Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Шведская сказка «Принцесса-Лгунья»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Терентьева Анастасия Петровна

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Шведская сказка «Принцесса-Лгунья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shvedskaya_skazka.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Шведская сказка «Принцесса-Лгунья»

Тип урока: изучения  и первичного закрепления нового материала

Цель: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста; совершенствовать навык чтения; способствовать формированию нравственных  качеств.

Оборудование:  учебник по литературе, 3 класс, О.В. Кубасова, электронная презентация.

Планируемые результаты:

Личностные: знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе; самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к процессу чтения;

Метадпредметные:

Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива и ситуации.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, выполнять и сохранять учебную цель; организовывать, оценивать свою деятельность на уроке; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: формулировать ответы в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные: - познакомиться со Шведской сказкой «Принцесса-лгунья»

 - определять тему и главную мысль произведения;

- оценивать события героев произведения, выражать свои мысли, чувства, настроение.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- Ребята, красиво встали, все глазки на меня подняли и замолчали.

 - Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Теперь тихонечко садятся девочки, потом мальчики.

Настраиваются на работу. Присаживаются на свои места.

Личностные:

знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в классе.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2.Речевая разминка

- Слайд 1.  

- Посмотрите на экран.

-Начнём мы наш урок с речевой разминки.

- Я вам сейчас прочитаю скороговорку, и мы её с вами разберём.

- Вёз на горку Саня за собою сани,

- Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

-Какие слова вам непонятны?

-Давайте их разберём.

-Теперь прочитаем скороговорку все вместе спокойным тоном.

-Теперь быстрее.

-Ещё быстрее.

-А теперь давайте прочитаем скороговорку шёпотом

-А теперь – громко.

-Кто хочет прочитать скороговорку самостоятельно?

-На этом работу со скороговоркой завершаем и переходим к опросу домашнего задания.

Читают скороговорку, меняя громкость, скорость чтения.

- Нам всё понятно.

- Читают скороговорку вслух вместе с учителем спокойным тоном.

Продолжают чтение, ускоряя темп. Затем читают, меняя интонацию.

- По желанию проговаривают скороговорку вслух самостоятельно

Обще учебные навыки УУД:

(готовят речевой аппарат)

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, выполнять и сохранять учебную цель; организовывать свою деятельность на уроке, осуществлять самоконтроль.

3. Актуализация знаний

 Что было задано на дом?

-У всех получилось выполнить это задание?

-Кто готов показать своё выразительное чтение?

-Выходите к доске и начинайте своё чтение по ролям.

- Теперь опрос.

- Дома вы читали произведение Валентины Александровны Осеевой «Почему?». Сейчас проверим, насколько внимательно вы работали с текстом.

- Какая главная мысль этого произведения?

- Почему мальчик не хотел признаваться в том, что совершил?

- Почему маме так важны были папины вещи?

- Как погиб папа?

- Кого обвинил мальчик?

- Как мама наказала Бума?

- Почему мальчик всё-таки признался в содеянном ?

- Вы ответили правильно на все вопросы. Молодцы.

- Дома нам нужно было подготовить выразительное чтение по ролям, по произведению «Почему?»

По желанию и готовности выходят к доске и показывают своё

выразительно чтение.

- главная мысль текста – никогда не нужно обманывать.

- он боялся, что мама его поругает.

-Потому что папа погиб.

- Он отправился на корабле в путь и не вернулся.

- Своего пса Бума.

- Выгнала его из дома.

- Ему стало жаль пса.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, выполнять и сохранять учебную цель;

Коммуникативные: формулировать ответы в устной форме

4.Самоопределение деятельности

-Чтобы узнать произведение, с которым мы сегодня будем работать, вам нужно восстановить его название. Слайд 2,3.

-На слайде все буквы перемешались, поставьте буквы в таком порядке, чтоб получилось правильное название.

-Молодцы! Правильно! Название этого произведения «Принцесса – лгунья»

-Как вы думаете, какого жанра это произведение?

-Смотрят на слайд, пытаются восстановить название сказки из перемешенных букв.

-Принцесса – лгунья.

-Мы думаем, что это сказка.

Познавательные:

умение подвести под понятие.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

5.Подготовительная работа

-Какие произведения мы называем сказками?

-Чем они отличаются от других произведений?

-Какие виды сказок вы знаете?

-А какие типы сказок бывают?

-Ребята, а сегодня мы с вами начнём знакомство со шведской сказкой, название которой вы уже знаете.

-Сказками мы называем те произведения, где присутствует волшебство и обязательно добро побеждает зло.

-Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.

-По типам сказки бывают народные и авторские.

Коммуникативные: формулировать ответы в устной форме.

