Конспект урока литературного чтения "С.А. Клычков "Весна в лесу" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.А Клычкова;  умение видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:  знать стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу»; уметь осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать этические чувства: сопереживание, взаимоуважение, уважение к чужому мнению.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2020 г.                                                                                                ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ                                                                    ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.                                                            

Класс: 4                                                                                                                                    ФИО руководителя практики: Боева С.З  

Кабинет: 4                                                                  

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.А Клычкова;  умение видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:  знать стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу»; уметь осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать этические чувства: сопереживание, взаимоуважение, уважение к чужому мнению.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Оборудование:  учебник литературное чтение: 4 кл.: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2 ч., наглядное пособие.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

2 мин

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: выраз. Чтение.

Словес.: подводящий диалог.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

2 мин

                    Фронтальная форма работы.

- Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопросы.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют

- О каком времени года пишет А.С.Пушкин в этом стихотворении? 

Ребята, давайте с вами посмотрим, как видели это время года русские художники.

- Картина Н. Левитана «Весна». Какие краски здесь увидел художник ярким весенним днем?

?

- Что изобразил художники на этой картине?


Весна

Зеленые, голубые, желтые, алые краски.

Художник изобразил то ,как просыпается природа, начинает цвести.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

III.Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог.

5 мин

 Фронтальная форма работы.

- Ребята, вы догадались, о чем сегодня будет идти речь на нашем уроке?

- Тема нашего урока С.А. Клычков «Весна в лесу».

- Какие цели мы поставим на урок?

- Ребята, откройте учебник на стр. 116 прочитайте название стихотворения.

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 117.

- Соответствует ли она названию стихотворения?

-А просмотренную нами картину можно отнести к данному стихотворению?

- Кто автор этого произведения?

- Обратите внимание на портрет этого писателя. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством.

Фронтальная форма работы. Слово об авторе.

- Сейчас я познакомлю вас с его биографией.

Сергей Антонович Клычков (1889-1937) – сын кустаря-сапожника деревни Дубровки Тверской губернии. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета. Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются в поэтической системе Клычкова только в описаниях природы, и никакие катаклизмы времени – революции, войны – не отражаются в его «вневременных» произведениях.

  В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос.

   В 1930 гг. подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 году арестован как член «Трудовой крестьянской партии», приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.

О весне.

  1. Познакомится с поэтом С.А Клычковым.
  2. Познакомиться со стихотворением «Весна в лесу».
  3. Научиться выразительно его читать.

Нет.

Да.

Сергей Антонович Клычков

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

4 мин

 Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы

С.А Клычков не писал стихи для детей. Предлагаю вам прослушать стихотворение «Весна в лесу» и попытаться ответить на вопрос – какое настроение передает автор?

В этом тексте есть слова, значения, которых вам неизвестны.

Слушают, отвечают на вопрос.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практич: работа со словарем.

Практич.: Выразительное чтение учеников

10 мин

Словарная работа. Индивидуальная и                  фронтальная формы работы

Ребята, на доске вы можете увидеть эти слова: Прочитайте эти слова про себя.

- Прочитайте эти слова хором с выделением ударного слога.

- Кто из вас знает значения этих слов?

- На с.116 в учебнике прочитайте вполголоса (определите интонацию, паузы, логические ударения.)

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки.

- Как вы понимаете эти строки: «встанет, щуряся  в лому»?

- Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.

- А что вы знаете об этой птице?

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном странничке» с золотыми кудрями говорит поэт?

- А как вы представляете Весну?

Динамическая пауза

Легкие прыжки – раз, два, три.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.


УТРЕННИК – 1. Утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей); 2. Утренний мороз весной или осенью.

РУДЫЙ – 1. красный; 2. рыжий.

ЛОМ – ломанные или годные только для переработки предметы.

НИКНУТЬ – 1. Опускаться, пригибаться. 2. Ослабевать, становится вялым, бессильным.

КЛОХТАТЬ – о курах и самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки.

СОЙКА – пестрая лесная птица семейства вороновых.

СВИРЕЛКА – свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки.

Подберите синонимы к словам.

РЕВ – плач, крик.

КРУЖИТЬСЯ – описывать круги, кружить, вращаться, блуждать.

ЧУДНЫЙ – изумительный, восхитительный, волшебный, дивный, сказочный, бесподобный, исключительный, великолепный, роскошный, божественный.

Подберите антонимы к словам.

МЯГКИЙ – жесткий, резкий, суровый, твердый, черствый.

НИКНУТЬ – расцветать, цвести.

-И медведь с хребтом багровым
Встанет, щуряся, в лому,
По болотам, по дубровам
Побродить с тягучим ревом
И с очей согнать дрему…

 Ответы детей

-Громче дятел красногрудый
Застучит в сухой и рудый
Ствол со щелью и дуплом…

Ответы детей

-Чудный странничек в кустах:
В золотых кудрях с пробором,
В нарукавнице с узором,
Со свирелкой на устах.

Ответы детей

 

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич: чтение и анализ Т.

Словес.: ответы на вопросы.

6 мин

                 Фронтальная форма работы

-Кто выразительно прочитает вслух стихотворение?

 -Проанализируй свое чтение.

 Прочитайте стихотворение выразительно друг другу в парах и оцените чтение своего соседа.

-Кто выразительно прочитает вслух?

 -Проанализируй свое чтение.

-Как надо читать?

-Оцените выразительность чтения.

Анализируют свое чтение Выразительно читают в парах, проводят самоанализ.

Выразительно читают, проводят взаимооценку.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VII.Включение в систему знаний

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений..

9 мин

Фронтальная форма работы

- С творчеством какого писателя мы сегодня работали?

 Вы помните, когда родился С.А Клычков?

С каким стихотворением мы познакомились?

А какие цели мы поставили перед собой?

Мы их достигли?

С.А Клычков

1889 г.

Весна в лесу

Ответы детей.

 П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 мин

Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому.

-Изменилось ли ваше настроение после прочтения стихотворения «Весна в лесу»? 

- В какую сторону оно изменилось?

- Спасибо за урок, вы хорошо работали

Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения

 

Проводят самоанализ деятельности.

Да.

Ответы детей.

Р: осуществление итогового контроля

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. На данный урок была самостоятельно составлена и    отправлена презентация детям для самостоятельного изучения стихотворения.
  2. Отправлена аудиозапись с выразительным прочтением данного стихотворения.
  3. Откройте учебник на стр. 116, простым карандашом расставьте логические паузы и ударения во всем стихотворении, потренируйтесь в выразительном чтении на ком-нибудь из семьи.
  4. Запишите данные слова в словарь (конец тетради)

РУДЫЙ – 1. красный; 2. рыжий.

ЛОМ – ломанные или годные только для переработки предметы.

НИКНУТЬ – 1. Опускаться, пригибаться. 2. Ослабевать, становится вялым, бессильным.

КЛОХТАТЬ – о курах и самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки.

СОЙКА – пестрая лесная птица семейства вороновых.

СВИРЕЛКА – свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки.

Подберите синонимы к словам.

РЕВ – плач, крик.

КРУЖИТЬСЯ – описывать круги, кружить, вращаться, блуждать.

ЧУДНЫЙ – изумительный, восхитительный, волшебный, дивный, сказочный, бесподобный, исключительный, великолепный, роскошный, божественный.

Подберите антонимы к словам.

МЯГКИЙ – жесткий, резкий, суровый, твердый, черствый.

НИКНУТЬ – расцветать, цвести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...