КТП литературное чтение 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) | Планируемые результаты (личностные) | |||||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | ||||||||||
ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (1 ЧАС) | ||||||||||||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформления учебника. | Обучающийся с помощью учителя научится ориентироваться в учебнике по литературному чтению, прогнозировать содержание раздела. Знать и применять: - систему условных обозначений при выполнении заданий. Знать: – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике; - ФИО писателей, произведения которых читали в 3 классе. Находить нужную главу и нужное произведение в содержание учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | - ориентировать ся в учебнике. | - организовы вать рабочее место. | - вступать в диалог, отвечать на вопросы; - составлять связное высказывание по иллюстра- циям и оформлению учебника. | - принятие и освоение социальной роли обучающегося. | ||||||
ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ. (7 Ч) | ||||||||||||
2. | Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития». Прогнозирование содержания раздела. Самые интересные книги, прочитанные летом. | Обучающийся с помощью учителя научится прогнозировать содержание изучаемого раздела, планировать работу на уроке. Знать и применять: - систему условных обозначений при выполнении заданий; – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | - понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; - использовать поиск необходимой информации для выполнения -строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим -понимать цель чтения и осмысли- -извлекать информацию, представленную в разных формах; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | - организо вывать рабочее место; -выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, -оценивать правильность выполнения действия на уровне
-сопоставлять свою оценку с оценкой | -участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения, - договари- ваться друг с другом; - принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание; - проявлять уважение к чужому мнению; -строить монологическое высказывание; - участвовать в учебном диалоге; -аргументиро вать -уметь слушать, извлекать пользу - сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир. -воспитание художественно-эстетического вкуса; - проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги. - проявлять заинтересован ность - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей; - сформировы вать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительнос ти и принятия образца «хорошего ученика»; | ||||||
3. | Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | Обучающийся научится: - читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития; - находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах; - сравнивать текст летописи с художественным текстом; - сравнивать поэтический и прозаический текст былины; - пересказывать былину от лица её героя; - определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст; - сравнивать былины и волшебные сказки; - находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки; - составлять рассказ по репродукциям картин известных художников; - описывать скульптурный памятник известному человеку; - находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека; - описывать характер человека; высказывать своё отношение; - рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; - участвовать в проектной деятельности; составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Читать вслух текст целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Размышлять над прочитанным. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | ||||||||||
4. | Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | |||||||||||
5. | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». | |||||||||||
6. | Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство и юность Варфоломея. | |||||||||||
7. | Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | |||||||||||
8. | Проект «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений. | |||||||||||
ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ. (16 Ч) | ||||||||||||
9. | Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. | Обучающийся научится прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Учащийся научится: - воспринимать на слух художественное произведение; - читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание; - ускорять и замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | - планирование работы с произведением; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - освоение приёмов поиска нужной информации в дополнительных источниках; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; - осуществлять - овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художествен ной выразитель ности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; - освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром | - принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения; - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; - для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу4 - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, - осмысливать собственное поведение и поведение окружающих | - соблюдать нормы речевого этикета; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познаватель ных задач; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы; - участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения; - умение высказывать и пояснять свою точку зрения; - умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них - на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы | - оценивать ситуации и поступки как -признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или -доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других в добрых поступках; - проявлять интерес - анализировать ситуации и поступки других, опираясь на общечеловеческие ценности; - анализировать себя и свои поступки: что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может; -способность признавать свои плохие - признавать - проявлять заинтересован ность - объяснять, что связывает гражданина с историей, - признавать | ||||||
10. | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя. | |||||||||||
11. | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства. | |||||||||||
12. | А. С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. | |||||||||||
13. | А. С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! ...». Интонация стихотворения. Сравнение словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. | |||||||||||
14. | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной. | |||||||||||
15. | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | |||||||||||
16. | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Деление текста на части. Составление плана сказки. Пересказ основных эпизодов сказки. | |||||||||||
17. | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. | |||||||||||
18. | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | |||||||||||
19. | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | |||||||||||
20. | Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. | |||||||||||
21. | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. | |||||||||||
22. | А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. | |||||||||||
23. | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. | |||||||||||
24. | Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений. | |||||||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. (9 Ч) | ||||||||||||
25. | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.
