Литературный праздник по сказкам К.И.Чуковского
методическая разработка по теме
Праздник проводила в апреле 2012 г. Участвовали все ребята с 1 по 4 класс. Долго готовились: прочитали все сказки, нарисовали множество рисунков, каждый класс подготовил инсценировку по одной из сказок. Детям праздник очень понравился. Фотки выложу в альбоме на сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_prazdnik_skazok_po_chukovskomu..docx | 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный праздник по сказкам К.И. Чуковского для 1-4 кл.
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
- Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).
- Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.
- Выставка книг “Чудо-дерево”.
- Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
Вед. Сегодняшний наш праздник посвящен детскому писателю, основоположнику советской детской литературы, сказочнику, критику, переводчику Корнею Ивановичу Чуковскому. Он родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Корней Иванович был веселым и жизнерадостным человеком, даже родился он 1 апреля в день шуток, веселья и смеха. Если бы он был жив, в этом году 1 апреля ему исполнилось бы 130 лет.
Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.
Кстати, Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.
У Корнея Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Очень забавляли Чуковского детские высказывания. Одно время он жил у моря и под его окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором взрослых. Как писал сам Корней Иванович: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться». Детям он посвятил свою книгу «От двух до пяти», в которую всю жизнь собирал детские «речения», как он их называл. Вот некоторые отрывки из этой книги.
Ляле было 2,5 года. Незнакомец ее спросил: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная». Однажды она впервые в жизни увидела пароход и пылко закричала: «Мама, мама, паровоз купается!» Приятно узнавать от детей, писал Чуковский, что у лысого голова – босиком, что от мятных лепешек во рту – сквознячок, что муж стрекозы – стрекозел. И очень забавляли его такие детские речения и возгласы:
- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.
- Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
- Зачем ты это сделал?
- Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
-Жил был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
1 кокурс «Узнай сказку по иллюстрации». (показ слайдов или книг)
2 конкурс «Вспомни сказку по отрывку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ- | Нет – нет! Соловей | И мне не надо |
Лечит маленьких детей, | Только вдруг из – за кусточка | А посуда вперёд и вперёд |
А за ним – то народ | Солнце по небу гуляло | Свинки замяукали – мяу – мяу, |
Вед. С ранних лет сказки К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”, «Тараканища», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи» и др. Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Дети читают стихи.
ОГОРОД (1 кл.)
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки, -
Приходи, угощайся, облизывайся!
И лапша,
И лапша
Уродилась хороша!
Крупная да сочная,
Сладкая, молочная,
Только знай - поливай
Да воробушков гоняй:
Любят-любят ее воры воробушки!
ЗАКАЛЯКА (2 кл.)
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
"Это - елочка мохнатая.
Это - козочка рогатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой".
"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
"Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы ее выдумала".
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я ее боюсь!"
ЧЕРЕПАХА (3 кл.)
До болота идти далеко.
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги".
И на камень лягушки кладут узелок.
"Хорошо бы на камне прилечь на часок!"
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
"Это - ЧЕ!
Это - РЕ!
Это - ПАХА!
Это - ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА! "
РАДОСТЬ (4 кл.)
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые - кудрявыми.
Даже мельница - и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Вед. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Дедушка Корней очень любил загадывать детям загадки, придумывать каверзные задания, вопросы.
3 конкурс «Загадки». (на слайдах в презентации)
- Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)
- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива.)
- Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед.)
- Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.)
- Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют.)
- Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
- Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)
- Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)
- Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
- Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, –
Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.)
- Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.)
4 конкурс «Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
- Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
- Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
- Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!"
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (Телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Вед. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно в 35 лет. По профессии он был литературный критик (писал критические статьи о литературных произведениях). Он очень любил свою профессию и даже не думал, что совсем скоро его прославят детские стихи и сказки.
А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде из г. Хельсинки домой. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колёс:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
И мальчик стал слушать отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни, и он продолжал, тараторил:
И дать ему в награду
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов винограду
И тысячу порций мороженого.
Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, попросил отца рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так была написана первая сказка «Крокодил».
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял ее на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился на свет «Мойдодыр».
Дети 1 кл. инсценируют отрывок из сказки «Мойдодыр».
5 конкурс «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Вед. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине.
Послушайте, как Чуковский рассказывает о замысле создания произведения «Мухи-Цокотухи». Первоначально эта сказка называлась «Мухина свадьба».
“ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 г.
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.
В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душой отпраздновал оба».
Дети 2 кл. инсценируют отрывок из сказки «Муха-Цокотуха».
Физминутка: общий танец под русскую народную мелодию, как будто на свадьбе у Мухи.
6 конкурс «Героический поступок» (на слайдах в презентации)
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит | Вылечил зверей. |
Воробей | Съел таракана. |
Крокодил | Проглотил солнце. |
Комар | Спас Муху – Цокотуху. |
Федора | Помыла свою посуду. |
Медведь | Вернул солнце в небо. |
Бабочка | Потушила море. |
Лисички | Зажгли море. |
7 конкурс « Расшифруйте имена сказочных героев». (дополн. конкурс)
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ | ЦКТХ |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)
Вед. Послушайте, как Чуковский вспоминал о том, что натолкнуло его на создание сказки «Айболит».
«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну и т.д.
Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было».
Дети 3 кл. инсценируют отрывок из сказки «Айболит».
Вед. Ребята, к нам пришел почтальон. (Входит мальчик). Он принес телеграммы, но они без подписей. Почтальон просит, чтобы мы помогли ему определить, кто же прислал эти телеграммы.
О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станет с ними, с больными,
С моими зверями лесными? Айболит
Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник… Бармалей
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей. Гиппопотам
Где убийца?
Где злодей?
Не боюсь его когтей? Комар
Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу,
Не помилую! Таракан
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите! Муха-цокотуха
8 конкурс «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Вед. Вот еще один факт из жизни Чуковского. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
Дети 4 кл. инсценируют отрывок из сказки «Федорино горе».
Вед. Наш праздник подходит к концу. Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Научитесь хорошо читать, прочтете более сложные его произведения, а также книги переведенные с английского языка.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Итог. Награждение. Самых активных наградить медалями «Лучший знаток сказок К.И.Чуковского»
Дополнительные вопросы для пауз.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
11. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
14. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
15. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
Цель:1. Закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского.2. Развивать интерес к литературным произведениям, учить понимать их....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского"
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГОЦели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и кра...
Литературный марафон по сказкам К.И.Чуковского 1 класс
Логические задания по сказкам Чуковского...
Литературный марафон по сказке К.И.Чуковского "Айболит"
Вопросы по сказке...
Литературная гостиная по сказкам К.И. Чуковского
Данный материал может быть использован на уроках чтения и на внеурочных занятиях....
Викторина по литературному чтению по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»
Викторина по литературному чтению по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».2 классИнтерактивная презентация предназначена для обобщения знаний по прочитанному произведению «Федорино...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка К. И. Чуковского «Путаница». Класс:2
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: Сказка К.И. Чуковского "Путаница". Тип урока: открытие новых знаний...