Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России" Л.Н.Толстой "Детство".
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

   Конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_detstvo_doc.doc49 КБ
Файл prezentaciya1_tolstoy_.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

                    Тема: «Карл Иванович и Николенька»

             Л.Н.Толстой «Детство» Главы из повести. Глава 4 – «Классы»

           

Задачи:

  1. расширять представление о прошлом (обучение дворянских детей);
  2. учить характеризовать персонажей по их поступкам и речи;
  3. продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря учащихся за счет устаревшей и малоупотребительной лексики; развитие речевого чутья при замене устаревших слов и выражений современными;
  4. воспитание любви к литературе как источнику знаний человеческих отношений.

  1. Актуализация знаний.
  1. Орг.момент. Чтение высказывания . (Слайд №1)

«Чтение   хороших  книг – это  беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами,  и, причем, ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.» ( Рене Декарт)

  1. Какой раздел литературы мы начали изучать? (Аз, буки, веди)  Слайд №2

- Что обозначают эти знаки? (Буквы старославянского алфавита.)  Из первых двух букв составлено название первого учебника по чтению для детей. (Азбука ) Слайд №3.

Но есть еще и такие книги: «Шахматная азбука», «Азбука ядерной физики» (Слайд №3)

- Что же означает слово – азбука?

Азбука -  начальные основания какой – либо науки. (Словарь)

  1. О чем нам уже  поведал этот раздел литературы?  (Слайд №4)  Что узнали для себя нового?

- Какой была в старину школа?  Кого обучали? Какие были классы – устройство?  По каким книгам учились дети? Сегодня мы называем – буква, а раньше называли? (зримый знак)

«Наум наставит на ум» - почему так говорили на Руси?

- Кто обучал дворянских детей в раннем детстве?  

- Что входило в круг обязанностей гувернера? (Ответ подтвердить отрывком из текста)

4. Мы продолжаем изучать творчество Л.Н. Толстого. Главы из какой повести мы читаем? (Детство). Это повесть из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»  (Слайд №5). 

- Как вы понимаете слово ТРИЛОГИЯ?  (Три произведения одного автора, объединенные сюжетом или главными героями.)

- Почему мы,  жители тульской области, с особенным чувством читаем произведения Л. Толстого? (Слайд №6) Л.Н.Толстой не просто жил и создавал свои произведения в  Ясной поляне -       мир узнал о нашей области в связи с его произведениями, ставшими классикой литературы.

5. Итак, глава  «Учитель Карл Иваныч».

     С какими героями повести мы познакомились в этой главе? (Карл Иваныч, Николенька, старшие мальчики, дядька…)

- От какого лица ведется повествование? (От первого. От лица Николеньки Иртемьева)

  1. Закрепление предыдущего материала..
  1. Рассмотрите репродукции знаменитых картин Валентина Серова «Дети»  и  «Мика Морозов»  (Слайды № 7,8,9)

Прочитайте вопросы, обсудите в  парах. Мы ждем ваших мнений.

 - Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым?   Почему?    Можно ли по портрету сказать что  -либо  о характере мальчика? Какое настроение вызывает картина?

Карточка.  Дошкольник,   взрослый,  отрок,  непоседливый,  степенный, открытый,  злой,  добрый,  веселый,  раздраженный,  равнодушный, печальный,  задорный.

  1. Как вы думаете, по каким признакам можно судить о характере человека? (По поступкам, по мыслям) 

- Вспомните, на что обиделся Николенька?  (Слайд № 10) 

- Как и почему прошла его обида?

  1. Похож ли Николенька в чем-нибудь на вас?

- В чем похож или не похож?

- Размышляете ли вы над своими поступками, как Николенька?

- Были ли у вас в жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к  кому-нибудь?

       4. Что мы можем сказать о взаимоотношениях Карла Ивановича и мальчиков?

     

  1. Знакомство с новым текстом.
  1. Еще более ярко Толстой описал взаимоотношения Николеньки с Карлом Ивановичем в главе «Классы»  (Слайд №11)
  2. Чтение текста учителем и подготовленными детьми.

-Какие устаревшие слова и словосочетания вы нашли в тексте?

(Учился порядочно,  вытвердить, была горячка, комод, сюртук)

– Замените их современными словами.

  1. «Дети большие стали…»  (Слайд №11)     Что обозначали эти слова отца мальчиков?

-  Как Карл Иванович отнесся к  необходимости отъезда детей в гимназию?

(Переживал как личную трагедию.)   Почему?

- Как он выражал свою обиду? (Подтверждение из текста)

- Какое чувство у вас вызывает Карл Иванович?

4. Докажите, что мальчики любят Карла Ивановича, а он любит их.  Как переживал Николенька этот конфликт? (Подтвердить ответ отрывками  из текста)

(Николенька живо и непосредственно откликается на беды близких ему людей, принимает их невзгоды близко к сердцу.)  Неравнодушный. Небезразличный.

5. Карл Иванович отомстил за нанесенную ему обиду? Как? (Слайд №11)  

-  Почему он попросил Николеньку написать именно это предложение? Каким голосом он диктовал?

6. Прочитайте последнее предложение. Что значит «достойно отомстить за обиду»?  (Не потерять собственного достоинства)  

- Этот урок взаимоотношений между людьми запомнит Николенька на всю жизнь.

  1. Много нового и интересного мы сегодня обсудили на уроке.

- Что, по вашему мнению, хотел Л. Толстой передать нам через образы и переживания своих героев? ( Рассказать о прошлом, о взаимоотношениях людей. научить доброте, выдержанности.)

- Что лично для себя вы взяли из обсуждения на этом уроке?

                        - Безусловно, Л. Толстой писал свои произведения не только для того, чтобы рассказать потомкам о том, как жили  в конце 19 – начале 20 веках, но и пробудить в нас лучшие человеческие чувства.    Те чувства, которые воспитывает «Азбука человеческих отношений», цитатой из которой мы закончим сегодняшний урок: «Во всем, как хотите, чтобы с вами                  поступали люди,  так поступайте и  вы    с ними.»     (Мф.7:12)

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Донского «Азбука жизни » Л.Н.Толстого Тема: «Карл Иванович и Николенька» Л.Н.Толстой « Детство». Главы из повести . Глава 4 – «Классы» Урок литературного чтения в 4 классе УМК «школа России» Составила Махлина Евгения Ильинична - учитель начальных классов

Слайд 2

« Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.» Рене Декарт

Слайд 4

Азбука - начальные основания какой –либо науки. (Словарь)

Слайд 5

«Наум наставит на ум» «Как учили дворянских детей» «…Рука покоится на ручке кресел» «…Он нес наши платья и обувь…» «…Задал нам урок из истории…»

Слайд 6

Прешпект

Слайд 7

«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней.»

Слайд 8

Валентин Серов «Дети»

Слайд 9

В. Серов « Мика Морозов »

Слайд 10

Кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртемьевым ? Почему? Можно ли по портрету сказать что либо о характере мальчика? Какое настроение вызывает картина?

Слайд 11

«Учитель Карл Иванович» (глава из повести) «…Только о том и думает всю жизнь, прошептал я,- как бы мне делать неприятности». «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нём думать».

Слайд 12

«Классы» (глава 4) «…Дети большие стали, им надо серьёзно учиться…» «Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность…»

Слайд 13

Стремление к добру, правде, истине, любви, красоте.

Слайд 14

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» (Мф.7:12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...