Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступки и характеры героев; навыка осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать основные факты из биографии М.Ю. Есеновского; содержание стихотворения «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; знать понятие «шуточное стихотворение»;
Уметь выразительно читать стихотворение «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; видеть мотивы поступков героев; выразительно читать  по ролям.

Личностные:
-принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
-проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Настроимся на рабочий лад, отложим все посторонние дела. Закройте глаза и представьте, какой продуктивной и интересной будет работа на уроке.

Слушают учителя

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

8 мин.

- Ребята, начнем урок с проверки домашнего задания.

- 5 тетрадей беру на проверку.

- Кто выучил стихотворение?

Анализ чтения стихотворений наизусть и выставление отметок. Не забываем про критерии (представлены на доске).

( опрос 3-4 детей)

Рассказывают наизусть стихотворение.

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: ребус, создание проблемной ситуации

Наглядный: учебная презентация

3 мин.

- Ребята, отгадайте ребус.

ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы

- Какое слово получилось?

- Верно, ребята, сегодня мы с вами будем работать над необычным стихотворением. - Как вы думаете, что за необычное стихотворение?

- Верно, тема нашего урока «Шуточное стихотворение. М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк».

- Какие цели поставим на урок?

 

Шутка

- Шуточное стихотворение

- Познакомиться с автором и произведением; узнать, почему данное стихотворение называется шуточным.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: учебная презентация

Практический: слушание текста

Практический: языковой анализ стихотворения

8 мин.

- Может быть кто-то из вас уже знаком с биографией или произведениями Михаила Юрьевича Есеновского?

- Родился в Москве в 1960 году. В детстве мечтал стать астрономом. Любимыми книгами были «Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова, «Гулливер» Свифта. В юности увлекался фантастикой. Окончил Московский государственный технический университет и аспирантуру. Преподавал в школе и университете.

Публикуется с 1993 года, первая публикация в журнале «Огонёк». Изредка использует псевдоним Денис Семиколбасов. Автор ряда книг для детей, в частности, цикла коротких ироничных и абсурдистских рассказов про мальчика Юру, напоминающих прозу Даниила Хармса.

- А теперь посмотрите на название стихотворения еще раз.

1.Что можно узнать из названия текста?

2.Кто главный герой?

3. С каким настроением оно написано?

4. Что захотелось спросить у текста?

- Послушайте стихотворение, следите за мной и подчеркиваете карандашом слова, которые вам не понятны. А также определите тему и подумайте, сколько главных героев в этом произведении.

- Какие слова вам были не понятны?

 Слушают учителя.

1. В стихотворении рассказывается о мальчике Юре и его насморке

2. Мальчик Юра

3. Шуточным

4. Почему у мальчика ужаснейший насморк?

Вилла – богатый дом с садом, парком.

Все в стенку горох (из учебника сноска)

-  Тема: насморк у мальчика Юры

- В этом произведении 2 главных героя: мальчик Юра и насморк.

 П: анализ, синтез, структурирование знаний

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

П: анализ, восприятие текста

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: чтение текста

Словесный: беседа, слово учителя

Практический: языковой анализ стихотворения

 

13 мин.

- Я предлагаю вам прочитать стихотворение по ролям у доски.

Анализ стихотворения.

- Каким вы представляете Юру?

- На кого рассержен Юра?

- Почему вы так думаете?

- О какой двухкомнатной норке говорит насморк? (Речь идет о носе.)

- А откуда там шторки в оборках и окна на юг? (Имеются в виду перегородки внутри носа или волоски внутри носа и ноздри (окна).)

– Какую влажную уборку насморк имеет в виду? (Насморк имеет в виду, что мальчику Юре грозит усиление насморка: «И сопли, возможно, ручьем потекут».)

– Как вы понимаете смысл последних четырех строчек?

– Почему насморк сравнивает себя с Юрой? Почему он советует Юре слушаться в следующий раз родителей? Прочитайте сноску, поясняющую выражение «о стенку горох». (Насморк говорит о том, что он такой же упрямый, как и мальчик Юра.) 

– Еще насморк говорит о том, что в упрямстве и непослушании Юры заключается причина того, что он простудился. Именно поэтому насморк советует Юре слушаться родителей.

– Поэт Михаил Есеновский представляет насморк как живое существо? (Поэт представляет насморк как живое существо, которое разговаривает со своим обладателем и имеет такой же характер, как у того, у кого он появился.)

 Болеющий рассерженный мальчик

 Он рассержен на насморк

 «Он насморку живо велит выметаться»

- Речь идёт о носе

- Имеются в виду перегородки внутри носа и волоски внутри носа, ноздри – окна.

- Насморк имеет в виду, что мальчику Юре грозит усиление насморка: «И сопли, возможно, ручьем потекут».

- Насморк сравнивает себя с мальчиком Юрой и призывает слушаться родителей.

- Насморк говорит о том, что он такой же упрямый, как и мальчик Юра.

- Поэт представляет насморк как живое существо, которое разговаривает со своим обладателем и имеет такой же характер, как у того, у кого он появился.

П: анализ, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П: анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: работа с карточками

10 мин.

- Сейчас вы разделитесь на 5 групп.

