Конспект урока литературного чтения по теме "Чебурашка". 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Марина Владимировна Воропаева

Урок содержит элементы мнемотехники: составление мнемического плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_cheburashka.docx948.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Э. Успенский «Чебурашка».

Тип урока: Изучение новых знаний.

Цели:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и его произведением “Крокодил Гена и его друзья”.
  2. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок.
  3. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • Знать произведения Э. Успенского.
  • Развивать умения характеризовать героев произведения.
  • Читать осознанно, выразительно, передавая особенности характера героя.
  • Определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении.

Метапредметные результаты:

  • Анализировать иллюстрации в книге, соотносить содержание с иллюстрациями.
  • Определять учебную задачу урока.
  • Восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете.

Личностные результаты:

  • Проявлять интерес к чтению юмористических произведений.
  • Понимать важную роль юмора, хорошей шутки в жизни человека.
  • Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.
  • Ценить друзей и дружбу.

Межпредметные связи:

  • Русский язык. Виды текста.

Ресурсы урока:

  • Учебник «Литературное чтение».
  • Портрет Э. Успенского, Алана Милна.
  • Презентация к уроку.
  • Бланк теста.

Ход урока

Технологии, методы, приёмы

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование УУД

Организационный этап

Эмоциональная подготовка к усвоению материала.

Все расселись по местам,

никому не тесно,

По секрету вам скажу:

“Будет интересно!”

А теперь тихонько сели,  

на меня все посмотрели.

Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Начинаем наш урок.

Учащиеся проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. Садятся за парты, проверяют посадку.

Регулятивные УУД:

  • умение организовывать рабочее место.
  • умение психологически настроится на работу, собраться.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Речевая разминка.

Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки.

Слайд 1.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим.

Учащиеся читают вслух чистоговорку. Отрабатывают чёткость произношения.

Регулятивные УУД:

  • умение выполнять поставленную задачу.

Беседа.

– С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)

– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)

- Под каким номером его портрет? Кого ещё вы узнаёте?

– Что знаете о писателе? Выберете подходящие характеристики. (Он поэт, прозаик, переводчик.)

– Какие по характеру стихотворения писал Б. Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

  • умение актуализировать ранее полученную информацию.

Чтение наизусть.

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)

– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)

– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.

Учащиеся отвечают на вопросы. Рассказывают наизусть.

Регулятивных УУД:

•        умение выполнять поставленную задачу – читать выразительно.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Беседа.

 - Отгадайте загадку:

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь –

Ты внимательно послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены – ..... (ЧЕБУРАШКУ)

– Правильно – это Чебурашка.

– Ребята, кто написал это произведение? (Э. Успенский)

– Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э. Успенского.) А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)

Отгадывают загадку.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока.

Регулятивных УУД:

•        самостоятельно формулировать цель деятельности.

•        составлять план действий.

Рассказ о жизни и деятельности Э.Н. Успенского.

Составление мнемического плана.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет) В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы.

Учащиеся по опорным схемам повторяют информацию о писателе.

Познавательные УУД:

  • умение работать со схемами, знаками.

Обзор книг Э.Н. Успенского.

Подготовленный ученик.

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые произведения.

•        “Крокодил Гена и его друзья”.

•        “Дядя Федор, пес и кот”.

•        “Тетя дяди Федора”.

•        “Любимая девочка дяди Федора”.

•        “Про Веру и Анфису”.

•        “Разноцветная семейка” и др.

Учащиеся рассматривают книги.

Отвечают на вопросы по содержанию книг.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации.
  • представлять информацию в кратком виде.

Актуализация знаний. Подготовка к первичному чтению.

Кто же такой Чебурашка? Опишите его внешний вид.

Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

Конечно, всех интересует, как писатель придумал такое необычное существо с таким необычным именем. Существует несколько версий.

Якобы в детстве у Успенского была такая бракованная игрушка  - Чебурашка -  изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Но сам писатель отвергает такую версию и рассказывает следующую историю.

Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.

Найдите в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля значение слова – “чебурахнуться”. (Работа со словарём)

Учащиеся работают со словарём.

Коммуникативные УУД

•        вычитывать ин-формацию, данную в явном виде.

Словарно-лексическая работа.

  1. Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком---------тропическом

Гип-по-по-там----------гиппопотам

От-пра-вил-ся-----------отправился

А-пель-си-на-ми--------апельсинами

Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться

Соб-ствен-но-го----------собственного

  1. Читайте целыми словами:

Груз-----погрузили

Фрукт---фруктовый

Брак------бракованную

Зверь-----зверёк

Город----городской

Учащиеся читают по слогам, целыми словами.

Регулятивные УУД:

  • умение выполнять поставленную задачу.

Первичное усвоение новых знаний.

Чтение вслух учителем, хорошо читающими учащимися.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Дети читают “цепочкой”.)

Учащиеся слушают чтение учителя.

Учащиеся читают вслух.

Регулятивные УУД:

  • умение работать в команде.

Словарная работа с лексическим значением слов.

Давайте поработаем с лексическим значением слов:

Чебурахнуться

Каюта

Уценённые товары

Телефонная будка

Бракованная игрушка

Тропический лес

Учащиеся объясняют лексическое значение слов.

