Читательская компетенция учащихся начальных классов.
методическая разработка по чтению на тему

Макарова Марина Юрьевна

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.

Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читательская компетенция учащихся начальных классов.

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны.

Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

  На сегодня основной проблемой в начальной школе является читательская   компетенция учащихся.

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Перед учителями   стоит цель при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее.  

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

 — формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться   словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

 — формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

 — формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

 — развитие воображения, творческих способностей;

 — формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

Для решения поставленных задач многие учителя в своей работе используют «Читательский дневник» для учащихся 1, 2, 3, 4 классов.

  Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом.  

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

   В программу «Читательского дневника» включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Такие как: Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»,  Братья Гримм  «Сказки», К. Булычев "Девочка с планеты Земля", Г.Х.Андерсен "Улитка и розовый куст", М.Твен "Дик Бейкер и его кот", А. Гайдар  «Чук и Гек», «Тимур и его команда»,  С. Михалков  «Стихи для детей» и др.

В своем читательском дневнике каждый ребенок проводит работу, состоящую из 6 пунктов:

1. рецензия об авторе;

2. характеристика главных героев;

3. выразительные средства;

4. опорная схема;

5. иллюстрация к произведению;

6. мое впечатление о прочитанном.

Работая над произведением, ребенок должен знать биографию писателя. Прежде всего, биография – это описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим. Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности. Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.

Рецензию об авторе ребенок пишет по следующим пунктам:

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Даты жизни и места рождения (страна, город).
  • Область деятельности.
  • Происхождение, родственные связи.
  • Образование.
  • Список произведений.
  • Дата смерти. 

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.

Характеристика главного героя пишется по следующим пунктам:

  1. Расскажи  о  понравившемся  герое.

Начни так … Мне  очень  понравился( ась)… Мне  очень  запомнился(ась)… Мне  показался  интересным… Я  восхищаюсь… Мне  очень  не  понравился(ась)

  1. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения ).
  2. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер  героя?
  3. Перечисли основные черты характера  понравившегося  (непонравившегося)  героя.
  4. Расскажи  о  его  взаимоотношениях  с  другими  персонажами.
  5. Назови  героев  других  произведений,  которые  в  чем-то  схожи  с  этим  персонажем.
  6. Подумай  и  скажи,  в  чем  тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить  на  этого  героя?
  7. Вспомни,  какая  из  пословиц,  поговорок  и  крылатых  фраз  могла  бы  лучше  всего  передать  характер  этого  героя?
  8. Если  бы  ты  был  художником,  то  в  какой  момент  изобразил  бы  своего  любимого  героя,  какое  бы  у  него  было  выражение  лица,  как  бы  ты  его  одел,  что  было  бы  вокруг?

При написание характеристики главного героя, ребенок опирается на данный план. Учащийся наиболее глубоко и точно описывает литературного героя любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого.  

Сделать речь яркой и выразительной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Выразительные средства  система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определенное словесное целое, другими словами, — тот интонационно-синтаксический строй художественной речи, который определяется, в конечном счете, характером данного стиля и тех жанров, которые в этот стиль входят.

Читая произведения, ученики  отмечают для себя следующие выразительные средства: сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.

Метафора (греч. «перенос») - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать представить событие или явление.

Эпитет (греч. «приложенное») - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки. В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении -  «чурбанное равнодушие».

Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня.

Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.

Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:

«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя». (А.С. Пушкин)

Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

В своей работе учащиеся изображают красочную опорную схему, где указывают всех героев, взаимосвязь, отношения, чувства  между ними.  

Иллюстрация — визуализация, такая как рисунок, фотография или другая работа, создаваемая с целью выделить субъект, а не форму.  

Иллюстрации используются для: передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения; визуализации образов героев повествования; демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация); отображении пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Самым основным этапом в работе с произведением является анализ прочитанного произведения. Анализ басни, сказки, рассказа – различен.

Анализ рассказа

  1.   Прочитай     рассказ.  Обрати  внимание  на  имя  автора.  Что  ты   знаешь  об  авторе?
  2. Подумай,  какой  из   типов  текста  здесь   преобладает:  повествование  (рассказывает);  описание  (показывает);  рассуждение   (доказывает).
  3. Вкратце  передай  сюжет  (основные  события)  рассказа.
  4. Каких  героев ты  считаешь  положительными,  а  каких  отрицательными  и  почему?
  5. Какому  герою  ты  больше  сопереживал?  Опиши,  какие  чувства  ты  испытывал  вместе  с  героем.
  6. Что   в  этом  рассказе  тебя  рассмешило,  а  что  показалось  грустным?
  7. В  чем,  по-твоему,  главная  идея  этого  произведения?  О  чем  нам  предлагает  задуматься  автор?

9. Как  ты  думаешь,  как  сложится  судьба  героев                                                                        в   будущем?  

10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?

Анализ басни

  1. Прочитай  произведение. Подумай,  почему  оно  считается  басней.
  2. Попробуй  передать  мораль  (основную  мысль)  басни  своими  словами.
  3. Обрати  внимание  на  то,  как  написана  басня  -  прозой  или  стихами.  Найди  рифмы.
  4. Какие  недостатки,  встречающиеся  у  людей,  высмеиваются  в  этой  басне?
  5. Какие  фразы,  выражения  показались  тебе  наиболее  яркими,  образными,  запоминающимися?
  6. Перечисли  основные  черты  характера  главных  героев  басни.
  7. Подумай,  какие  пословицы  ближе  всего  к  морали  этой  басни.
  8. Что  тебе  показалось  в  этой  басне  смешным,  а что - поучительным?
  9. Подготовься  к  выразительному  чтению  басни. Прочитай  басню  по  ролям.

