Конспект урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Акула"" + презентация
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула», выделение смысловых частей, составление плана произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать сведения об авторе;
- уметь выделять главную мысль произведения;
- уметь делить на смысловые части, находить главную мысль части, озаглавливать её.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Л.Н.Толстой "Акула"" | 34.84 КБ |
Презентация "Л.Н. Толстой "Акула"" | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 22.02.2019 ФИО учителя: Моцная Н.В.
Школа: 104 ФИО студента: Денисова А.К.
Класс: 3а ФИО методиста: Солопова Т. В.
Кабинет: 109
Конспект урока по литературному чтению
Тема: «Л.Н. Толстой «Акула»»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула», выделение смысловых частей, составление плана произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать сведения об авторе;
- уметь выделять главную мысль произведения;
- уметь делить на смысловые части, находить главную мысль части, озаглавливать её.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф.Климанова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2012.-Ч.2, презентация в формате PowerPoint, аудиофрагмент, раздаточный материал.
№ | Этап урока (методы/ приемы) | Время | Содержание | Деятельность | УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. Словесный- мотивация на урок. | 1 мин. | Фронтальная работа. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду вести я, Анастасия Константиновна. Садитесь. Парная работа. Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. Фронтальная работа. Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Как понимаете высказывание? На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить. Я предлагаю это высказывание сделать девизом нашего урока. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. | Л.: умение самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств и отвечать за этот выбор. Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
2 | Актуализация знаний и умений. Словесный- учебный диалог. Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации. | 2 мин. | Послушайте слова, о ком они? Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит. — Это — Пушкин. Теперь включите второй. Теперь раздерните шторы. Как вы думаете, о ком написаны эти строки? Действительно, написаны они о писателе Льве Николаевиче Толстом. Что вы знаете о нем? Алексей Николаевич Толстой прекрасный российский писатель, которого любят, ценят и уважают и в наши дни. Родился великий человек 10 января 1883 года. Город Николаев был его родиной. Его отец был графом, а мать – прекрасной детской писательницей. Свои детские годы парень провел у своего отчима Бострома. Обучение проходил в одном из училищ Самары, после чего, в 1901 году поступил в технологический институт города Петербург. Обучение в этих заведениях было не его и поэтому, писатель с 1907 года решил уйти в одно из художественных училищ. Первые его книги вышли на свет: в 1907 году «Лирика» и в 1910 году «Сорочьи сказки». Страшные годы настигли писателя. Первая мировая и Октябрьская революция не могли обойти стороной писателя. Он решил обратить внимание читателей к великой в истории личности. Для кого писал Л.Н.Толстой? О чём писал он в своих произведениях? Какие произведения Толстого вы уже читали? Прочитайте строки из произведения Льва Николаевича и скажите, откуда они. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. -Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Почему мы не можем выполнить это задание? В чем возникло затруднение? Нам предстоит разобраться в этом. | Слушают. О Л. Н. Толстом. Высказывания детей. Для детей. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой часто писал о своём детстве, и о детстве своих братьев. Не менее часто Лев Николаевич в своих произведениях писал о природе и животных. «Лев и собачка», «Лебеди», Мы не знаем, из какого произведение эти строчки. | К.: участвовать в учебном диалоге. П.: строить логические цепи рассуждений, доказательств. К.: формулировать ответы и выводы. Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3 | Постановка учебной задачи. Словесный- учебный диалог. Наглядный-демонстрация. | 7 мин. | Закройте глаза, вслушайтесь в звуки. Что вы услышали? Какие чувства вызвали эти звуки? Где будут происходить события в новом произведении? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Парная работа. А назвать его вам поможет зашифрованная запись. Вам нужно обвести только русские буквы и у вас получиться слово. (DАRWКJSУQЛVGА – АКУЛА). Скажите, как звучит произведение с которым мы сегодня познакомимся? А как тогда будет звучать тема нашего урока? Какие цели мы сегодня поставим? | Звуки моря, воды. Спокойствие, свежесть воздуха, прохладу. В море, на корабле. Акула. Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. | К.: участвовать в учебном диалоге. П.: строят речевые высказывания. П.: строить логические цепи рассуждений, доказательств. |
4 | «Откры- тие» нового знания. Словесный – учебный диалог. Практический- работа с учебником. | 5 мин. | Фронтальная работа. Ребята, что вы знаете об акулах? Послушайте внимательно текст об акуле. Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. Как называется такой текст? Почему? На уроках окружающего мира, когда проходили тему «Материки» вы изучали материк Африка. Сегодня в нашем рассказе как-раз и пойдёт речь о нём. Несколько слов об Африке. Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. Ребята, приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. | Высказывания детей. Слушают учителя. Научно-познавательный. Слушают учителя. | К.: участвовать в учебном диалоге. Р.: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П.: преобразование учебного материала, действия. П.: осознавать познавательную задачу. |
