Конспект урока литературного чтения по теме "Чебурашка". 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок содержит элементы мнемотехники: составление мнемического плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_cheburashka.docx | 948.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Э. Успенский «Чебурашка». |
Тип урока: Изучение новых знаний. |
Цели:
|
Планируемые результаты |
Предметные результаты:
|
Метапредметные результаты:
|
Личностные результаты:
|
Межпредметные связи:
|
Ресурсы урока:
|
Ход урока | |||||
Технологии, методы, приёмы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формирование УУД | ||
Организационный этап | |||||
Эмоциональная подготовка к усвоению материала. | Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: “Будет интересно!” А теперь тихонько сели, на меня все посмотрели. Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Начинаем наш урок. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. Садятся за парты, проверяют посадку. | Регулятивные УУД:
| ||
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. | |||||
Речевая разминка. | Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки. Слайд 1. Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим. | Учащиеся читают вслух чистоговорку. Отрабатывают чёткость произношения. | Регулятивные УУД:
| ||
Беседа. | – С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.) – Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.) - Под каким номером его портрет? Кого ещё вы узнаёте? – Что знаете о писателе? Выберете подходящие характеристики. (Он поэт, прозаик, переводчик.) – Какие по характеру стихотворения писал Б. Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные) | Учащиеся отвечают на вопросы. | Познавательные УУД:
| ||
Чтение наизусть. | – Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн) – Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер) – Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением. | Учащиеся отвечают на вопросы. Рассказывают наизусть. | Регулятивных УУД: • умение выполнять поставленную задачу – читать выразительно. | ||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | |||||
Беседа. | - Отгадайте загадку: Постучался в нашу дверь Необычный чудо-зверь – Ты внимательно послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены – ..... (ЧЕБУРАШКУ) – Правильно – это Чебурашка. – Ребята, кто написал это произведение? (Э. Успенский) – Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э. Успенского.) А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.) | Отгадывают загадку. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока. | Регулятивных УУД: • самостоятельно формулировать цель деятельности. • составлять план действий. | ||
Рассказ о жизни и деятельности Э.Н. Успенского. Составление мнемического плана. | Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет) В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом. | Учащиеся слушают, отвечают на вопросы. Учащиеся по опорным схемам повторяют информацию о писателе. | Познавательные УУД:
| ||
Обзор книг Э.Н. Успенского. | Подготовленный ученик. – Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые произведения. • “Крокодил Гена и его друзья”. • “Дядя Федор, пес и кот”. • “Тетя дяди Федора”. • “Любимая девочка дяди Федора”. • “Про Веру и Анфису”. • “Разноцветная семейка” и др. | Учащиеся рассматривают книги. Отвечают на вопросы по содержанию книг. | Познавательные УУД:
| ||
Актуализация знаний. Подготовка к первичному чтению. | Кто же такой Чебурашка? Опишите его внешний вид. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. Конечно, всех интересует, как писатель придумал такое необычное существо с таким необычным именем. Существует несколько версий. Якобы в детстве у Успенского была такая бракованная игрушка - Чебурашка - изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Но сам писатель отвергает такую версию и рассказывает следующую историю. Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя. Найдите в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля значение слова – “чебурахнуться”. (Работа со словарём) | Учащиеся работают со словарём. | Коммуникативные УУД • вычитывать ин-формацию, данную в явном виде. | ||
Словарно-лексическая работа. |
Тро-пи-чес-ком---------тропическом Гип-по-по-там----------гиппопотам От-пра-вил-ся-----------отправился А-пель-си-на-ми--------апельсинами Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться Соб-ствен-но-го----------собственного
Груз-----погрузили Фрукт---фруктовый Брак------бракованную Зверь-----зверёк Город----городской | Учащиеся читают по слогам, целыми словами. | Регулятивные УУД:
| ||
Первичное усвоение новых знаний. | |||||
Чтение вслух учителем, хорошо читающими учащимися. | – Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Дети читают “цепочкой”.) | Учащиеся слушают чтение учителя. Учащиеся читают вслух. | Регулятивные УУД:
| ||
Словарная работа с лексическим значением слов. | Давайте поработаем с лексическим значением слов: Чебурахнуться Каюта Уценённые товары Телефонная будка Бракованная игрушка Тропический лес | Учащиеся объясняют лексическое значение слов. | Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
| ||
Физкультминутка | |||||
Проверка понимания. Закрепление. | |||||
Беседа по прочитанному тексту. Выборочное чтение. | - Где жил забавный зверёк? - Как он попал в ящик с апельсинами? - Найдите отрывок, где зверёк получил своё имя? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней? – К каким моментам в произведении вы сделали бы рисунок и что изобразили бы? Опишите его словами. | Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию текста. Учащиеся отвечают на вопросы, читая ответы из текста. Учащиеся создают словесный рисунок. | Коммуникативные УУД • вычитывать информацию, данную в явном виде. • понимать смысл текста в целом (главную мысль).
