Урок литературного чтения в 3 классе( УМК "Перспективная начальная школа".М.Вайсман "Лучший друг мадуз"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иванова Нина Николаевна

Это произведение о том, как главный герой изменил своё отношение   к медузам, что для него сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспективная начальная школа»


Литературное чтение.3 класс.

Маша Вайсман «Лучший друг медуз»

Цель урока: понимание мотивов поведения  главного героя,  нравственного содержания произведения.

Задачи:

 -в ходе  анализа произведения обратить внимание обучающихся на события, которые изменили отношение главного героя к медузам;

-подвести детей  к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;

-обсудить, почему рассказ помещён  в эту главу «Учимся любить»

Планируемые результаты:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

Коммуникативные: учиться формулировать своё мнение, допускать возможность существования различных точек зрения.

Познавательные: учиться основам смыслового чтения художественного текста, выделять существенное.

Предметные: Понимание заглавия, его соотнесение с содержанием, анализ поступков героя с точки зрения норм морали.

Ход урока

 I.Организационный момент

–Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке  литературного чтения. Проверьте готовность к уроку. На столе у вас учебник, ручка, карандаш, оценочные листы, квадраты, бейджики.

( обучающиеся  проверяют готовность   к уроку)

II .Мотивация обучения.

–Какое  у вас настроение? Если оно хорошее, покажите зелёный квадрат, если не очень– жёлтый,  а если плохое–красный. Я надеюсь, что к концу занятия оно у всех будет хорошим.                              

III.Актуализация знаний.

–Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения? («Учимся любить»)

–Назовите  произведения и их авторов, которые вам понравились. Что особенного вам запомнилось  в них? Что поразило больше всего?

IV.Подготовка к восприятию нового .Презентация   (слайд1)

–Что это за звуки вы слышите, ребята? (Море) Кто был на море?( поднимите руку) -Какие ощущения вы испытывали, купаясь в нём?(Поговорка. В море раз побудешь, век не забудешь) ( слайд 2)

–Сегодня мы  познакомимся с одним морским обитателем. Отгадайте, кто это? Прочитаем эту загадку сначала с удивлением, потом весело.
Для неё волна – качели, 
И плывёт она без цели 
Ниоткуда в никуда, 
Вся прозрачна как вода ( медуза, слайд 3)

–Что вы знаете о них? Какие чувства вызвали у вас эти морские обитатели?

 Сообщение  о медузах  ( рассказ обучающегося сопровождается слайдами , которые подготовил сам)

–Медуза –одно из древних животных,  тело которого  на 95 процентов  состоит из воды,  у неё нет головного мозга и скелета, зато две нервные системы, питаются планктоном. Размер маленькой медузы(ируканджи) 3-4 см(слайде 4), у самой большой(цианея, слад5) диаметр шляпки 2м,  щупальца  достигает  тридцати шести метров., вес- до двухсот килограммов. Самая  опасная – морская оса( слайд 6).В  Азовском  Чёрном морях широко распространена медуза  корнерот(слайд 7).Есть медузы, которые светятся.   (слайд 8)Все медузы очень красивы. Но не трогайте их руками и  не пытайтесь  поймать! Они могут быть опасными!

 V. Знакомство  с новым произведением Маша Вайсма «Лучший друг медуз» (слайд 9)

–Исходя из заголовка, мы можем поставить себе цель. В чём она заключается? (слайд 10)

VI.Прогнозирование

–Кто может быть лучшим другом у медуз? Давайте проверим, кто же прав? Рассмотрим рисунок  к этому тексту

Дети по рисунку, на котором изображён мальчик, предполагают, что это мог быть мальчик ( слайд 11)

План работы(  размещается на доске)  

 1)Словарная работа

 2)Чтение    I части. Ответы на??????Работа  в парах(самооценка)

 3)Чтение II части .Ответы на ???Работа в группах( самооценка)

  4)Обобщение, подведение итогов( Почему данное произведение вошло  в нашу главу). Сюрприз. 

Словарная работа (слайд 12)

VII.  Работа и анализ 1 части  произведения

 –Цель нашего  чтения–познакомимся с героями, узнаем какие поступки они совершают? Чтение 1 части

 Во  время чтения идёт прогнозирование  «Сначала камешки. Они, конечно, красивые, но заходить по ним в воду... Сами попробуйте... Потом в море нагнало тысячи крылатых муравьёв. Откуда они взялись?»  - А вы как думаете?

После чтения  Дети отвечают на поставленные перед чтением вопросы. От лица кого ведётся повествование?

Работа по вопросам из текста.( обратить внимание на значок в учебнике «Выскажи своё мнение») Наблюдение за морем( цвет моря, его  настроение)Путём  таких наблюдений дети научились  определять можно ли купаться. Дети  дружны ( они вместе, наблюдают, рассматривают медуз,«мы вместе» -говорит герой рассказчик»,

Работа в группе.

