Н.Носов " На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
В разработке представлена методика проведения урока с использованием различных методов и форм: информационно-коммуникационных технологий, технологии сотрудничества, технологии групповой работы, личностно-ориентированного обучения, метода проблемного обучения, коллективных способов обучения и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока Н.Носов "На горке" | 210.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
УМК «Школа России»
Класс: 2.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема урока: Н. Носов «На горке».
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и
идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.
Задачи урока:
образовательные:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.
Метапредметные:
· Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
· Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
· Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах и группах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
Личностные: средствами художественного произведения формировать у учащихся умения отличать хорошие поступки от плохих; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте; вырабатывать стремление к самоизменению. Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
Формирование ключевых компетенций:
- учебно – познавательной
- коммуникативной
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация, аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»; конверты с картинками (иллюстрации плохих и хороших поступков детей, портрет писателя, карточки с заданием) мультимедийный проектор, экран, карточки с лексическим значением слов. Толковый словарь С.Ожегова, аудиозапись песни Буратино из кинофильма «Золотой ключик», карточки со словами для составления кластера).
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||
1. | Организационный момент | Звенит звонок. Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. -Прежде чем мы начнем наш урок, давайте вспомним правила поведения на уроке. | Дети вспоминают правила поведения на уроке. 1-уч.: На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2-уч.: Слушай, не перебивай. 3-уч.: Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. 4-уч.: Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. 5-уч.: Каждый день- всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим, И тихонечко сидим. | Личностные УУД: готовность к обучению, самоорганизация. | ||||||||||||||
2. | Актуализация опорных знаний | Речевая разминка. Ип- ип- ип – слышу снега скрип . Ок- ок –ок –падает снежок. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре. Конец второго предложения прочитайте с вопросительной интонацией. -В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. | Дети читают чистоговорки по рядам, только девочки, только мальчики, вместе. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией. | ||||||||||||||
3. | Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи | Отгадайте загадку: У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос суёт свой длинный Кто же это ? (БУРАТИНО) (Звучит музыка из кинофильма «Золотой ключик», в класс вбегает Буратино, держа в руках конверт). - Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Дело в том, что Мальвина спрятала мой золотой ключик. А как я открою волшебную дверцу без ключа? Чтобы вернуть ключ мне нужно выполнить все задания, которые находятся вот в этом конверте. Вот я пришел к вам. Помогите, пожалуйста! (Буратино показывает конверт ребятам) -Ребята, поможем Буратино? ( У каждого на парте конверты, дети открывают конверты и достают карточки с заданиями) - Откройте конверты и достаньте содержимое. Что вы видите? Кто на ней изображен? Что делают дети? На какие группы можно распределить карточки? (карточки на которых изображены дети, совершающие разные поступки: плохие и хорошие) - О ком пойдет речь на нашем уроке? - Перед вами портрет. Кто на ней изображен? - Какие произведения Н.Носова вы знаете? - Сейчас я вам предлагаю разгадать ещё одно произведение Н.Носова, но для этого нужно расположить цифры в порядке возрастания.
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. - Я предлагаю вам воспользоваться карточкой №1 и сформулировать цель урока и задачи, которые мы поставим перед собой на этом уроке. Для этого вам нужно дополнить предложения. Цель урока: Будем развивать читательские умения работы с …. Учиться задавать …. Задачи: Отличать хорошие … от … Давать оценку …. Учитель предлагает детям предположить, о чем пойдет речь в произведении.
| Дети отгадывают загадку. Дети отвечают на вопросы Буратино. -Да,поможем. Дети перечисляют содержимое конверта. Дети. Они совершают поступки плохие и хорошие. - О ребятах и поступках, которые они совершают. Н.Носов Дети перечисляют произведения Носова. Дети переставляют карточки и читают название произведения. Н.Носов « На горке». Дети дополняют предложения т.о. формулируют цель и задачи урока.
| Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; планировать свои действия. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; высказывать свои предположения; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; | ||||||||||||||
4. | Первичное восприятие произведения. | Прослушаем аудиозапись произведения «На горке». - Ребята, вам понравилось произведение? -Какой момент вам особенно понравился? - А вам понравилось, как актеры передавали голосом интонацию героев? - Скажите оправдались ваши предположения? - Кто герои произведения? - А кто знает, как будут звать Котьку, когда он вырастит? (на доске учитель начинает составлять кластер) КОТЬКА-КОНСТАНТИН - Как пишется это слово? Почему? Какая ещё орфограмма в слове? (выставляю карточки со словами) На какой вопрос отвечает слово Котька (кто?) А к какой части речи относится? | Дети отвечают на вопросы учителя. Котька и ребята. Константин Это имя собственное, отвечает на вопрос кто? существительное, одушевленное | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; анализировать, сравнивать, делать выводы; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; точно выражать свои мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные УУД: выделять в системе знаний изученную единицу; | ||||||||||||||
5. | Цель физкультминутки: снятие утомляемости | Буратино вместе с ребятами проводит физкультминутку:
Буратино потянулся, Буратино потянулся- | Дети выполняют движения вместе с Буратино. | Регулятивные УУД: проводить физическую разгрузку в ходе работы | ||||||||||||||
6. | Повторное чтение по логическим частям. Работа над содержанием. | - Перед тем, как читать нам текст, давайте определим, к какому литературному жанру он относится? Словарная работа до чтения. - Как вы понимаете значение этих выражений? «нацепил коньки» «чирк коньками» «бух носом» - Как вы думаете, что означает слово «дворницкая»? От какого слова оно произошло? Где мы можем узнать с вами значение этого слова? - Конечно это можно узнать в толковом словаре С.Ожегова ( учитель показывает словарь и читает значение слова). - А у нас в учебнике тоже есть словарик , где можно найти значение непонятных слов
Аналогичная работа проходит со словом «четвереньки».