Коммуникативные УУД:

  • объяснять смысл слов и словосочетаний.

Познавательные УУД:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Физкультминутка

Проверка понимания. Закрепление.

Беседа по прочитанному тексту. Выборочное чтение.

 - Где жил забавный зверёк?

 - Как он попал в ящик с апельсинами?
- Как он оказался в магазине?
- Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?

 - Найдите отрывок, где зверёк получил своё имя?
- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
- Куда директор магазина отнёс Чебурашку после зоопарка?
- Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
- Где он стал жить?
- К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?

– К каким моментам в произведении вы сделали бы рисунок и что изобразили бы? Опишите его словами.

Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию текста.

Учащиеся отвечают на вопросы, читая ответы из текста.

Учащиеся создают словесный рисунок.

Коммуникативные УУД

•        вычитывать информацию, данную в явном виде.

•        понимать смысл текста в целом (главную мысль).

  • уметь вступать в диалог.

Чтение отрывка из произведения по ролям.

Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

Учащиеся читают по ролям.

Регулятивные УУД:

•        умение работать в команде.

Обобщение

Беседа по вопросам.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?

– Нашел ли друзей Чебурашка?

– Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.

– Дополните пословицы: (работа в парах)

Не имей 100 рублей, а имей … .

Нет друга – ищи, а нашёл … .

Хочешь дружить – сам будь … .

Доброе братство – лучше … .

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся работают по презентации, восстанавливая пословицы.

Коммуникативные УУД:

•        вычитывать информацию, данную в неявном виде.

Познавательные УУД:

  • установление причинно-следственных связей. 
  • умение на основе анализа объектов делать выводы.

Тест. Работа в группах.

Работаем в четвёрках.

Давайте вспомним правила совместной работы.

Выберете правильный ответ. Проверьте по шкале.

Учащиеся повторяют правила совместной работы.

Учащиеся в группах решают тест.

Личностные УУД:

  • определять важные для себя и окружающих правила поведения.

Регулятивные УУД:

  • проверять и оценивать результаты работы.

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с членами группы.
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи.
  • умение слушать и понимать других.

Рефлексия.

Дополнение предложений.

 - Достигли ли вы своей цели в течении урока?

 - Закончите предложения.

 - На сегодняшнем уроке я узнал …

 - На уроке мне особенно удалось …

 - Мне еще необходимо поработать над …

Учащиеся анализируют достижение поставленных целей.

Учащиеся заканчивают предложения.

Регулятивные УУД:

проверять и оценивать результаты работы.


ТЕСТ

  1. Как называется сказка, отрывок которой прочитали?

А. Приключение Чебурашки.

Б. Крокодил Гена и его друзья.

В. Чебурашка и старуха Шапокляк.

2.  Где жил Чебурашка?

А. В пустыне.

Б. На необитаемом острове.

В. В тропическом лесу.

3. Почему его сначала никак не звали?

А. Он был ещё маленький.

Б. Он ещё не встречался с людьми.

В. Другие звери с ним не дружили.

4. Сколько апельсинов Чебурашка съел на завтрак?

А. 2 апельсина.

Б. 3 апельсина.

В. 1 апельсин.

5. Куда погрузили ящик с Чебурашкой?

А. На поезд.

Б. На корабль.

В. На самолёт.

6. Где оказались ящики после долгого плавания?

А. Во фруктовом магазине.

Б. В продовольственном магазине.

В. В хозяйственном магазине.

7. Почему Чебурашка падал со стула и стола?

А. Затекли лапы.

Б. Кружилась голова.

В. Его укачало.

8. Кто назвал зверька Чебурашкой:

А. Директор зоопарка.

Б. Директор магазина.

В. Директор музея.

9. Где Чебурашка стал жить?

А. В витрине.

Б. В зоопарке.

В. В телефонной будке.

Правильные ответы:                                                


1

Б

2

В

3

Б

4

А

5

Б

6

А

7

А

8

Б

9

В


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Б

В

Б

А

Б

А

А

Б

В

http://knigaplus.ru/images/cms/data/import_files/8c/krokodil_gena_i_ego_druz_ya.jpeg



http://uslide.ru/images/15/22038/960/img1.jpg

22.12.

1937 г.


Стихи -

Проза -

поэт

прозаик

http://cnit.ssau.ru/virt_lab/krilo/su15/pic/d8_5.jpg

МАИ


https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/17/52/1528438.jpghttp://www.vnikitskom.ru/antique/images/lots-new/60/55-466-2019-1-C5239791.jpghttp://first-ever.ru/images/2009/11/d181d0b0d0bcd0b0d18f-d0bfd0b5d180d0b2d0b0d18f-d0b2-d0bcd0b8d180d0b5-d0bfd0b5d187d0b0d182d0bdd0b0d18f-d0bcd0b0d188d0b8d0bdd0bad0b0.jpghttp://oorlova.ucoz.ru/_nw/0/81044208.jpg

3 года

инженер

г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"

На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....

Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....

Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"

Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...

Конспект урока математики 3 класс

Урок математики 3 класс по теме "Чтение и запись трёхзначных чисел"УМК "Планета знаний" авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова...

Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"

Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...