Урок литературного чтения по теме: И.Тургенев "Воробей" 3 класс
презентация к уроку по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В З Г КЛАССЕ.
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 3г
Тема урока: И Тургенев «Воробей»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цели урока:
Познакомить учащихся с рассказом И.Тургенева «Воробей»; учиться определять главную мысль рассказа и обосновывать своё мнение, наблюдать за миром чувств героев, анализируя литературное произведение, познакомиться с художественным приёмом контраст.
Развивать умение выразительного чтения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения,
объяснять лексическое значение некоторых слов, используя толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой,
высказывать своё мнение,
рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
Оборудование: презентация, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, фломастеры, листы бумаги, магниты, квадраты (красные, синие), цветные карандаши (синие, красные)
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап. Мотивации. | |||
Цель этапа: -Мотивировать к изучению темы; -актуализировать знания; - работать с понятиями «любовь», «страх» | Прием «Побуждение». - Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? Ребята, вы кого-нибудь или что-нибудь в этой жизни любите? - А что такое любовь? - Давайте уточним значение слова, пользуясь толковым словарем.
- Вы когда-нибудь испытывали страх? - А что такое страх? - Давайте уточним значение слова, пользуясь толковым словарем. - Как вы думаете, что сильнее страх или любовь? (Презентация «страх», «любовь») | Высказывания детей -Люби всё живое. Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. ( толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь. ( толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) Ответы учащихся | Личностные. -проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные: - умение слушать - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Предметные. -работа с толковым словарём С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой |
2 этап. Актуализации и пробного учебного действия. | |||
Цель этапа: Научить: - желание читать художественные произведения о героях, готовых ради другого жертвовать собой - прогнозировать содержание произведения, - работать с толковым словарём; | - Герою произведения Ивана Тургенева, тоже знакомы эти чувства, и вот что с ним произошло. Приём «Эмоциональное воздействие текста на читателя». Учитель читает рассказ. - Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (Повторное чтение) - Подумайте, если бы И. Тургенев оставил рассказ без названия, как бы его можно было озаглавить?
- Придумайте в группе свое название? Объясните свой выбор. | Мнения учащихся Чтение рассказа учащимися. Групповая работа На листах бумаги записать название рассказа. Учащиеся вывешиваются на доску результаты работ, обосновывают свои ответы. 4 группы Например: «Героическая птица», «Старый воробей защищает своего птенца», «Старый воробей и собака», «Любовь побеждает страх». | Личностные. -оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: -планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. - умение договариваться, приходить к общему решению. Предметные умения: -работать с содержанием текста рассказа |
3 этап. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | |||
Цель этапа: Стимулировать: -эмоционально ценностное отношение к героям художественного произведения; Научить: -определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение - описывать характер героя; | Работа над текстом рассказа. - Назовите героя рассказа. Прием поиска детали, через которую формулируются вопросы для понимания идеи произведения. - Сколько моментов в рассказе уделено описанию чувства страха? - Так может быть страх сильнее любви? - Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор? - Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Почему? - Как выглядел старый воробей, защищая птенца? - Что он чувствовал в этот момент? - А как выглядела собака именно в этот момент? | Старый воробей.
