Конспект урока литературного чтения "Б.Л. Пастернак "Золотая осень" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление детей со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», используя приемы технологии развития критического мышления; стимулирование мыслительной и творческой деятельности учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: знать стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая Осень»; уметь осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать этические чувства: сопереживание, взаимоуважение, уважение к чужому мнению.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 08.04.2020 г. ФИО учителя: Шабалина М.Г.
Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.
Класс: 4 ФИО руководителя практики: Боева С.З.
Кабинет: 4
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Борис Леонидович Пастернак «Золотая Осень»
Цели деятельности учителя: ознакомление детей со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», используя приемы технологии развития критического мышления; стимулирование мыслительной и творческой деятельности учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: знать стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая Осень»; уметь осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать этические чувства: сопереживание, взаимоуважение, уважение к чужому мнению.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник литературное чтение: 4 кл.: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2 ч., наглядное пособие.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 2 мин | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение. - Молодцы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация Практический: выраз. Чтение. Словес.: подводящий диалог. Наглядный: рассматривание иллюстрации. | 2 мин | Фронтальная форма работы. - Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопросы. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса… - Какое время года так любил А.С.Пушкин? - Ребята, давайте с вами посмотрим, как видели это время года русские художники. - Картина В. Поленова «Золотая Осень». Какие краски здесь увидел художник ярким осенним днем? - Картина И.Левитана «Золотая Осень». Какая осень изображена на ней? - Что изобразили художники в этих двух картинах? - Что можно сказать о чувствах авторов к своей Родине? | Осень. Желтые, золотые, алые краски. Художники изобразили период увядания природы, «прощальную красу» русской осени. Они очень любили свою родину. | П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
III.Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог. | 5 мин | Фронтальная форма работы. - Ребята, вы догадались, о чем сегодня будет идти речь на нашем уроке? - Тема нашего урока Б.Л. Пастернак «Золотая Осень». - Какие цели мы поставим на урок? - Ребята, откройте учебник на стр. 114 прочитайте название стихотворения. - Посмотрите на иллюстрацию на стр. 115. - Соответствует ли она названию стихотворения? - А можем ли мы сюда поместить рассмотренные сегодня картины? - Кто автор этого произведения? - Обратите внимание на портрет этого писателя. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством. Фронтальная форма работы. Слово об авторе. - Сейчас я познакомлю вас с его биографией. Борис Пастернак,русский поэт, писатель и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из крупнейших поэтов XX века. Родился в конце 19 века. В стихах Б.Л. Пастернака природа занимает первое место. В поэзии он переживает и проживает собственные чувства вместе с природой, с которой он един. Поэтому почти в каждом стихотворении есть упоминание о природном явлении, о дожде, снеге, ветре, солнечном луче, дереве. Среди его произведений можно найти пейзажные зарисовки, которые тонко и точно передают красоту окружающего мира. Стихотворение «Золотая Осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд, кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красой. На самом деле он сравнивает эту пору году с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно. | Об осени.
Нет. Да. Борис Леонидович Пастернак. | П: построение речевого высказывания Р: целеполагание. |
IV.Открытие нового знания | 4 мин | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. Предлагаю вам прослушать стихотворение «Золотая Осень» и попытаться ответить на вопрос – какое настроение передает автор? В этом тексте есть слова, значения, которых вам неизвестны. | Слушают, отвечают на вопрос. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практич: работа со словарем. Практич.: Выразительное чтение учеников | 10 мин | Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы Ребята, на доске вы можете увидеть эти слова: Чертог, просеки, венец, флигеля, каталог. - Прочитайте эти слова про себя. - Прочитайте эти слова хором с выделением ударного слога. - Кто из вас знает значения этих слов? 1 строфа. - Прочитайте первые две строчки в стихотворении, какое слово выделено? - Читаем дальше. Что такое просеки? - На что похожи озера, если в них можно заглядеться? 2 строфа. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. - Чем заполнены залы дворца? - Что изображено на картинах? - Как вы понимаете смысл выражения «в позолоте небывалой»? 3 строфа. Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной. Лик берёзы – под фатой Подвенечной и прозрачной. - Найдите здесь метафору. - С кем сравнивает поэт липу и берёзу? - Как называется этот приём в литературе? - Что надето на липе? Динамическая пауза Легкие прыжки – раз, два, три. Мелкие шажки – раз, два, три. Вот и вся зарядка – раз, два, три. Мягкая посадка – раз, два, три. | Чертог – дворцы или роскошные палаты. Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ. Венец – славянский девичий головной убор. Каталог – упорядоченный список. На зеркала. Картинами. Деревья. Имеется в виду цвет листьев. Липы обруч золотой. С девушками – невестами. Олицетворение. Обруч золотой.
| П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практич: чтение и анализ Т. Словес.: ответы на вопросы. | 6 мин | Фронтальная форма работы 4 строфа. Чтение первых двух строк. Погребённая земля Под листвой в канавах, ямах. - Как понимаете слово «погребённая»? - А чем присыпана земля? Чтение 3 и 4 строки. В жёлтых клёнах флигеля Словно в золочёных рамах. - С чем сравниваются клёны? - Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту клёнов? 5 строфа. Где деревья в серебре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. - Что такое закат? - Видели ли вы янтарь? - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? 6 строфа. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует что ни шаг, Под ногами лист древесный. - Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? - Прочтите про себя 3 строку, выделяя звук [ш]. - Кто хочет нам прочитать вслух эту строку так, чтобы мы услышали, как шелестят листья? - Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? - Как называется этот прием у поэтов? 7 строфа. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишнёвый клей Застывает в виде сгустка. - Что ещё можно услышать в осеннем лесу? - С чем сравнивает автор зарю? - Почему с вишневым клеем? 8 строфа. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог. Перелистывает стужа. - С чем сравнивает осень Пастернак? - Что хранится в этом уголке? | Похоронена, присыпана землей. Опавшей листвой С золочеными рамами. Желтых, золоченных. Ответы детей. Закат отражает на коре деревьев красные, коричневые, желтые краски осени. Ответы детей. Поэт имеет в виду все листья. Звукопись. Эхо. С вишневым клеем. С древним уголком. Ответы детей. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
VII.Включение в систему знаний Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.. | 9 мин | Фронтальная форма работы - Ребята, как вы думаете, почему предложили вам зимой стихотворение об осени? - В этом заслуга Бориса Леонидовича Пастернака. Он глубоко понимал мир природы, умел донести до читателя звуки и краски осеннего леса, которые он сам увидел и услышал. - Ребята, расскажите, что вы запомнили о Борисе Пастернаке? -Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому. | Ответы детей. Ответы детей. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза П: построение рассуждения |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 2 мин | Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому. -Изменилось ли ваше настроение после прочтения стихотворения «Золотая осень»? - В какую сторону оно изменилось? - Спасибо за урок, вы хорошо работали Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения. | Проводят самоанализ деятельности. Да. Ответы детей. | Р: осуществление итогового контроля |
Задания, разработанные для дистанционного обучения:
- Для данного урока детям был отправлен видео-урок для самостоятельного изучения произведения.
- Запишите данные слова в словарь (конец тетради)
Чертог – дворцы или роскошные палаты.
Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.
Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.
Венец – славянский девичий головной убор.
Каталог – упорядоченный список.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки выразительного чтения;П...
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"
конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...