Чтение. 3 класс. Тема: "Знакомство с разделом" УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Табунова Дарья Михайловна

Чтение. 3 класс. Тема: "Знакомство с разделом" УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с разделом32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:06.04.2020                                                                                               Студент: Табунова Дарья, 45 группа

Школа: МКОУ Рымникская СОШ                                                                          Методист: Кошкарова Л.С

Класс: 3                                                                                                              Учитель: Тимченко И.А.

                                                               

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема : «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Цели деятельности учителя: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Планируемые результаты:        

Предметные: познакомить учащихся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Личностные: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование урока: Учебник А.А.Плешаков «Литературное чтение» 3 кл., 2 ч. (УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности.

Психологический настрой

1 мин

Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. 

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: подводящий диалог.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

- Ребята, откройте учебник на стр. 123 и прочитайте название раздела.

- Что необычного в названии этого раздела? Что это?

- Какой смысл заключён в ней?

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?

- С произведениями, каких авторов мы познакомимся в этом разделе?

- Чему мы научимся в этом разделе?

- Чему мы будем учиться?

- Переверните страницу и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.

- Какое сходство вы заметили?

- Кто автор этого произведения?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

- Это пословица.

- Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.

Предположения детей.

Бориса Викторовича Шергина, Андрея Платоновича Платонова, Михаила Михайловича Зощенко, Николая Николаевича Носова, Виктора Юзефовича Драгунского.

- Понимать смысл юмористического произведения;

- придумывать свои вопросы к текстам;

- Наблюдать за особенностями речи героев;

- соотносить главную мысль произведения с пословицей.

1. Самостоятельно придумывать рассказы о жизни героев.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Название рассказа совпадает с названием раздела.

Борис Викторович Шергин

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог.

- Кто догадался, какая сегодня тема урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1) познакомиться с биографией Бориса Викторовича Шергина;

2) прочитать произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание.

IV. Открытие

нового знания

Словесный: ответы на вопросы.

- Сейчас я вам расскажу об авторе, а вы внимательно слушайте, потому что в конце рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников, а они будут на них отвечать.

Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище так, как его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

- Какие вопросы вы сформулировали?

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Ответы детей.

- В 1896 году

- Хранительницей слова

- Учился писатель в Москве в художественном училище так, как его «с детских лет... интересовали кисти и краски».

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа со словарем.

Словарная работа

- В тексте вам встретятся такие слова, как: штукатурное, малярное.

- Найдите значение этих слов в словаре учебника.

- Ещё вам встретятся такие слова как:

 АКАДЕМИЯ - высшее учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Динамическая пауза

Легкие прыжки – раз, два, три.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Выполняют задание учителя.

Штукатурное – штукатур- мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Малярное – маляр –рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: чтение и анализ Т.

Словесный: ответы на вопросы.

- Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

- Какой вопрос я задала в начале чтения?

- Найдите ответ в тексте и зачитайте его.

- Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она?

- Найдите в тексте момент,  когда Митя любуется своей незаконченной работой.

Работа с пословицами и фразеологизмами.

- Какую особенность вы заметили в тексте?

- Назовите некоторые из них

- Сейчас некоторые дети будут работать в парах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма.

1) Из песен сделана, из пословиц сложена;

2) Работа любит не молодца, а незалёжливого;

3) Глаза страшатся, руки делают;

4) Работа не продвинулась ни на полмизинца;

5) Комар носа не подточит;

6) Вылощил волчьим зубом;

7) Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Но для начала мы вспомним правила работы в парах:

1. Выслушивай товарища до

конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит итоговый результат.

4. Работай дружно.

6. Хорошее настроение – успех в работе.

А мы продолжим с вами работу, пока ваши одноклассники заняты.

- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?

 - Что они делают?

- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.

- А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?

- Видел ли Витя на самом деле работы Мити?

- А как он узнал о них?

- Молодцы, ребята! Всё верно.

- Я приглашаю одного из пары к доске, чтобы доложить о результатах проделанной работы вашей группы.

Чтение рассказа по цепочке

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

Восстановите цепь событий в рассказе

«И в один день закончил верхний угол»

«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

«Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Молодцы, ребята! Все верно.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Какой совет дал мастер Мите?

- Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет продвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.

- Добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице …

Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.

В тексте встретилось много пословиц и фразеологизмов.

1) Из песен сделана, из пословиц сложена;

2) Работа любит не молодца, а незалёжливого;

3) Глаза страшатся, руки делают;

4) Работа не продвинулась ни на полмизинца;

5) Комар носа не подточит;

6) Вылощил волчьим зубом;

7) Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Выполняют задание учителя.

- Они беседуют.

- Дети читают отрывок из произведения.

- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.

-Нет, не видел.

- О Митиных работах Вите рассказала бабушка.

- Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.

Читают текст по цепочке.

1) Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу.

2) И в один день закончил верхний угол.

3) За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца.

4) Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь.

5) Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VII. Включение в систему знаний

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

- Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

Д/З: выразительное чтение произведения «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1) познакомиться с биографией Бориса Викторовича Шергина;

2) прочитать произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Да

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: ответы на вопросы.

Закончи предложение

Сегодня на уроке я познакомился …

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по окружающему миру. 2 класс тема "Знакомство с глобусом" УМК "Школа 21 век"

Данная презентация разработана для изучения темы "Знакомство с глобусом" по окружающему миру в 3 классе УМК "Школа 21 век"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с творчеством В.Д.Берестов «Пёсья песня», « Прощание с другом» " 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с творчеством В.Д.Берестов  «Пёсья песня», « Прощание с другом» " 1  класс Школа России...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: "Знакомство с названием раздела". Школа России

Технологическая карта по литературное чтениеТема урока: «Знакомство с названием раздела»Цели урока: ознакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мыш...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "Знакомство с учебником" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных знаков, словарем.Планируемые результатыПредметные: знать условные знаки, ум...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...