5 | Первичное закрепление во внешней речи. Словесный – учебный диалог. | 10 мин. | Физкультминутка. Мы руками поведем – Вы отметили слова. Назовите их. Как вы понимаете значение слова артиллерист? Якорь? Палуба? Хобот? Фитиль? Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. Прочитайте слова на слайде. (Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии. Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда.) Сейчас будем читать рассказ по цепочке, выполняя задание. По ходу чтения разделите рассказ на смысловые части. Сколько смысловых частей у вас получилось? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание надо выполнить? Расположите название каждой части по порядку. Дети спасены. Мальчики в открытом море. Остановка корабля у берега Африки. Выстрел из пушки. Купание в парусе. Появление акулы. | Выполняют физминутку. Знакомство с новыми словами. | П.: поиск и выделение необходимой информации. Р.: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П.: преобразование учебного материала, действия. П.: осознавать познавательную задачу. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой. Практический-выполнение заданий на карточках. Словесный – учебный диалог. Взаимопроверка. | 10 мин. | Работа в тройках. Сейчас вы будете работать самостоятельно в 3. На столах у вас карточки с заданиями. 1-найти фразу в тексте - (Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. -Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.) 2-прочитать её по ролям. 3-оценить свою работу в группе у вас на листах рефлексии. 4-рассмотрите рисунки к этому произведению в учебнике. Что изображено на них? Что произошло до этого момента, который изобразил художник? | О встрече в открытом море ребят с акулой. Расставить последовательность событий. | К.: согласованно выполнять совместную деятельность. П.: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности. Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7 | Включение в систему знаний. Словесный – учебный диалог. | 4 мин. | Групповая работа. Ребята, сейчас вы будете работать в группе. Но прежде давайте вспомним правила. а) 1 часть. - С каким настроением автор начинает рассказ? (спокойно) - С каких слов настроение меняется? (…но к вечеру погода изменилась … .) Характеристика артиллериста. - Какими качествами обладал артиллерист. Выберите. умный сильный духом мудрый любящий смелый мужественный бывалый решительный находчивый опытный трусливый б) Прочитайте 2 часть. - Какое в этой части присутствует настроение? (радостное) - Где устроили купальню? Почему в парусе? в) Прочитайте 3 часть. - Почему мальчики оказались в открытом море? - Каким словом автор показал отношение к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? (вздумали) - Как вы понимаете значение этого слова? (неожиданно задумать, захотеть, решить что-либо сделать.) - Мальчики совершили необдуманный поступок. Автор осуждает их. - Как отец отнёсся к поступку сына и его товарища? - Найдите в тексте. Прочитайте. - Старый артиллерист гордится сыном, позабыв о предосторожности. г) Чтение 4 части. - Какое слово использовал автор, чтобы показать о надвигающейся опасности? (Вдруг) - Как автор называет акулу? (морское чудовище) - Как вы думаете, зачем он назвал её так? (Чтобы усилить страх, опасность.) - Какие действия предприняли люди? (Закричали, бросились к шлюпкам.) - Что случилось с артиллеристом? (Бледный как полотно, смотрел …) - Как вы думаете, почему он застыл, ничего не предпринимал? (Не знал, что делать.) - Какие чувства он испытывает в данный момент? (Страх, ужас, шоковое состояние.) д) Чтение 5 части. - Сразу ли мальчики увидели акулу? - Найдите и прочитайте, какие чувства охватили мальчиков, когда они увидели акулу. - Что в этот момент происходило с артиллеристом? Перечислите по порядку все действия. - Как вы понимаете «визг разбудил»? (Он очнулся от шока.) - Как дальше развиваются события? (Быстро, стремительно.) - Какую часть речи использует автор, чтобы показать быстроту действия артиллериста. (глаголы) Как мы должны читать, с какой интонацией? (Быстро, перечисляя, серьёзно.) е) Чтение 6 части. - Почему артиллерист закрыл лицо руками? - Как вы думаете, легко ли было выстрелить отцу? О чём задумались после чтения этого рассказа? Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? Нужны ли в наше время такие люди? Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». Мы сегодня познакомились с поучительным рассказом Л.Н.Толстого и учились понимать, каким бывает внутренний мир человека в таких опасных трагичных ситуациях. | Не совершать бездумных поступков, приводящих к трагедии. Всегда приходить на помощь нуждающимся. Об отваге, смелости. | Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К.: общение и взаимодействие. |
8 | Рефлексия. Словесный, аналитический: формулирование выводов, обобщений. | 1 мин. | Что нового вы сегодня узнали? С каким произведением познакомились? Что повторили? Рефлексия пантомима. Если вы довольны и у вас всё получилось, то поднимите руки вверх. Если вы не довольны и вам не всё понятно, опустите голову вниз. И если вам безразлично, не интересно, то закройте лицо руками. Понравился ли вам урок? А произведение? Запишите домашнее задание. Учебник: стр. 56 - 57 читать, пересказывать. Нарисовать рисунок к понравившемуся моменту. Спасибо за работу. До свидания! | Мы познакомились с произведением Л.Н. Толстого «Акула». Биографию Л.Н. Толстого. Оценивают себя. | Л.: умение самостоятельно делать вывод в мире мыслей, чувств и отвечать за этот выбор. К.: общение и взаимодействие. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д.Дидро - французский писатель, философ: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Владимир Набоков , войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит. — Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин . Теперь включите второй. Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы. В аудиторию ворвался солнечный свет. Это — Толстой !»
Лев Николаевич Толстой
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. -Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
DАRWКJSУQЛVGА D А RW К JS У Q Л VG А - АКУЛА
Тема: Л.Н. Толстой «Акула». Цели: -познакомимся с содержанием рассказа; -будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях их поступках.
Купальня- Артиллерист – Якорь - Палуба- Хобот-
Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии. Купальня - место, сооружение для купания . Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда
Если вы довольны и у вас всё получилось, то поднимите руки вверх. Если вы не довольны и вам не всё понятно, опустите голову вниз. И если вам безразлично, не интересно, то закройте лицо руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"
На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"
План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой 2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям вспомнить первые стихи своего детства....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л.Барто "Дело было в январе." с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Дело было в январе" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Использование презентации помогает разнообразить урок, ...
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...