6.Словарная работа

Физминутка

- В тексте вам встретятся необычные слова и выражения, давайте узнаем, что они обозначают.  Слайд 4

- Посмотрите на слайд, я выписала слова, которые могут у вас вызвать затруднения при прочтении.

-Давайте разберём их. Слайд 5,6

- Давайте немного отдохнём и разомнемся:

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

- Присаживайтесь.

Читают слова, проговаривают их значение.

- Внимательно слушают.

Коммуникативные: формулировать ответы в устной форме.

7.Первичное чтение

-Открываем учебник, страницу 126, я начинаю читать сказку, а вы следите, я в любой момент могу прервать своё чтение и будет продолжать читать кто-то из вас.

-После вы должны будете поделиться впечатлениями о прочитанном и ответить на вопросы.

Выборочно спрашиваю учеников. Читаю самые трудные фрагменты.

Открывают учебник , начинают следить по тексту за чтением учителя.

Предметные:

•полноценно воспринимать при чтении вслух и «про себя», при прослушивании  текста  в исполнении учителя и перерабатывать содержание материала, получая от этого удовольствие;

•уметь прогнозировать содержание читаемого;

•устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль произведения;

•характеризовать героев

•пользоваться сносками.

8.Анализ первичного чтения

( отрывок )

- Какие эмоции вызвало у вас произведение?

-Ребята, о чём говорится в данном отрывке?

-Кто главные герои?

-Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный?

-Из-за чего с принцессой не хотел никто дружить?

-Почему король выходил всегда грустный от принцессы?

-Почему Пер захотел вылечить принцессу?

(если время остаётся, мы продолжаем чтение, если нет, подводим итог и остаётся остальное на

д/з)

- Ответы учащихся.

-В данном отрывке говорится о принцессе, которая не умела говорить правду.

-Главные герои в этой сказке принцесса и пастух Пер.

-Король , Пер и мама Пера – они положительные герои, а принцесса- отрицательный герой

-С ней никто не хотел дружить, потому что она всем говорила плохие вещи, всех обманывала.

-Она ему всегда говорила неправду и от этого ему было грустно, что он не может вылечить свою дочь.

Пер захотел вылечить принцессу, потому что сам любил правду.

Личностные:

высказывать и пояснять свою точку зрения.

Личностные:

 •ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

•эмоционально «проживать» текст, выражать эмоции;

•понимать ценности семьи, чувства уважения, ответственности по отношению к своим близким.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации; анализировать информацию.

9.Домашнее задание

Ребята, на этом мы останавливаемся.

-Вам понравилась сказка?

-Как вы думаете, что будет дальше?

-Вот, чтобы вам узнать, что было дальше, открываем дневники и записываем домашнее задание, дочитать сказку до конца.

-Если вам по тексту будет, что-то непонятно , отметьте это место карандашом, на следующем уроке в классе разберём.

- Да.

- Пер вылечит принцессу.

- Открывают дневники, записывают домашнее задание, наводят порядок на своих рабочих местах.

Познавательные:

перерабатывать и преобразовывать 

информацию из одной формы в другую.

10.Итог урока

- С какой сказкой вы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, чему учит этот рассказ?

- Понравилась ли вам сказка?

- Посмотрите внимательно на слайд 7.

- Вы должны  вспомнить   пройденные произведения, вам нужно название  соотнести с автором.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

 Шведская сказка «Принцесса-лгунья»- Чтобы никогда не лгать, говорить всегда правду.

- Выполняют задание с легкостью, интересом.

Коммуникативные: формулировать ответы в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

11. Рефлексия

-Посмотрите на экран. Слайд 8. Выберите любую фразу и продолжите её: «Мне понравилась сказка, потому что…»

«Из сказки я понял (а), что …»

- А теперь посмотрите на смайлики. Слайд 9 Поднимите руки те, кто выбрал веселый смайлик. Это значит, что вы хорошо запомнили рассказ, и он вам понравился. Поднимите руки те, кто выбрал серьёзный смайлик. Это значит, что вы запомнили рассказ, но он не показался вам интересным. Поднимите руки, кто выбрал грустный смайлик. Это значит, что вы не запомнили рассказ, и он вам не понравился.

- Спасибо за урок.

-Мне понравился рассказ, потому что он был интересным.

-Из рассказа я понял, что не нужно ничего бояться, нужно получать новые знания.

 Показывают свой настрой.

Регулятивные: оценивать свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.

Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Шведская сказка "Принцесса - лгунья"

Технологическая карта урока литературного чтения с элементами технологии проектной деятельности...

Литературное чтение 2 класс ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА «СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА»

Урок соответствует календарно-тематическому планированию, третий в разделе «Сказочные богатыри».  Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...