План урока литературного чтения "Весенняя гроза"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: учить детей понимать, ценить поэзию, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать язык произведения; формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное; активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный план урока
литературного чтения
на тему:
Стихотворение Ф.И. Тютчева
«Весенняя гроза»
Составитель:
Учитель начальных классов
Красильникова С.С.
Москва
План урока литературного чтения
(урок изучения нового материала= урок открытия новых знаний=урок знакомства с новым материалом)
- Организационный момент
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Пожелаем друг другу удачи! У нас все получится!
- Подготовка к восприятию художественного произведения(повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности, эмоциональный настрой)
- беседа об авторе, его произведениях и книгах, о жанре(если встречался раннее и актуален для данного урока),о художественных приемах(если встречались ранее и актуальны для данного урока).
-У. Взгляните, пожалуйста,, на доску, чей портрет вы видите?
-Р. Федора Ивановича Тютчева
-У. Совершенно верно! А кем он был?
-Р. Поэтом
-У. Молодцы! Сегодня мы поговорим о поэте –Федоре Ивановиче Тютчеве и его прекрасных произведениях! Может кто-то помнит, о чем мы говорили в том году, на уроках , посвященных этому великому поэту?
-Р. Детям удалось вспомнить, что Тютчев является автором стихотворения «Зима недаром злится…» .И что, его стихотворения- лирические (такие произведения, в которых передаются мысли, переживания и чувства самого автора, вызванные различными обстоятельствами жизни).
-У. Федор Иванович родился в усадьбе О́встуг на берегу речки Овстуженки, в селе Жуковского района Брянской области. Начальные классы Федор Тютчев получил дома. Его первый наставник был Раич Семен Егорович. Он писал стихи и занимался переводами. Занимаясь с Федором, наставник склонял его к стихосложению. При выполнении домашнего задания, он часто устраивал соревнования - кто быстрее сочинит четверостишие. Уже в 13 лет Федор был отличным переводчиком и всерьез увлекся написанием стихов. Благодаря наставнику, а также своему таланту, Федор Тютчев свободно говорил и писал на нескольких иностранных языках. Но все свои стихи Тютчев писал только на русском языке. Московский университет факультет словесности Тютчев оканчивает с отличием. После того как окончил институт, почти на 20 лет уехал работать заграницу. Где работал дипломатом в Италии и Германии. Первые его стихотворения в 1836 году увидел Пушкин и помог опубликовать во многих журналах. Его стихи дети учат в школе до сих пор.
-У. А помните ли вы наизусть «Зима недаром злится..»?
-Р. Чтение наизусть
-У. На экране строчки из этого произведения, которое вы сейчас вспомнили. В стихотворении ,которое мы прочитаем сегодня ,очень ярко передаются переживания и мысли автора.
- Словарно-лексическая работа.
-У. Взгляните на доску. Перед вами слова. Как вы думаете, что они значат?
-Р. Выдвигают предположения
-У. А сейчас я покажу верное значение слов
Резвяся- играя, веселясь
Раскаты-грохот
Перлы- жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях
Не молкнет –не молчит
Гам-гул, крик птиц, гудение
Вторит-повторяет
Шум нагорный-шум воды в горах, гул
Зевс-Самый главный Бог древних греков. Его царство было на горе Олимп.
Громокипящий-с громом опрокинулся из рук Гебы.
Кубок- питьевой сосуд из металла, стекла, кости.
Геба- у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого Бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать на другими.
Проворным-быстрый
- Прогнозирование содержания произведения(по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям и, возможно, по опорным словам),беседа о прогнозируемой тематике чтения.
-У. Ребята, какое у нас сейчас время года?
-Р. Весна
-У. Верно. На уроке окружающего мира мы говорили о природных явлениях весной, да и сейчас, вы можете понаблюдать в окно, что как меняется погода. Что вы заметили, какая у нас погода?
-Р. За окном пошел дождь. Тучки. Дует сильный ветер, заметно по деревьям и кустарникам.
-У. А что может произойти дальше, если, еще недавно, было очень жарко?
-Р. Гроза
-У. Молодцы! А кто помнит, когда бывает первая гроза?
-Р. В мае
-У. Хорошо. Мне бы хотелось, чтобы вы обратили внимание на иллюстрации в учебнике, на странице 49.И после этого ,прочитайте заглавие.
-Р. Федор Иванович Тютчев « Весенняя гроза»
- Эмоциональный настрой( музыкальный отрывок, «эмоциональный вопрос»).
-У. Послушайте шум грозы. Какие чувства вызывает у вас эти звуки природы?
- Р. Страх, испуг. Хочется укрыться.
-У. Кто из вас видел грозу? Расскажите, что вы пережили во время грозы?
-Р. Ответы детей
-У. Гроза издавна вызывала у людей чувство страха, ужаса. С древних времен люди пытались объяснить это явление природы. Они считали, что гроза – это кара, наказание, которое Бог посылает на землю, чтобы наказать людей за их провинности. В каждой религии громом и молнией повелевал самый могущественный бог. (У славян это был Перун (его имя означает «молниеносный», у древних греков – Зевс (его имя в переводе на русский язык означает «свет»).
-У .А всегда ли гроза вызывает страх?
- Р. Ответы детей
- У. Однако не все боятся грозу. Федор Иванович очень любил и понимал природу. Он говорил о природных явлениях, как о живых существах. В стихотворении Тютчев передал все свои чувства.