- У каждой группы есть карточки. Закрываем и откладываем учебники.

1группа – написать главные моменты текста:  тема, герои, события.

2 группа – нарисовать насморк, как он выглядит.

3 – прочитайте причины простудных заболеваний, если вы согласны отметьте  знаком + и объясните почему сделали именно такой выбор.

4 - расскажите историю от лица Насморка.

5 – расскажите историю от лица Юры.

Работают в группах

1. Герои: Юра и насморк. Тема: насморк поселился в носу у Юры. Происходит спор между Юрой и насморком.

3.  Ходит в мокрой одежде и обуви +

Гуляет в морозный день без шарфа и шапки+

Сидит на холодной скамейке+

Расстегивает верхнюю одежду, набегавшись во время игры+

Ест снег, сосульки, мороженое на улице в холодную погоду+

Переохлаждение +

Занятия спортом

Недостаток сна+

Повышение активности вирусов+

Принятие витаминов

Ходит босиком по холодному полу

Ходит в ветреный день в расстегнутой

Несбалансированная диета+

Активный образ жизни

Стресс+

Пьет холодную воду, когда разгорячен после подвижных игр

Добавьте свою причину

4. Я поселился в носу у мальчика Юры. Мне очень уютно в двухкомнатной норке, тут шторки в оборках и окна на юг. Сейчас приступаю я к влажной уборке, и споли у Юры ручьем потекут. Волнуется Юра и гонит меня. Но со мной всё как ним, всё в стенку горох! В другой раз родителей слушаться будет и не будет по лужам ходить без сапог.

5. У меня в носу поселился насморк и я этим очень рассержен. Ему очень уютно и он хочет сделать влажную уборку. Но ведь мой нос не квартира, не дача, не вилла, не дом, не сарай. Но насморк смеётся и говорит, что всё как со мной, всё в стенку горох. Нужно слушаться родителей и не гулять по лужам без сапог.

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, структурирование знаний

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя

2 мин.

 - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.  

Записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа

1 мин.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какую тему изучали?  

- Какие цели ставили в начале урока? Чему научились? Нам удалось и достигнуть?

- Что вам больше всего понравилось? Что вызвало  трудности? Спасибо за урок.

- Знакомились с произведением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

- Да, удалось.

Р: самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Дата: 29.04.20.                                                                                                               ФИО учителя: Богданова В.П.

Школа: 95                                                                                                                               ФИ студента: Лунькова Дарья           Класс: 2-1                                                                                                                                      ФИО методиста:  Солопова Т.В.

Кабинет: 316                                                                

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступки и характеры героев; навыка осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать основные факты из биографии М.Ю. Есеновского; содержание стихотворения «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; знать понятие «шуточное стихотворение»;

Уметь выразительно читать стихотворение «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; видеть мотивы поступков героев; выразительно читать  по ролям.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: Н.А. Чуракова «Литературное чтение» 2 класс (2 часть),   презентация, раздаточный материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

Чистоговорка

Слайд 3

Тема урока: Михаил Юрьевич Есеновский У мальчика Юры ужаснейший насморк Какие цели ты поставишь перед собой?

Слайд 4

Книги Михаила Юрьевича Есеновского

Слайд 5

Михаил Юрьевич Есеновский – русский детский писатель, поэт. Родился 15 октября 1960 года в Москве. В детстве мечтал стать астрономом. Любимыми книгами были «Приключения Карандаша и Самоделкина » Юрия Дружкова , «Гулливер» Свифта. В юности увлекался фантастикой. Окончил Московский государственный технический университет. Преподавал в школе и университете. Публикуется с 1993 года, первая публикация в журнале «Огонёк». Изредка использует псевдоним Денис Семиколбасов . Автор ряда книг для детей, в частности, цикла коротких ироничных рассказов про мальчика Юру. Его к нига «Главный шпионский вопрос» (2009) стала победителем конкурса «Книга года» в номинации «Лучшая детская книга».

Слайд 6

в илла в стенку горох - загородный дом - (или: как об стенку горох) – так говорят, когда человек не прислушивается к тому, о чём ему говорят или о чём его просят. Как ты понимаешь значение этих слов?

Слайд 7

Открой учебник литературного чтения на странице 129 и прочитай стихотворение Михаила Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

Слайд 8

Понравилось ли тебе стихотворение? Что понравилось больше всего? Чем необычно это стихотворение? Можно прочитать это стихотворение по ролям? Какие роли есть в этом стихотворении?

Слайд 9

Ответь на вопросы автора учебника на странице 130 Выполни задание в рабочей тетради: упр. 21, 22

Слайд 10

Домашнее задание: п рочитать стихотворение по ролям (пригласи поучаствовать родителей, братьев/сестёр) Задание по выбору: н арисуй рисунок про это стихотворение; р асскажи историю от лица Насморка; р асскажи историю от лица Юры

Слайд 11

Доволен(на) ли ты своей работой на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Г.Н. Юдин. Вытри лапы и входи" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со стихотворением Г.Н. Юдина «Вытри лапы и входи», раскрыв его смысл.Планируемые результатыПредметные:знать идею стихотворения;уметь делить те...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...