Урок литературного чтения в 3 классе( УМК "Перспективная начальная школа".М.Вайсман "Лучший друг мадуз"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Это произведение о том, как главный герой изменил своё отношение к медузам, что для него сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu.docx | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспективная начальная школа»
Литературное чтение.3 класс.
Маша Вайсман «Лучший друг медуз»
Цель урока: понимание мотивов поведения главного героя, нравственного содержания произведения.
Задачи:
-в ходе анализа произведения обратить внимание обучающихся на события, которые изменили отношение главного героя к медузам;
-подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;
-обсудить, почему рассказ помещён в эту главу «Учимся любить»
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Коммуникативные: учиться формулировать своё мнение, допускать возможность существования различных точек зрения.
Познавательные: учиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенное.
Предметные: Понимание заглавия, его соотнесение с содержанием, анализ поступков героя с точки зрения норм морали.
Ход урока
I.Организационный момент
–Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку. На столе у вас учебник, ручка, карандаш, оценочные листы, квадраты, бейджики.
( обучающиеся проверяют готовность к уроку)
II .Мотивация обучения.
–Какое у вас настроение? Если оно хорошее, покажите зелёный квадрат, если не очень– жёлтый, а если плохое–красный. Я надеюсь, что к концу занятия оно у всех будет хорошим.
III.Актуализация знаний.
–Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения? («Учимся любить»)
–Назовите произведения и их авторов, которые вам понравились. Что особенного вам запомнилось в них? Что поразило больше всего?
IV.Подготовка к восприятию нового .Презентация (слайд1)
–Что это за звуки вы слышите, ребята? (Море) Кто был на море?( поднимите руку) -Какие ощущения вы испытывали, купаясь в нём?(Поговорка. В море раз побудешь, век не забудешь) ( слайд 2)
–Сегодня мы познакомимся с одним морским обитателем. Отгадайте, кто это? Прочитаем эту загадку сначала с удивлением, потом весело.
Для неё волна – качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода ( медуза, слайд 3)
–Что вы знаете о них? Какие чувства вызвали у вас эти морские обитатели?
Сообщение о медузах ( рассказ обучающегося сопровождается слайдами , которые подготовил сам)
–Медуза –одно из древних животных, тело которого на 95 процентов состоит из воды, у неё нет головного мозга и скелета, зато две нервные системы, питаются планктоном. Размер маленькой медузы(ируканджи) 3-4 см(слайде 4), у самой большой(цианея, слад5) диаметр шляпки 2м, щупальца достигает тридцати шести метров., вес- до двухсот килограммов. Самая опасная – морская оса( слайд 6).В Азовском Чёрном морях широко распространена медуза корнерот(слайд 7).Есть медузы, которые светятся. (слайд 8)Все медузы очень красивы. Но не трогайте их руками и не пытайтесь поймать! Они могут быть опасными!
V. Знакомство с новым произведением Маша Вайсма «Лучший друг медуз» (слайд 9)
–Исходя из заголовка, мы можем поставить себе цель. В чём она заключается? (слайд 10)
VI.Прогнозирование
–Кто может быть лучшим другом у медуз? Давайте проверим, кто же прав? Рассмотрим рисунок к этому тексту
Дети по рисунку, на котором изображён мальчик, предполагают, что это мог быть мальчик ( слайд 11)
План работы( размещается на доске)
1)Словарная работа
2)Чтение I части. Ответы на??????Работа в парах(самооценка)
3)Чтение II части .Ответы на ???Работа в группах( самооценка)
4)Обобщение, подведение итогов( Почему данное произведение вошло в нашу главу). Сюрприз.
Словарная работа (слайд 12)
VII. Работа и анализ 1 части произведения
–Цель нашего чтения–познакомимся с героями, узнаем какие поступки они совершают? Чтение 1 части
Во время чтения идёт прогнозирование «Сначала камешки. Они, конечно, красивые, но заходить по ним в воду... Сами попробуйте... Потом в море нагнало тысячи крылатых муравьёв. Откуда они взялись?» - А вы как думаете?
После чтения Дети отвечают на поставленные перед чтением вопросы. От лица кого ведётся повествование?
Работа по вопросам из текста.( обратить внимание на значок в учебнике «Выскажи своё мнение») Наблюдение за морем( цвет моря, его настроение)Путём таких наблюдений дети научились определять можно ли купаться. Дети дружны ( они вместе, наблюдают, рассматривают медуз,«мы вместе» -говорит герой рассказчик»,
Работа в группе.