| Прогнозировать содержание раздела. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знать: - произведения русских поэтов 19-20 вв. о природе; Уметь: - готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов; - воспринимать на слух художественное произведение; – выразительно читать стихотворения русских поэтов; – использовать приёмы интонационного чтения; - передавать настроение автора; – воспроизводить стихотворные произведения наизусть; – определять средства художественной выразительности в лирическом тексте; – наслаждаться поэзией, понимать и любить её; – анализировать поэтическое изображение природы в стихах; – анализировать средства художественной выразительности; – определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения; - определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах; – размышлять, всегда ли они совпадают с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям; – высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; - определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей; - читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором; – оценивать события, героев произведения; - самостоятельно оценивать своё чтение. | - формулировать выводы, обосновывать их на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (нахождение средств художествен ной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; - освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; - освоение приёмов поиска нужной информации; - учитель привлекает детей к открытию новых знаний, они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни; | - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - обращаться к способам действий, - осознавать уровень и качество выполнения работы; - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно - сопоставлять свою оценку с оценкой - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | -анализировать средства художествен ной выразительности; - применять правила и нормы поведения, принятые в обществе; - овладение основами коммуникативной деятельности; - участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; - на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - полноценное восприятие художественной литературы; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; - положительное отношение к школе; чувство необходимости учения; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - признавать - проявлять заинтересован ность - осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово; - способность | ||||||
26. | Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. | |||||||||||
27. | А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. | |||||||||||
28. | Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». Передача настроения и чувства в стихотворении. | |||||||||||
29. | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | |||||||||||
30. | И. С. Никитин «В синем небе над полями…». Изменение картин природы в стихотворении. | |||||||||||
31. | Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». Главная мысль в стихотворении. Выразительное чтение. | |||||||||||
32. | Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. | |||||||||||
33. | Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений. | |||||||||||
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. (12 Ч) | ||||||||||||
34. | Знакомство с разделом «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. | Прогнозирование содержания раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Знать: - произведения русских писателей, творчество писателей; - отличительные особенности литературной сказки. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст; – определять тему и главную мысль; - определять смысл заглавия; - читать и воспринимать на слух прочитанное; - сравнивать народную и литературную сказки; - определять виды текстов; - рассказывать о герое с опорой на текст сказки; - делить текст на части; - составлять план сказки с опорой на главные события; - пересказывать сказку по плану подробно и выборочно; - придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы; - составлять рекомендованный список литературы; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - формулировать выводы, обосновывать на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - использовать поиск необходимой - переносить взаимосвязи и закономерности. - строить речевое - определять причины и следствия - делать выводы - работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно | - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - пробовать самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями - определять последовательность - осуществлять простейшее планирование своей работы; - обращаться к способам действий, - осознавать уровень и качество выполнения работы; - вносить необходимые коррективы - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно - сопоставлять свою оценку с оценкой | - постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; - участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - проявлять интерес и уважение - признавать важность учебы и по- - понимать, зачем выполняются те - проявлять интерес к поиску и присвоению общих -способность объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу. - строить монологичес кое высказывание; - аргументиро вать | - формулирова ние личной оценки; - аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников; - построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик; - установление связи между учением и будущей профессиональ ной деятельности; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - осознавать себя гражданином России; - понимать ответственность за произнесенное и написанное слово; - сформирован ность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, -доброжелатель но, эмоционально-
| ||||||
35. | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки. | |||||||||||
36. | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ. | |||||||||||
37. | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Главная мысль произведения. | |||||||||||
38. | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. | |||||||||||
39. | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | |||||||||||
40. | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. | |||||||||||
41. | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям. | |||||||||||
42. | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. | |||||||||||
43. | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. | |||||||||||
44. | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование. | |||||||||||
45. | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. | |||||||||||
ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС. (7 Ч) | ||||||||||||
46. | Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.
Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Знать понятие «жанр произведения». Уметь: - определять нравственный смысл произведения; - определять жанр произведения; - анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения; - определять прямое и переносное значение слов; - понимать, как поступки характеризуют героев произведения; - определять нравственный смысл поступков героев; - инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра; - пересказывать текст от лица автора или одного из героев; - узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе; - находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя; - готовить сообщение о писателе; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; - подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.
| - учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока; - для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - формулировать выводы, обосновывать на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод; - определять причины и следствия | - оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, -определять наиболее эффективные способы достижения результата- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; | - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания; - организация работы в парах и группах. | - восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев; - формулирова ние личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | ||||||
47. | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения. | |||||||||||
48. | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. | |||||||||||
49. | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. | |||||||||||
50. | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | |||||||||||
51. | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. | |||||||||||
52. | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | |||||||||||
СТРАНА ДЕТСТВА. (8 Ч) | ||||||||||||
53. | Знакомство с разделом «Страна детства». Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение, отношение. Выразительное чтение диалогов. Чтение диалогов в лицах. Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение высказываний о произведении (героях, событиях). Уметь: - читать осознанно вслух и про себя; – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; - использовать приёмы выразительного чтения; - находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; - определять отношение автора к героям; – определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора; – анализировать возможные заголовки произведений; – использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); - придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту; - составлять план текста; - пересказывать текст на основе плана; - придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей; – проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - формулировать выводы, обосновывать их на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; -извлекать информацию, представленную в разных формах; - строить высказывание в устной -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - оценивать правильность выполнения действия на уровне | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - аргументиро вать | - понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; - оценивать ситуации и поступки как - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или
- объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность -способность признавать свои плохие | ||||||
54. | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | |||||||||||
55. | Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». | |||||||||||
56. | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. | |||||||||||
57. | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. | |||||||||||
58. | М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. | |||||||||||
59. | М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ. | |||||||||||
60. | Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений. | |||||||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. (4 Ч) | ||||||||||||
61. | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Тема стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихотворения к теме. Уметь: – воспринимать на слух художественное произведение; - размышлять над его содержанием; – срав; - различать стихотворения разных поэтов; - определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества; - определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение; - рассказывать об эпизодах из своего детства; - участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | - освоение приёмов поиска нужной информации; - формулировать выводы, обосновывать на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим - понимать цель чтения и осмысли- | - организовы вать свое рабочее место;
- осуществлять контроль за своей работой; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания: фиксиро вать тему (заголовок), ключевые слова; - активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познаватель ных задач | - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - развитие самостоятельнос ти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - формирова ние умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | ||||||
62. | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. Развитие чувства в лирическом произведении. | |||||||||||
63. | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. | |||||||||||
64. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений. | |||||||||||
ПРИРОДА И МЫ. (9 Ч) | ||||||||||||
65. | Знакомство с разделом «Природа и мы». Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Отношение человека к природе. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Размышлять над содержанием произведения. Выразительное и осознанное чтение использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в творческих проектах. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. Уметь: – читать текст вслух и про себя; – понимать смысл прочитанного; - передавать настроение автора; – анализировать заголовок произведения; – характеризовать героя произведения на основе поступка; – определять отношение автора к героям на основе текста; – наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова; - объяснять нравственный смысл рассказа; – определять тему, которая объединяет рассказы в разделе; – оценивать события, героев произведения; - формулировать основную мысль темы; - делить текст на части; - пересказывать текст подробно и выборочно; - находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки сообщения по теме; - составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря; - читать выразительно диалоги из текста; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - формулировать выводы, обос-новывать их на тексте; находить аргументы, под-тверждающие вывод; - умение высказывать и пояснять свою точку зрения; - освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; - освоение приёмов поиска нужной информации; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -владеть общим - понимать цель чтения и осмысли- | - организовы вать свое рабочее место;
- осуществлять контроль за своей работой; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - обращаться к способам действий, - осознавать уровень и качество выполнения работы; - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно - сопоставлять свою оценку с оценкой | - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. | - формулирова ние личной оценки; - аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - полноценное восприятие художественной литературы; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; - положительное отношение к школе; чувство необходимости учения; - проявлять заинтересован ность - осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово. | ||||||
66. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. | |||||||||||
67. | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. | |||||||||||
68. | М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. | |||||||||||
69. | Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. | |||||||||||
70. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | |||||||||||
71. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. | |||||||||||
72. | Проект «Природа и мы». | |||||||||||
73. | Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. | |||||||||||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. (6 ч) | ||||||||||||
74. | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Картины осени в лирическом произведении Б. Л. Пастернака «Золотая осень». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Выразительное чтение, Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Самостоятельное сочинение стихотворений. Знать: средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение) Уметь: – подобрать сборники стихов к выставке книг; - заучивание стихов наизусть; - определять настроение поэта и лирического героя; - наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи; – находить в произведениях и анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения), сравнивать их, самостоятельно дополнять; - сравнивать произведения живописи, музыки, литературы; - определять общее настроение произведения; - формулировать и высказывать своё мнение; – проверять чтение друг друга, работая в паре; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
| - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формулировать выводы, обос-новывать на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий - строить речевое - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | - организовы вать свое рабочее место; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - определять последовательность - осуществлять простейшее планирование своей работы; - обращаться к способам действий, | - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания; - уметь слушать, извлекать пользу сников, сотрудничать с ними при работе в группе; - аргументи ровать | - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; - признавать | ||||||
75. | С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении. | |||||||||||
76. | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в стихотворении. Чтение наизусть. | |||||||||||
77. | Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. | |||||||||||
78. | С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | |||||||||||
79. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Декламация (чтение наизусть) наиболее понравившихся стихотворений. Оценка достижений. | |||||||||||
РОДИНА. (5 Ч) | ||||||||||||
80. | Знакомство с разделом «Родина». Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. | Прогнозировать содержания раздела. Планировать работу с произведением на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Выразительное чтение стихотворений, передавая чувство гордости за своих предков. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Понимать особенности поэтического текста. Уметь: – рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения; - предполагать содержание произведения по его названию; - писать сценарий поэтического вечера; - составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Роидине; - просерять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - формулировать выводы, обосновывать на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - освоение приёмов поиска нужной информации; - определять причины и следствия - делать выводы - переносить взаимосвязи и закономерности; - строить речевое - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. | - организовы вать свое рабочее место; - выделять учебную задачу на основе
но конструиро вать - определять последователь ность действий для решения предметной задачи; - осуществлять простейшее | - участие в диалоге при обсуждении произведения; - выражение личного отношения к прочитанному; - аргументация своей позиции; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) при работе в группах. | - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих - проявлять заинтересован ность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||||||
81. | С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | |||||||||||
82. | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. | |||||||||||
83. | ПРОЕКТ «Они защищали Родину». | |||||||||||
84. | Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Декламация (чтение наизусть) стихотворений. Оценка достижений. | |||||||||||
СТРАНА ФАНТАЗИЯ. (7 Ч) | ||||||||||||
85. | Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности фантастических произведений. Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: – определять особенности фантастического жанра; - сравнивать и характеризовать героев произведения; - отвечать на вопросы по содержанию произведения; - придумывать свои вопросы к текстам; – придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно); - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим - освоение приёмов поиска нужной информации; - формулирование несложных выводов, обос-новывание на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. | - выделять учебную задачу на основе
-определять последователь ность - осуществлять простейшее планирование своей работы;
- осознавать уровень и качество выполнения работы. | -использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях -интерпретация информации в соответствии с коммуникатив ными и познавательными задачами; - проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; - уметь слушать, извлекать пользу | - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем | ||||||
86. | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | |||||||||||
87. | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | |||||||||||
88. | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | |||||||||||
89. | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Характеристика героев произведения. | |||||||||||
90. | Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва и Е. Велтистова. | |||||||||||
91. | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. | |||||||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. (11 Ч) | ||||||||||||
92. | Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы по усвоению содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Выразительно читать диалоги. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: - подготовить к выставке книги зарубежных писателей; - пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений; - составлять рассказ о герое, используя авторский текст; - высказывать своё мнение о прочитанном произведении; - характеризовать поступки героев произведения; - рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение; - пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - использовать поиск необходимой информации для выполнения -строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим -понимать цель чтения и осмысли- -извлекать информацию, представленную в разных формах; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | - организовы вать свое рабочее место под руководством учителя; - организовы вать свое рабочее место; - выделять учебную задачу на основе
но конструиро вать - определять последователь ность действий для решения предметной задачи; - осуществлять простейшее - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | - участие в диалоге при обсуждении произведения; - выражение личного отношения к прочитанному; - аргументация своей позиции; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) при работе в группах; - готовность конструктив но разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | - оценивать и анализировать ситуации и поступки как
- объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||||||
93. | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | |||||||||||
94. | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности характеров героев. | |||||||||||
95. | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская зарубежная сказка. | |||||||||||
96. | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | |||||||||||
97. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | |||||||||||
98. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. | |||||||||||
99. | С. Лагерлёф «Святая ночь». Поступок героя. | |||||||||||
100 | С. Лагерлёф «В Назарете». Основная мысль рассказа. | |||||||||||
101 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений. | |||||||||||
102 | Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг». |
Планирование составлено на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетов а М. З. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.
- Примерная программа по литературному чтению. Начальная школа. (Стандарты второго поколения) Москва. Просвещение.
2010 г;
- Рабочая программа «Литературное чтение» 1-4 классы, предметная линия учебников под редакцией Л.Ф. Климановой,
В. Г. Горецкого и др. Москва. Просвещение. 2011 г.
УМК
- Л. Ф. Климанова. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Учебник 4 класс, в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2013.
- Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. Москва. «Экзамен», 2014.
- УМК С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Школа России»).
4 класс. Москва «ВАКО», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....