Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступки и характеры героев; навыка осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать основные факты из биографии М.Ю. Есеновского; содержание стихотворения «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; знать понятие «шуточное стихотворение»;
Уметь выразительно читать стихотворение «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; видеть мотивы поступков героев; выразительно читать по ролям.
Личностные:
-принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
-проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. Настроимся на рабочий лад, отложим все посторонние дела. Закройте глаза и представьте, какой продуктивной и интересной будет работа на уроке. | Слушают учителя | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя | 8 мин. | - Ребята, начнем урок с проверки домашнего задания. - 5 тетрадей беру на проверку. - Кто выучил стихотворение? Анализ чтения стихотворений наизусть и выставление отметок. Не забываем про критерии (представлены на доске). ( опрос 3-4 детей) | Рассказывают наизусть стихотворение. | П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Практический: ребус, создание проблемной ситуации Наглядный: учебная презентация | 3 мин. | - Ребята, отгадайте ребус. - Какое слово получилось? - Верно, ребята, сегодня мы с вами будем работать над необычным стихотворением. - Как вы думаете, что за необычное стихотворение? - Верно, тема нашего урока «Шуточное стихотворение. М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк». - Какие цели поставим на урок? |
Шутка - Шуточное стихотворение - Познакомиться с автором и произведением; узнать, почему данное стихотворение называется шуточным. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Наглядный: учебная презентация Практический: слушание текста Практический: языковой анализ стихотворения | 8 мин. | - Может быть кто-то из вас уже знаком с биографией или произведениями Михаила Юрьевича Есеновского? - Родился в Москве в 1960 году. В детстве мечтал стать астрономом. Любимыми книгами были «Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова, «Гулливер» Свифта. В юности увлекался фантастикой. Окончил Московский государственный технический университет и аспирантуру. Преподавал в школе и университете. Публикуется с 1993 года, первая публикация в журнале «Огонёк». Изредка использует псевдоним Денис Семиколбасов. Автор ряда книг для детей, в частности, цикла коротких ироничных и абсурдистских рассказов про мальчика Юру, напоминающих прозу Даниила Хармса. - А теперь посмотрите на название стихотворения еще раз. 1.Что можно узнать из названия текста? 2.Кто главный герой? 3. С каким настроением оно написано? 4. Что захотелось спросить у текста? - Послушайте стихотворение, следите за мной и подчеркиваете карандашом слова, которые вам не понятны. А также определите тему и подумайте, сколько главных героев в этом произведении. - Какие слова вам были не понятны? | Слушают учителя. 1. В стихотворении рассказывается о мальчике Юре и его насморке 2. Мальчик Юра 3. Шуточным 4. Почему у мальчика ужаснейший насморк? Вилла – богатый дом с садом, парком. Все в стенку горох (из учебника сноска) - Тема: насморк у мальчика Юры - В этом произведении 2 главных героя: мальчик Юра и насморк. | П: анализ, синтез, структурирование знаний П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме П: анализ, восприятие текста |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: чтение текста Словесный: беседа, слово учителя Практический: языковой анализ стихотворения
| 13 мин. | - Я предлагаю вам прочитать стихотворение по ролям у доски. Анализ стихотворения. - Каким вы представляете Юру? - На кого рассержен Юра? - Почему вы так думаете? - О какой двухкомнатной норке говорит насморк? (Речь идет о носе.) - А откуда там шторки в оборках и окна на юг? (Имеются в виду перегородки внутри носа или волоски внутри носа и ноздри (окна).) – Какую влажную уборку насморк имеет в виду? (Насморк имеет в виду, что мальчику Юре грозит усиление насморка: «И сопли, возможно, ручьем потекут».) – Как вы понимаете смысл последних четырех строчек? – Почему насморк сравнивает себя с Юрой? Почему он советует Юре слушаться в следующий раз родителей? Прочитайте сноску, поясняющую выражение «о стенку горох». (Насморк говорит о том, что он такой же упрямый, как и мальчик Юра.) – Еще насморк говорит о том, что в упрямстве и непослушании Юры заключается причина того, что он простудился. Именно поэтому насморк советует Юре слушаться родителей. – Поэт Михаил Есеновский представляет насморк как живое существо? (Поэт представляет насморк как живое существо, которое разговаривает со своим обладателем и имеет такой же характер, как у того, у кого он появился.) | Болеющий рассерженный мальчик Он рассержен на насморк «Он насморку живо велит выметаться» - Речь идёт о носе - Имеются в виду перегородки внутри носа и волоски внутри носа, ноздри – окна. - Насморк имеет в виду, что мальчику Юре грозит усиление насморка: «И сопли, возможно, ручьем потекут». - Насморк сравнивает себя с мальчиком Юрой и призывает слушаться родителей. - Насморк говорит о том, что он такой же упрямый, как и мальчик Юра. - Поэт представляет насморк как живое существо, которое разговаривает со своим обладателем и имеет такой же характер, как у того, у кого он появился. | П: анализ, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: анализ П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя, беседа Практический: работа с карточками | 10 мин. | - Сейчас вы разделитесь на 5 групп. - У каждой группы есть карточки. Закрываем и откладываем учебники. 