–Заполните с табличку и выпишите, что говорят о медузах Вера и Филя? (приложение1)
|
|
Маленькие и милые | Прозрачные загадочные медузы, но только издалека |
Работа с оценочным листом. (дети оценивают свою работу в парах, приложение2)
- Вправе ли главный герой назвать себя другом всех зверей? Друг –тот, который относится к живым существам доброжелательно с любовью. Филя испытывает неприязнь
–Способен ли он нанести вред медузам?( герою самому неприятно, что он так к ним относится, однако перебороть свою неприязнь не может. Их очень Филя очень внимательный и наблюдательный, для него море-живое существо может сердиться, играть. Может быть тихим и сонным, медузы мне нравились прозрачные и загадочные)
VIII.Физкультминутка. Танец медуз (слайд 13)
IX.Работа над второй частью. Перед чтением поставить перед ребятами вопрос.
–Изменилось ли отношение к медузам ? Чтение 2 части по ролям ( читают два мальчика, которые готовили это задание дома)
Работа в паре.
–Что заставило Филю изменить своё отношение к медузам? Используй слова из текста ( Когда Филя увидел, что незнакомый мальчик мучает медуз, ему стало жалко, он почувствовал. Что они такие же живые существа, как и другие. Животные, они тоже могут испытывать боль (Прочитать в тексте -Ты , что делаешь?! Прекрати сейчас же! Они живые! Им больно!) Лист самооценки( дети оценивают свою работу, приложение 2)
–Что нового о медузах для себя открыл герой- рассказчик? ( Обратить внимание детей на то, как Филя проникся сочувствием и жалостью к медузам, он увидел в них природную целесообразность «Они гладкие, им так легче плавать» и даже красоту « медузы очень красивые, они- морские бабочки»
- Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними? (его доброта , жалость и сочувствие к медузам) - Как бы вы поступили на месте Фили?
–Может ли теперь Филя считать себя «другом всех зверей»(Да, мальчик будет стараться защищать любое животное и сам не причинит ему вред. А вам бы хотелось иметь такого товарища?
«Корзина мыслей»
--Почему произведение помещено в главу «Учимся любить?» О каких проявлениях любви в нем? (На доске корзина, в которую помещаются слова, сказанные детьми . Любить – это значит, переживать, сочувствовать, помогать , спасти...)
X.Подведение итога урока
– Достиг ли цели наш урок? Кто же настоящий друг ?
–Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)
–А итогом нашего урока пусть будет стихотворение из хрестоматии.
Эмма Мошковская. “ Нужен он …”. (один из обучающихся читает стихотворение наизусть).
Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
Тонким,
Толстым,
Нужен взрослым,
Нужен взрослым и ребятам,
Нужен, чтобы он был рядом.
Очень – очень – очень нужен,
Если кто-нибудь простужен,
Или просто нету сил,
Или просто загрустил …
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужно, чтобы всюду
был Хороший Человек.
XI.Сюрприз ( на доске картинки медуз, дети берут понравившуюся медузу, на каждой из медуз написано домашнее задание –пожелание .Задания медуз, которые дети могут выбрать: подготовить сообщения и о море и медузах, прочитать диалог по ролям, подготовить тест из 7 вопросов по произведению, выучить стих Э.Мошковской «Нужен он…» , написать сочинение-рассуждение «Что такое дружба?» ( по заданному плану, который будет дан) на основе прочитанных о дружбе произведений.
Список литературы:
1.Вайсман М.Е. «Правда, весело?»
2.О.В.Малаховская. Хрестоматия по литературному чтению ( 3класс)
3.Чуракова Н.А.Литературное чтение 3 класс ( учебник)
4.Школьник Ю.К.Подводный мир (энциклопедия)
(Приложение 1)
Работа в группе. Запомни и соблюдай простые правила поведения в группе:
1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать.3. Не согласен – предлагай!
Задание группе
Заполните таблички, что говорят о медузах Вера и Филя?(используйте текст)
Вера
медузы | |
Филя
медузы | |
( Приложение 2)
Лист самооценки работы в паре (группе)
Оцени, как ты работал(а) в группе(паре):
используй знак «+», знак минус не ставь
Самооценка | Работа в группе +/- | Работа в паре +/- |
Я всегда активно участвовал в выполнении заданий | ||
Я внимательно выслушал то, что говорили другие члены группы( пары) | ||
Я подавал группе (паре)правильные ответы | ||
Я общался с членами моей группы(пары) с уважением, даже если был не согласен с ними |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков литературного чтения (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....
Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"
Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного и любви к ...
Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России" Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока и презентация....
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; ...