Ответы детей. Дети зачитывают 7,8,9 абзацы Дети зачитывают 4,5,6 абзацы (Старый воробей был «взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком, его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип».) (Воробей испытывал ужас, страх перед собакой, но в то же время любовь к птенцу) (Собака медленно приближалась, раскрыла зубастую пасть, казалась громадным чудовищем воробью) | Личностные. -проявлять эмоционально - ценностное отношение к героям художественного произведения Познавательные. - определять тему текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные. - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные. -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Предметные. - читать текст осознанно, без ошибок; |
Физкультминутка | |||
Приём «Работа с несловесными средствами: мимикой, движениями, жестами». Покажите воробья (маленькую птичку), а теперь собаку (громадное чудовище) | Учащиеся при помощи мимики, движений, жестов показывают воробья и собаку. | ||
4 этап. Включение в систему знаний и повторение. | |||
Цель этапа: Научить: -ориентироваться в разных способах выполнения задания; -использовать приобретённые знания и умения при выполнении задания; -выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием; -представлять результат своей деятельности. | Приём «Поиск средств художественной выразительности». - В этом произведении автор использует художественный прием контраст – представление противоположностей. - Прочитайте, как старый воробей защищал птенца. - Что значит жертвовать? - Что почувствовала собака, когда увидела, как ведет себя черногрудый воробей? - А что значит смущение? - А как автор относиться к воробью? - А что написано в тексте? - Как вы понимаете «Любовь… сильнее смерти и страха смерти» - И. Тургенев назвал рассказ «Воробей», так как птица знала, что такое любовь и что такое страх и сумела победить даже страх смерти. Приём соотнесения содержания с прогнозом. - Какая группа ребят в своем названии более точно передала идею произведения? Объясните почему? - А кого можно назвать героем? -Давайте уточним значение слова герой, пользуясь толковым словарем. - А что такое чувство самоотверженной и глубокой привязанности? | (Он ринулся спасать, заслонил собой, он замирал, он жертвовал собой.) (Жертвовать – приносить в дар.) толковый словарь (Собака почувствовала силу духа воробья, пес был смущен.) (Смущение – это стыд.) толковый словарь (Автор уважал воробья за его смелость.) (Автор «благоговел – глубоко уважал», называл воробья «героической птицей».) толковый словарь (Глубокая привязанность сильнее смерти) Учащиеся выбирают название и объясняют (Герой – это храбрый человек. Он совершает подвиги.) (Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, самоотверженности.) толковый словарь (Самоотверженность – жертвовать собой ради других) толковый словарь Это любовь | Личностные. - интерес и творческое отношение к созданию правил Познавательные. - определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные. - принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные. -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации Предметные. -познакомиться с приёмом «контраст» -работа с толковым словарём С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой |
5 этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цель этапа: Научить: -соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности. | -Так что же значит любить? -У вас на парте 2 квадрата красный и синий (один обозначает любовь, а другой – страх) -Что же сильнее страх или любовь? Приём «Опрос – итог» - Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Кто помог вам прийти к этому открытию?
- Что-то вам захотелось узнать?
- Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание 1 уровень - выразительное чтение рассказа 2 уровень - подробный пересказ текста | (Любить - это еще и жертвовать собой.) Приём Светофор Ребята поднимают квадраты. Любовь побеждает страх, потому, что любить – значит жертвовать собой. Автор. Ребята и наши рассуждения. Учитель. Толковый словарь Ожегова. Ответы детей. Знаки +, - | Личностные умения: — оценивать результат собственной деятельности. Познавательные умения: -определять языковые особенности произведения, передающие настроение, и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения Любовь Страх Очень сильный испуг, сильная боязнь
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
Художественный приём Контраст - резкая противоположность
Приносить в дар Жертвовать Смущение Замешательство, стыд Благоговеть Глубоко уважать
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, самоотверженности Герой
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) Рассказ «Воробей»
СТРАХ ЛЮБОВЬ СТРАХ
Домашнее задание: 1 уровень – выразительное чтение рассказа 2 уровень – подробный пересказ текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок литературного чтения по теме "Басни" 3 класс
Интересная, нестандартная форма проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе с использованием метода ученического проекта "Эзопов язык" Дети готовились к этому уроку на протяжении двух...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения по теме "Чебурашка". 2 класс.
Урок содержит элементы мнемотехники: составление мнемического плана....
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....
Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.
Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....
Презентация урока литературного чтения по теме: "Заклички". 1 класс. ПНШ.
Создать условия для формирования представления об игровом характере малых жанров фольклора - закличках....
Урок литературного чтения по теме "Загадки" 1 класс
История возникновения загадки,анализ построения загадки,правила составления загадок....