-Там, где мы остановимся для беседы, вы карандашиком легонько пометьте, чтобы найти потом, где читали, а ещё можно помечать слова, которые характеризуют Котьку или непонятные слова, если они найдутся. Но дома вы резинкой обязательно всё сотрите, чтобы учебники в чистом виде другим ребятам достались. Чтение по логическим частям стр.60 1 часть - Что строили ребята? - Долго они работали? - Что они сделали после работы? ( предложить ребятам самим поставить вопросы к содержанию данного отрывка) 2 часть - Каким вы представляете себе Котьку? - А ещё каким он вам представляется? (вывешиваю карточки) (КЛАСТЕР на доску.) Хитрый, ленивый. - Почему? Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике стр.61. - Какой ещё Котька? 3 часть - Что сделал Котька, когда ребята ушли? - Понравилась ему горка? - Получилось прокатиться с горки? - Почему? - Что он придумал? А что у нас в городе посыпают песком? (Дороги) Почему? (Чтобы люди не упали и машины в аварию не попали) Поэтому нужно думать о своей безопасности. - Получилось прокатиться? 4 часть - Когда ребята прибежали, какие чувства у них возникли? Посмотрите на иллюстрацию стр.63. 5 часть - Что решили ребята? - Как Котька исправил положение? -Как вы думаете, изменился ли он? - Каким он стал в конце нашего рассказа? - В чем проявилась догадка? -Почему можно назвать его заботливым? -Давайте обратимся к нашему герою, действительно ли, Константин оказался твёрдым, стойким? Работа в паре: - Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа. ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ. СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ. УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, СУМЕЙ И ПОПРАВИТЬ. - Какую вы выбрали пословицу и почему? - Как вы думаете, какие качества характера помогают человеку в жизни, чтобы жить в согласии с другими, иметь много друзей? -Чему научил нас рассказ Н. Носова «На горке»? | Рассказ- небольшое произведение, написанное в прозе, герой которого мальчик и ребята. Дети дают значения выражений. Отвечают на вопрос учителя. Ученик читает определение в учебнике. Четвереньки- поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить. Подняться с четверенек. Ученики задают друг другу вопросы по содержанию 1 части. Хитрый. Ленивый. Любопытный. Дети отвечают на вопросы по содержанию прочитанного Дети дополняют кластер: догадливый, трудолюбивый, заботливый. | Познавательные УУД: находить и выделять необходимую информацию; заполнять схему на основе текста (работа с кластером); выделять главную информацию в тексте; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять работу в паре; формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; Регулятивные УУД: организовывать выполнение заданий учителя; коррекция знаний, способов деятельности; осуществлять самоконтроль; | ||||||||||||||
7. | Итоги урока | -Чему сегодня мы учились на уроке? -Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Вам в этом поможет карточка с изображением Буратино и Мальвины. | Дети отвечают на вопрос дополняя предложения. Учились задавать…. Давать оценку…. Отличать …. Поступки от …. | Познавательные УУД: систематизировать изученное, делать выводы; Регулятивные УУД: соотносить цели урока с результатом работы; анализировать и осмысливать свои достижения; совместно с учителем и одноклассниками дать оценку деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя; | ||||||||||||||
8. | Рефлексия | Буратино: Ребята, спасибо за помощь. Мне приятно было с вами работать на уроке. | Буратино раздает ребятам карточку со своим изображением, в память о проведенном уроке. | |||||||||||||||
9. | Домашнее задание. | Учебник стр.64 задание 6 | Записывают в дневник. |
Ожидаемые результаты:
задавать вопросы по прочитанному произведению;
давать характеристику герою;
анализировать поступки детей, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"
Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям писателя для детей. К уроку прилагается презентация. Размеры през...
Разработка урока "Н. Носов "На горке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе с презентацией...
конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)
Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....
Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...
Н. Носов "На горке"
конспект урока по чтению по теме "Н.Носов "На горке"...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.
Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...
Урок по чтению. 2 класс. Н.Носов "На горке"
Урок с использованием технологий проблемно – диалогического метода обучения и формирования типа правильной читательской деятельности....