Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"
статья по чтению (3 класс)
формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy_zayachi_lapy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"
Учитель : Аверьянова С.В.
Цели урока:
формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся
Оборудование:
учебник "Литературное чтение" 3 кл., 2 ч., Л.А.Ефросинина,
тетрадь, карточки с дифференцированными зданиями,
компьютерная презентация урока.
Ход урока
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок! (дети говорят хором)
Проверка готовности к уроку.
Презентация.
2. Сообщение задач урока, темы. (Слайды №1,2)
Чтение мы очень любим,
Обещаем не болтать.
Раскрыть характер персонажей, Идею автора понять. (задачи урока дети читают хором)
И выразительно читать!
- Какие задачи поставлены на урок?
- Кто сумеет их пояснить подробнее?
3. Дыхательная гимнастика.
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.
- О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?
Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)
А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)
4. Речевая разминка.
На экране пословица: (слайд №3)
Кто много читает,
Тот много знает.
- Прочитайте пословицу про себя.
- Прочитайте пословицу тихо.
- Прочитайте пословицу громко
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.
На экране буквосочетания: (слайд №4)
панкрот
тнеицап
мергле
акту
раниретев
уитнс
- Здесь спрятались слова из рассказа, найдите их
Слова читаются наоборот и на экране появляются слова
Пациент
ветеринар
- Подберите к ним синонимы.
5. Проверка домашнего задания.
1) - Что было задано на дом?
а) выразительно читать рассказ;
б) озаглавить части текста;
в*) продумать ответ на вопрос о том, какие факты свидетельствуют о том, что последовательность событий в рассказе нарушена?
- Что значит озаглавить части текста?
- Как вы озаглавили части текста?
(Варианты заголовков высвечиваются на экране) (слайд №5)
Ваня у ветеринара.
Карл Петрович вылечил зайца.
Лесной пожар
Что у нас получилось? (план)
- Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?
- Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности?(перенести пункт 3 на1)
2) Творческая работа (работа в тетради на печатной основе) Зад. №4*, стр.24.
3) Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)
Перед чтением ставится задание:
- передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.
В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?
- Почему устали дед и заяц? - А от чего устали мы?
6. Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку - Молодцы, мои зайчишки!
7. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд №6)
- А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах (чтение 1 части )
К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
- А вы не лайтесь, это заяц особенны, - хриплым шёпотом сказал Ваня. - Его дед прислал, велел лечить.
- От чего лечить-то?
- Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой
- Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?
- Что можно сказать о ветеринаре?
(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)
- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)
- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.
- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.
-Что можете сказать о ней?
(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)
- Какое решение принимает Ваня? Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.
Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.
Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.
Заяц молчал.
- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?
Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.
Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.
- Каким вы представляете Ваню?
(Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)
- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)
- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.
- Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? (Аптекарь)
Работа в парах.
- Прочитайте и обсудите с соседом по парте диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?
(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)
- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)
Дифференцированная работа. (задания записаны на карточках)
1группа. Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.
2 группа. Прочитайте и скажите, между кем и о чём шел разговор в диалоге на стр.77?
3 группа. Прочитайте и коротко расскажите, о чем говорили дед с Карлом Петровичем на
Поверка выполнения заданий начинается с 3 группы, затем 2 группы и 1 группы.
(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
- Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)
- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?
(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)
- А как бы поступили вы?
Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.
- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
Обобщить ответы детей.
О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!
Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!
- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)
- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.
Домашнее задание. Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительно читать описания природы.
8. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового и интересного узнали?
- Какая работа понравилась?
- Какие выводы для себя сделали?
- А какое настроение получили? (Дети показывают сигнальные каточки)
Чтение - это лучшее учение в любом возрасте!
Урок окончен. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....
Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»
Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...
Конспект урока литературного чтения, проведённого во 2 классе на материале рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»
Учит анализировать поступки героев....
Конспект урока литературного чтения. УМК "Перспектива 2 класс.Тема. Н. Носов "На горке". Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспектива" (Второй урок раздела "Мои друзья". Коспект урока составлен с применением структур сингапурского обучения....
Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"
2 класс Школа "России"...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Перспектива 2 класс "И.Пивоварова "Сочинение".Составление рассказа на тему "Как я помогаю маме"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»Тип урока: "открытие" нового зна...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина "Кабан"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»; умение выр...