- Работа над новым произведением(обогащение читательского опыта, открытие нового знания(опыта),т.е. открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новым художественными приемами).
- Первичный синтез(знакомство с произведением(читает учитель или фонохрестоматия),проверка первичного восприятия, формулировка «гипотезы смысла» (первичной проблемы),определение путей поиска ее решения).
-У. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение. Быть «слушателем», значит сесть прямо, слушать внимательно и отложить все из рук.
-У. Какое настроение вызвало это стихотворение?
Какие чувства возникли во время прослушивания?
Какую картину вы представляли?
А что вам особенно запомнилось?
Понравилось ли стихотворение?
-Р. Ответы детей
Физкультминутка
Речевая разминка
Гроза гремит
Гремит гроза
Гроза гремит пока грозна
Утром солнышко проснулось,
Улыбнулось, потянулось,
И, откинув одеяло,
На зарядку побежало.
Дождиком умывалось,
Тучкой растиралось.
А когда умылось,
Ярче засветилось.
- Перечитывание произведения (читают дети) и его разноплановый анализ (текст/ язык + образный мир (герои, события, предметы/вещи, время и пространство) + смысловой и эмоционально-чувственный план) с обязательным выборочным чтением для подтверждения своих высказываний.
-У. Вернитесь к иллюстрации. Совпало ли ваше представление и картина?
-У. Прочитайте стихотворение про себя . Обратите внимание, на новые слова.
-У. Прочитаем стихотворение по цепочке
-Р. Чтение
-У. Прочитайте первую строчку. Можно ли сразу ответить на вопрос, как относится поэт к грозе?
-Р. Да, первое слово стихотворения прямо называет чувство поэта: «Люблю грозу в начале мая…»).
-У. Представьте себе, что этого слова нет; вы догадались бы, что поэт любит грозу?
-Р. Подтверждают свое мнение текстом.
-У. Какое обычно бывает небо во время грозы?
-У. А какой эпитет и почему употребляет Тютчев, описывая небо?
-Р. Небо «голубое». Гроза короткая, не успело потемнеть небо
-У .Почему, говоря о раскатах грома, поэт выбирает такой странный эпитет – «молодые»?
-Р. Гроза первая, как первые листочки, которые мы тоже называем молодыми.
-У. Как и почему следует прочитать четверостишие – напевно, медленно или бодро, весело?
-Р. Ответы детей
-У. Вызывает ли грозное явление природы страх у читателя?
-Р. Нет
-У. Почему нам не страшно?
- Р. Потому что, гром резвиться и играет
-У. Кого напоминает вам гром?
- Р. Детей
-У. Поэт наделяет явление природы чертами человека, он одушевляет гром, делает его живым. Этот прием в литературе называется олицетворением.
-У. Прочтите третью строку. Что имеет в виду автор под словом перлы?
-У. Замените это слово на близкое по значению.
-У. Получилось?
-У. Почему автор сравнивает капли с жемчужинами?
-Р. Мы видим дождевые капли, которые переливаются на солнце всеми цветами радуги. И заменить его нельзя, будет не так красиво и точно.
-У. Прочтите четвертую строку. О каких нитях говорит автор?
-У. Почему автор говорит, что солнце «золотит» струи дождя?
-У. Давайте еще раз обратим наше внимание на то, как автор переносит свойства одного предмета или явления на другой благодаря их сходству. Этот прием называется метафора.
-У. Прочитаем третью строфу. Какое слово «поток» или «ручеек» наиболее точно передает то, что дождь был сильный?
-Р. Ответы детей
-У. Как природа реагировала на грозу?
-Р. Ответы детей
-У. Давайте закроем глаза и представим себе грозу, пение птиц, шум бегущей воды.
- У. Прочитайте последнее четверостишие и подумайте, почему описание грозы заканчивается обращением к мифологии?
-У. Весенняя гроза – особенность природы. Геба – богиня юности, она из шалости, смеясь, проливает на землю «громокипящий кубок». Поэтому весенняя гроза столь необычна. Это игра молодых, пробуждающихся к жизни сил природы.
- Вторичный синтез (обобщение по произведению, главная мысль)
-У. Как вы считаете. с какой целью автор написал это стихотворение?
-Р. Передать красоту природы
-У. Какая главная мысль в стихотворении?
-Р. Как много прекрасного вокруг и интересного. Не все так страшно, как кажется!
- Творческая работа по следам прочитанного произведения (включение новых знаний и опыт в систему имеющегося читательского и творческого опыта).
-У. Предлагаю поделиться на 2 команды. Каждая команда по очереди пишет свои мысли на тему «Что хотел передать автор в стихотворении». Каждый из Вас будет писать своим цветом. На моем столе приготовлены фломастеры.
-Р. Зачитывают тексты, которые получились
- Рефлексивное подведение итогов урока . Д/з.
–У. Закончите фразы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
-У. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".
Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....
План урока литературного чтения во 2 классе
обощающий урок по теме: "уж небо осенью дышало"...

Поурочные планы урока. Литературное чтение. Авторы Бунеев Р.Н.
Поурочные планы уроков 2 класса по литературному чтению....
План урока Литературное чтение 4 класс Б. Пастернак "Осень"
Борис Леонидович Пастернак в стихотворении "Золотая осень" изобразил русскую осень. Пастернак сам любуется и восхищается золотой осенью. В разработке урока стремилась показать Любовь поэта к...

План урока литературного чтения "Прощание с другом".1 класс
План урока литературного чтения "Прощание с другом".1 класс...