| ||
Чтение отрывка из произведения по ролям. | Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка. | Учащиеся читают по ролям. | Регулятивные УУД: • умение работать в команде. | ||
Обобщение | |||||
Беседа по вопросам. | – Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.) – Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему? – Нашел ли друзей Чебурашка? – Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей) – Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл. – Дополните пословицы: (работа в парах) Не имей 100 рублей, а имей … . Нет друга – ищи, а нашёл … . Хочешь дружить – сам будь … . Доброе братство – лучше … . – Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда. | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся работают по презентации, восстанавливая пословицы. | Коммуникативные УУД: • вычитывать информацию, данную в неявном виде. Познавательные УУД:
| ||
Тест. Работа в группах. | Работаем в четвёрках. Давайте вспомним правила совместной работы. Выберете правильный ответ. Проверьте по шкале. | Учащиеся повторяют правила совместной работы. Учащиеся в группах решают тест. | Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
| ||
Рефлексия. | |||||
Дополнение предложений. | - Достигли ли вы своей цели в течении урока? - Закончите предложения. - На сегодняшнем уроке я узнал … - На уроке мне особенно удалось … - Мне еще необходимо поработать над … | Учащиеся анализируют достижение поставленных целей. Учащиеся заканчивают предложения. | Регулятивные УУД: проверять и оценивать результаты работы. |
ТЕСТ
- Как называется сказка, отрывок которой прочитали?
А. Приключение Чебурашки.
Б. Крокодил Гена и его друзья.
В. Чебурашка и старуха Шапокляк.
2. Где жил Чебурашка?
А. В пустыне.
Б. На необитаемом острове.
В. В тропическом лесу.
3. Почему его сначала никак не звали?
А. Он был ещё маленький.
Б. Он ещё не встречался с людьми.
В. Другие звери с ним не дружили.
4. Сколько апельсинов Чебурашка съел на завтрак?
А. 2 апельсина.
Б. 3 апельсина.
В. 1 апельсин.
5. Куда погрузили ящик с Чебурашкой?
А. На поезд.
Б. На корабль.
В. На самолёт.
6. Где оказались ящики после долгого плавания?
А. Во фруктовом магазине.
Б. В продовольственном магазине.
В. В хозяйственном магазине.
7. Почему Чебурашка падал со стула и стола?
А. Затекли лапы.
Б. Кружилась голова.
В. Его укачало.
8. Кто назвал зверька Чебурашкой:
А. Директор зоопарка.
Б. Директор магазина.
В. Директор музея.
9. Где Чебурашка стал жить?
А. В витрине.
Б. В зоопарке.
В. В телефонной будке.
Правильные ответы:
1 | Б |
2 | В |
3 | Б |
4 | А |
5 | Б |
6 | А |
7 | А |
8 | Б |
9 | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Б | В | Б | А | Б | А | А | Б | В |
22.12.
1937 г.
Стихи -
Проза -
поэт
прозаик
МАИ
3 года
инженер
г. Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока во 2 классе "Фразеологизмы"
На данном уроке учащиеся знакомятся с фразеологизмами, их ролью в русском языке, учатся использовать их в своей речи....
Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....
Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...
Конспект урока математики 3 класс
Урок математики 3 класс по теме "Чтение и запись трёхзначных чисел"УМК "Планета знаний" авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова...
Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"
Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...