. Сёстры спрашивали её, что она видела в первый раз на поверхности моря, но она ничего им не рассказала". Выскажи своё мнение, почему русалочка никому ничего не рассказала.

Боялась, что её не поймут.

8. "Если люди не тонут, — спрашивала русалочка, — тогда они живут вечно, не умирают, как мы?— Ну что ты! — отвечала старуха. — Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет; только когда мы перестаем быть, нас не хоронят, у нас даже нет могил, мы просто превращаемся в (...)". Во что?

В морскую пену

9. "Неужели я никак не могу пожить среди людей?— Можешь, — сказала бабушка, — пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами, сделает тебя своей женой и поклянется в вечной верности. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас считается красивым — твой рыбий хвост, например, — люди находят безобразным. Они ничего не смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжие подпорки, или ноги, как они их называют".  Но у русалочки был дар, какого не было ни у кого из людей. Какой?

Чудесный голос


10. "Знаю, знаю, зачем ты пришла! — сказала русалочке морская ведьма. — Глупости ты затеваешь, ну да я все-таки помогу тебе — на твою же беду, моя красавица! Ты хочешь отделаться от 1.(...) и получить 2.(...), чтобы 3.(...). Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. И ведьма захохотала так громко и гадко, что и жаба и ужи попадали с неё и шлепнулись на песок". Напиши пропущенные слова.

Своего хвоста, вместо него две подпорки, ходить

11. "Помни, — сказала ведьма, — раз ты примешь человеческий облик, тебе уж не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер! А если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не сделает тебя своей женой, ты погибнешь; с первой же зарей после его женитьбы на другой твое сердце разорвётся на части, и ты станешь пеной морской...". Что взамен потребовала морская ведьма от русалочки?

Красивый голос русалки

12. Принц назвал русалочку (...) и  " сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты". Вставь пропущенную фразу.

Найдёныш с говорящими глазами

13. "Раз ночью всплыли из воды рука об руку её (русалочки) сёстры и запели печальную песню; она кивнула им, они узнали её и рассказали ей, как огорчила она их всех. С тех пор они навещали её каждую ночь, а один раз она увидала вдали даже свою старую бабушку, которая уже много лет не подымалась из воды, и самого царя морского с короной на голове, они простирали к ней руки, но не смели подплыть к земле так близко, как сёстры". Предположи, для чего бабушка и отец тянули к русалочке руки.

Хотели поддержать русалочку; они очень тосковали по русалочке и хотели её обнять; они боялись за русалочку и хотели забрать её обратно домой

14. "Далеко за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой на сердце; принц же целовал красавицу жену, а она играла его черными кудрями; наконец рука об руку они удалились в свой великолепный шатёр. На корабле всё стихло, только рулевой остался у руля. Русалочка оперлась о поручни и, повернувшись лицом к востоку, стала ждать первого луча солнца, который, она знала, должен был (...)". Что сделать?

Убить её


15. "И вдруг она увидела, как из моря поднялись её сёстры...— Мы отдали наши 1.(...) ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти! А она дала нам 2.(...)" Вставь пропущенные слова.

Волосы, нож

16. "Прежде чем взойдет солнце, ты должна вонзить его в сердце принца, и когда тёплая кровь его брызнет тебе на ноги, они опять срастутся в рыбий хвост и ты опять станешь русалкой, спустишься к нам в море и проживёшь свои триста лет, прежде чем превратишься в солёную пену морскую. Но спеши! Или он, или ты — один из вас должен умереть до восхода солнца. Убей принца и вернись к нам! Поспеши. Видишь, на небе показалась красная полоска? Скоро взойдет солнце, и ты умрёшь!" Почему русалочка не смогла убить принца?

Чужое счастье ей было важнее собственного счастья

17. "В последний раз взглянула она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как..." Что стало с русалочкой?

Стала дочерью воздуха (она должна была превратиться в морскую пену, но за чистое и доброе сердце, за самоотверженность ей была дарована надежда на обретение души и  вечную жизнь).

18. О чём сказка "Русалочка", одна из самых печальных сказок Г. Х. Андерсена?

О любви, о смелости, о самопожертвовании, о способности искренне радоваться счастью любимого человека, о том, что поддержку и утешение всегда можно найти в семье, о том, что добро всегда вознаграждается, ведь русалка получила надежду на вечную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса учащихся 4 класса посредством проектной технологии

Исследование посвящено Развитию читательского интереса учащихся 4 класса посредством проектной технологии. Оно включает в себя теоретическую и практическую части,а также ряд конспектов, методические р...

Читательская компетенция учащихся начальных классов.

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу...

Познавательная игра для учащихся начальных классов на примере телевизионной передачи "Золотая юрта"

Цель  игры  "Золотая юрта" : воспитание интереса к изучению истории родного края, пробуждать интерес к фольклору башкирского народа, развитие личностных и коммуникативных учебных д...

Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов

Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов...

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...

Выявление внеурочных интересов учащихся начальных классов

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов направлено на выявление внеурочных интересов ...