Заполните с табличку и выпишите, что говорят о медузах Вера и Филя? (приложение1)


Вера 


Филя 

Маленькие и милые
гладенькие 

Прозрачные загадочные медузы, но только издалека 

Скользкие и противные ,жгутся

Их очень много! 

Работа с оценочным листом.  (дети оценивают свою работу в парах, приложение2)

- Вправе ли главный герой назвать себя другом всех зверей? Друг –тот, который относится  к живым существам доброжелательно  с любовью. Филя испытывает неприязнь

–Способен ли он нанести вред медузам?( герою самому неприятно, что он  так к ним относится, однако перебороть свою неприязнь не может. Их очень Филя очень  внимательный  и наблюдательный, для него море-живое существо может сердиться, играть. Может быть тихим и сонным,   медузы мне нравились   прозрачные и загадочные)

VIII.Физкультминутка.  Танец медуз (слайд 13)

IX.Работа над второй частью. Перед чтением поставить  перед ребятами  вопрос.

–Изменилось ли отношение к медузам ? Чтение 2 части   по ролям    ( читают два  мальчика, которые готовили это задание дома)

Работа  в паре.

–Что  заставило Филю изменить своё отношение к медузам? Используй слова из текста ( Когда Филя увидел, что незнакомый мальчик мучает медуз, ему стало жалко,  он почувствовал. Что они такие же живые существа, как и другие. Животные, они тоже могут испытывать боль   (Прочитать в тексте -Ты , что делаешь?! Прекрати сейчас же! Они живые! Им больно!) Лист самооценки( дети оценивают свою работу, приложение 2)

–Что нового  о медузах для себя  открыл герой- рассказчик? ( Обратить внимание детей на  то, как Филя проникся   сочувствием и жалостью к медузам, он увидел  в них природную целесообразность «Они гладкие, им так легче плавать» и даже красоту « медузы очень красивые, они-  морские бабочки»

- Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними? (его доброта , жалость  и  сочувствие к медузам)  - Как бы вы поступили на месте Фили?

–Может ли теперь Филя считать себя «другом всех  зверей»(Да, мальчик будет стараться  защищать любое животное и сам не причинит ему вред. А вам бы хотелось иметь такого товарища?  

 «Корзина мыслей»

 --Почему произведение  помещено в главу «Учимся любить?» О каких проявлениях любви в нем? (На доске корзина,  в  которую помещаются слова, сказанные детьми  . Любить – это значит, переживать, сочувствовать,  помогать , спасти...)

X.Подведение итога урока

– Достиг  ли цели  наш урок? Кто же  настоящий друг ?

–Какова главная мысль произведения? (Любовь и понимание окружающего мира сильнее страха и неприязни.)

–А итогом нашего урока пусть будет стихотворение из хрестоматии.

Эмма Мошковская. “ Нужен он …. (один из обучающихся читает стихотворение наизусть).

Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
Тонким,
Толстым,
Нужен взрослым,
Нужен взрослым и ребятам,
Нужен, чтобы он был рядом.
Очень – очень – очень нужен,
Если кто-нибудь простужен,
Или просто нету сил,
Или просто загрустил …
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужно, чтобы всюду
был Хороший Человек.

XI.Сюрприз ( на доске картинки медуз, дети берут понравившуюся  медузу,  на каждой из медуз написано   домашнее задание –пожелание .Задания  медуз, которые дети могут выбрать: подготовить сообщения и о море и  медузах, прочитать диалог по ролям, подготовить  тест из  7 вопросов по  произведению, выучить стих Э.Мошковской «Нужен он…» , написать сочинение-рассуждение  «Что такое  дружба?» ( по заданному плану, который будет  дан) на основе прочитанных  о дружбе произведений.  

Список литературы:

1.Вайсман М.Е. «Правда, весело?»

2.О.В.Малаховская. Хрестоматия по литературному чтению ( 3класс)

3.Чуракова Н.А.Литературное чтение  3 класс ( учебник)

4.Школьник Ю.К.Подводный мир (энциклопедия)

(Приложение 1)

Работа в группе. Запомни и соблюдай простые правила поведения в группе:

1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать.3. Не согласен – предлагай!

Задание группе

Заполните таблички, что говорят о медузах Вера и Филя?(используйте текст)

                              Вера

медузы

                             Филя

медузы

 

                                                                                       

( Приложение 2)

Лист самооценки работы в паре (группе)  

Оцени, как  ты работал(а) в группе(паре):

используй знак «+», знак  минус  не ставь

Самооценка

Работа в группе +/-

 Работа в  паре

   +/-

Я всегда активно участвовал в  выполнении заданий

Я внимательно выслушал то, что говорили другие члены группы( пары)

Я подавал группе (паре)правильные ответы

Я общался с членами моей группы(пары) с уважением, даже если был не согласен с ними


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"

Цели урока:  познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; ...