10. Какие  выражения  из  этой  басни  обогатили  русский язык,  украсили  нашу  речь?

Анализ сказки

  1. Прочитай  сказку. Обрати  внимание  на  то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
  4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
  5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
  6. Какому герою ты больше всего  сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

        Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Читательский дневник дает возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, литературным развитием.  Читательский дневник может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу и, заодно, осуществлять контроль над тем, как он понял текст. Читательский дневник является своего рода шпаргалкой, которую можно использовать, чтобы научить работать память школьника.

Литература

1.   Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроке внеклассного чтения. М., 1975, с. 28

2.   Обнорская О.А. Почему мои дети любят читать. 2000, с. 34-37

3.  Павлова А.П. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках внеклассного чтения. М.; 1988, с.60

4. Саволайте Х.М. Методические задачи по методике чтения. М.; 1990, с. 93-94

5.  Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению.  М.; 1998, с. 38

6.  Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990, с.25

7. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное развивающее обучение. М., 1996, с. 15

8. http://slovari.yandex.ru



Предварительный просмотр:

План работы над произведением:

  1. Информация об авторе.
  2. Характеристика главных героев.
  3. Опорная схема.
  4. Иллюстрация.
  5. Выразительные средства.
  6. Мое впечатление о прочитанном.

3. Опорная схема:

   1. Тема. О чем?

   2. Идея. Зачем?

   3. Взаимосвязь героев. Их отношение к другу  другу.

4. Иллюстрация:

   1. Выбираете понравившийся отрывок.

   2. Делаете  иллюстрацию к этому отрывку.

1.Информация об авторе:

     1. Фамилия, имя. Отчество.

     2. Дата,  место рождения.

     3. Происхождение, родственные связи (мать, отец).

     4. Образование, область деятельности.

     5. Список произведений.

     6. Дата смерти, место.

5.  Выразительные средства:

Метафора – это слово или предложение, употребленное в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений (Горит заря, горят щеки).

Олицетворение – это перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления (Плачет дождь).

Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить один из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака (Трудолюбивый, как муравей).

2. Характеристика главных героев:

   1. Начни так: Мне очень понравился…Мне очень запомнился… Мне показался интересным… Я восхищаюсь…

   2. Опиши внешность героя (лицо, одежда поведение, поступки).

   3. Черты характера героя, какой у него характер.

   4. Отношение героя к другим персонажам, как  другие герои к нему относятся.

   5. Твое отношение к герою.

6. Мое впечатление  о прочитанном:

   1. Начни так: Я прочитала книгу…Я познакомилась с произведением…На меня произвела впечатление книга…

   2. Укажи название книги и автора.

   3. Какой тип текста в произведении преобладает (Описание, повествование, рассуждение).

   4. Вкратце перелай сюжет (события).

   5. Какой герой вам больше понравился, какой не понравился? Опиши свои чувства.

   6. Что в этом произведении тебя рассмешило, а что показалось грустным?

   7. Тема произведения, идея (О чем, зачем).

   8. Понравилось ли тебе произведение? Почему?

   9. Рекомендовал  бы ты этот рассказ другим? Почему?

План работы над произведением:

  1. Информация об авторе.
  2. Характеристика главных героев.
  3. Опорная схема.
  4. Иллюстрация.
  5. Выразительные средства.
  6. Мое впечатление о прочитанном.

3. Опорная схема:

   1. Тема. О чем?

   2. Идея. Зачем?

   3. Взаимосвязь героев. Их отношение к другу  другу.

4. Иллюстрация:

   1. Выбираете понравившийся отрывок.

   2. Делаете  иллюстрацию к этому отрывку.

1.Информация об авторе:

     1. Фамилия, имя. Отчество.

     2. Дата,  место рождения.

     3. Происхождение, родственные связи (мать, отец).

     4. Образование, область деятельности.

     5. Список произведений.

     6. Дата смерти, место.

5.  Выразительные средства:

Метафора – это слово или предложение, употребленное в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений (Горит заря, горят щеки).

Олицетворение – это перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления (Плачет дождь).

Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить один из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака (Трудолюбивый, как муравей).

2. Характеристика главных героев:

   1. Начни так: Мне очень понравился…Мне очень запомнился… Мне показался интересным… Я восхищаюсь…

   2. Опиши внешность героя (лицо, одежда поведение, поступки).

   3. Черты характера героя, какой у него характер.

   4. Отношение героя к другим персонажам, как  другие герои к нему относятся.

   5. Твое отношение к герою.

6. Мое впечатление  о прочитанном:

   1. Начни так: Я прочитала книгу…Я познакомилась с произведением…На меня произвела впечатление книга…

   2. Укажи название книги и автора.

   3. Какой тип текста в произведении преобладает (Описание, повествование, рассуждение).

   4. Вкратце перелай сюжет (события).

   5. Какой герой вам больше понравился, какой не понравился? Опиши свои чувства.

   6. Что в этом произведении тебя рассмешило, а что показалось грустным?

   7. Тема произведения, идея (О чем, зачем).

   8. Понравилось ли тебе произведение? Почему?

   9. Рекомендовал  бы ты этот рассказ другим? Почему?

   

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских компетенций учащихся начальной школы

Материал отражает опыт работы по формированию читательских компетенций учащихся третьего класса (образовательная система "Начальная школа XXI века")....

Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

Возможности открытой школы в формировании жизненных компетенций учащихся начальных классов

Организация воспитательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях каждого учащегося, является одной из наиболее острых проблем в теории педагогики и практике коррекционн...

Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.

Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....