Актуализация знаний. Активизировать познавательные процессы | Беседа | Звучит песня « Россия! Русь!» - Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. - О чём и о ком эта песня?
- Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? - Как они называются? - С чем ассоциируются у вас эти слова?
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Сформулируйте тему урока
|
-Гордость, восхищение -О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д. Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава -Синонимы -Богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа. -Ответы детей
На уроке будем говорить о Родине | Фронтальная, индивидуальная | Музыкальное стредство, Слайд 1
|
| П- умеет слушать и слышать; К- ученик умеет вступать в диалог | У ребенка сформирована учебная мотивация
|
Открытия нового знания. Тренировать способность к применению знаний. | Беседа | - Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин. - Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста. 1 Где 2 Когда 3 Чем 4 Что Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира. -Давайте проверим, что у вас получилось. 1 Где родился поэт? 2 Когда родился? 3 Чем занимался? 4 Что принесло известность поэту?
- Сейчас мы перейдём на стихотворение. -Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?
Первичное восприятие стихотворения. - Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы внимательно слушая меня, постарайтесь 1. Определить характер стихосложения 2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения Беседа после чтения -Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями. -Какие чувства вы испытали? - Ваш прогноз подтвердился? - По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?
|
1 г. Воронеж 2 3 октября 1824 году 3 Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку. 4 Стихотворение «Русь»
- О красоте природе
- О защитниках
- О богатстве нашей Родины
- О подвигах
Ответы детей
Оно напоминает фольклорное произведение, народную песню, оно простое, но звучное, чёткое, строгое. Это необыкновенное стихотворение очень легко читается. | Фронтальная, индивидульная | Учебник
Раздаточный материал
Учебник
| Познакомиться со стихотворением И.С. Никитина «Русь»
| П-ребенок умеет слышать и слушать | У ребенка сформирована учебная мотивация
|
Закрепление ранне изученного. Зафиксировать правило умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число. | Беседа | Словарно-лексическая работа. - В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно? Значения, каких слов вам непонятны? Нива - засеянное поле Мурава - молодая трава Зарево - отсвет пожара Казна - деньги, имущество государства Курган - холм Полчище - огромное войско Ляхи - польские воины Кишит - шевелится Православные - люди, христианской веры Груда - большая куча Держава – государство Русь — Россия Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами. Грань – плоская часть поверхности. Нужда – недостаток в необходимом, бедность. Брань – война, битва Мгла — непрозрачный воздух Работа по содержанию текста (работа в группах) - А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом. - Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении? - Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте. - Давайте пообсуждаем. - Скажите, сколько смысловых частей вы выделили? (фиксирую на доске) 1 гр. - 2 гр. - 3 гр. - 4 гр. - - Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп). - Чему она посвящена?
- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? - Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег? - Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.
- Какой образ пытается создать автор для своих читателей? - Расскажите о своём понимании этих строк: Подымает грудь Море синее, И горами лед ходит по морю - Где «горами лёд ходит по морю»? -Как мы называем эти ледяные горы? - Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? - Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины. Гляну к северу … Посмотрю на юг … - Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части. - Что в них заключено?
- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? - Какими словами автор подчеркивает величие Руси? - Как можно озаглавить 1 часть Описание природы Руси. 2часть. О чём говорится во 2 части стихотворения? - Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части. -Что заметили необычного? Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию. - Подумайте, кому обращены эти вопросы? - А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?
- Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет. -А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?
Найдите и прочитайте в тексте - Как автор называет врагов?
-Где поэт стелет постель для незваных гостей. - Как в стихотворении называет битву? - В чем видит поэт силу России?
-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний: Вдруг со всех концов Поднялася Русь. Собрала детей, Стариков и жён, Приняла гостей На кровавый пир - Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад. - Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов. И в глухих степях … Под сугробами, Улеглися спать Гости навеки. Хоронили их Вьюги снежные Бури севера О них плакали! - Указывает ли автор точную дату их гибели? -Что он выражает в этих строчках?
Как назовём 2 часть? Описание истории Руси. 3 часть. - О чём говорится в 3 части? (поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)
- А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? - В каких строчках заключается главная мысль стихотворения? И уж есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью… - Как следует читать эти предложения? Прочитайте. - Как можно озаглавить эту часть. 3. Прославление богатства и величия Руси. Что значит, для поэта любить Русь? Любить природу Руси Любить русский народ. Знать и помнить историю своей Родины. – Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? -В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства? - Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам?
- Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось? - Как вы думаете благодаря чему? -Приведите примеры из текста? | Слушают
Работают
- Описывается природа Русии -Необъятность, просторы Руси, природа. -Одновременно это увидеть нельзя
-Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь -Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой Рассказывают
-Айсберги
-волны
-восхищение автора величием Руси -торжественно, гордо
-Русь державная, в красе царственной
-Об истории Руси
-Это вопросительные предложения
-к Родине
-Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы.
- о героическом прошлом нашей Родины
-туча тёмная, гроза, гости -под сугробами
-кровавый пир
-сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ Читают
Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины
-о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь -о настоящем своей страны
-в двух последних четверостишиях
-торжественно, взволнованно
- Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу
-любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества -выразительным, ярким, образным, эмоциональным -благодаря выразительным средствам языка
| Фронтальная, индивидуальная | Учебник 4 класс, 2 часть, слайд 3
Учебник
Учебник
Учебник
Учебник
Учебник
Учебник
Учебник
Учебник
Учебник
| Закрепить чтение стихотворения «Русь» | П-ребенок умеет слышать и слушать, может создавать устные высказывания; К-ребенок умеет выражать свои мысли | У ребенка сформирована учебная мотивация |