1группа – написать главные моменты текста: тема, герои, события. 2 группа – нарисовать насморк, как он выглядит. 3 – прочитайте причины простудных заболеваний, если вы согласны отметьте знаком + и объясните почему сделали именно такой выбор. 4 - расскажите историю от лица Насморка. 5 – расскажите историю от лица Юры. | Работают в группах 1. Герои: Юра и насморк. Тема: насморк поселился в носу у Юры. Происходит спор между Юрой и насморком. 3. Ходит в мокрой одежде и обуви + Гуляет в морозный день без шарфа и шапки+ Сидит на холодной скамейке+ Расстегивает верхнюю одежду, набегавшись во время игры+ Ест снег, сосульки, мороженое на улице в холодную погоду+ Переохлаждение + Занятия спортом Недостаток сна+ Повышение активности вирусов+ Принятие витаминов Ходит босиком по холодному полу Ходит в ветреный день в расстегнутой Несбалансированная диета+ Активный образ жизни Стресс+ Пьет холодную воду, когда разгорячен после подвижных игр Добавьте свою причину 4. Я поселился в носу у мальчика Юры. Мне очень уютно в двухкомнатной норке, тут шторки в оборках и окна на юг. Сейчас приступаю я к влажной уборке, и споли у Юры ручьем потекут. Волнуется Юра и гонит меня. Но со мной всё как ним, всё в стенку горох! В другой раз родителей слушаться будет и не будет по лужам ходить без сапог. 5. У меня в носу поселился насморк и я этим очень рассержен. Ему очень уютно и он хочет сделать влажную уборку. Но ведь мой нос не квартира, не дача, не вилла, не дом, не сарай. Но насморк смеётся и говорит, что всё как со мной, всё в стенку горох. Нужно слушаться родителей и не гулять по лужам без сапог. | П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, структурирование знаний Р: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя | 2 мин. | - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения. | Записывают домашнее задание. | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: беседа | 1 мин. | - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какую тему изучали? - Какие цели ставили в начале урока? Чему научились? Нам удалось и достигнуть? - Что вам больше всего понравилось? Что вызвало трудности? Спасибо за урок. | - Знакомились с произведением «У мальчика Юры ужаснейший насморк» - Да, удалось. | Р: самооценка К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Дата: 29.04.20. ФИО учителя: Богданова В.П.
Школа: 95 ФИ студента: Лунькова Дарья Класс: 2-1 ФИО методиста: Солопова Т.В.
Кабинет: 316
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступки и характеры героев; навыка осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать основные факты из биографии М.Ю. Есеновского; содержание стихотворения «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; знать понятие «шуточное стихотворение»;
Уметь выразительно читать стихотворение «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; видеть мотивы поступков героев; выразительно читать по ролям.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: Н.А. Чуракова «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), презентация, раздаточный материал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистоговорка
Тема урока: Михаил Юрьевич Есеновский У мальчика Юры ужаснейший насморк Какие цели ты поставишь перед собой?
Книги Михаила Юрьевича Есеновского
Михаил Юрьевич Есеновский – русский детский писатель, поэт. Родился 15 октября 1960 года в Москве. В детстве мечтал стать астрономом. Любимыми книгами были «Приключения Карандаша и Самоделкина » Юрия Дружкова , «Гулливер» Свифта. В юности увлекался фантастикой. Окончил Московский государственный технический университет. Преподавал в школе и университете. Публикуется с 1993 года, первая публикация в журнале «Огонёк». Изредка использует псевдоним Денис Семиколбасов . Автор ряда книг для детей, в частности, цикла коротких ироничных рассказов про мальчика Юру. Его к нига «Главный шпионский вопрос» (2009) стала победителем конкурса «Книга года» в номинации «Лучшая детская книга».
в илла в стенку горох - загородный дом - (или: как об стенку горох) – так говорят, когда человек не прислушивается к тому, о чём ему говорят или о чём его просят. Как ты понимаешь значение этих слов?
Открой учебник литературного чтения на странице 129 и прочитай стихотворение Михаила Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк»
Понравилось ли тебе стихотворение? Что понравилось больше всего? Чем необычно это стихотворение? Можно прочитать это стихотворение по ролям? Какие роли есть в этом стихотворении?
Ответь на вопросы автора учебника на странице 130 Выполни задание в рабочей тетради: упр. 21, 22
Домашнее задание: п рочитать стихотворение по ролям (пригласи поучаствовать родителей, братьев/сестёр) Задание по выбору: н арисуй рисунок про это стихотворение; р асскажи историю от лица Насморка; р асскажи историю от лица Юры
Доволен(на) ли ты своей работой на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)
Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Г.Н. Юдин. Вытри лапы и входи" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление детей со стихотворением Г.Н. Юдина «Вытри лапы и входи», раскрыв его смысл.Планируемые результатыПредметные:знать идею стихотворения;уметь делить те...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...
Конспект урока литературного чтения Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...
Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...