Конспект урока литературного чтения+ презентация "А. Екимцев "Осень", Ю.Коринец "Тишина" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством  А. Екимцева и Ю. Коринца; с произведениями «Осень» и «Тишина»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; умения анализировать текст.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать основные факты из биографии А. Екимцева и Ю. Коринца;  содержание произведений «Осень» и «Тишина»;

Уметь выразительно читать произведения «Осень» и «Тишина»; анализировать содержание произведений ; формулировать простые выводы.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проводить самооценку своих действий и поступков;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 05.05.20                                                                                                               ФИО учителя: Богданова В.П.

Школа: 95                                                                                                                               ФИ студента: Лунькова Дарья

Класс: 2-1                                                                                                                                       ФИО методиста:  Солопова Т.В.  

Кабинет: 316                                                                  

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: «А. Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством  А. Екимцева и Ю. Коринца; с произведениями «Осень» и «Тишина»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; умения анализировать текст.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать основные факты из биографии А. Екимцева и Ю. Коринца;  содержание произведений «Осень» и «Тишина»;

Уметь выразительно читать произведения «Осень» и «Тишина»; анализировать содержание произведений ; формулировать простые выводы.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проводить самооценку своих действий и поступков;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: Н. А. Чуракова «Литературное чтение» 2 класс (2 часть),  презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Настроимся на рабочий лад, отложим все посторонние дела. Закройте глаза и представьте, какой продуктивной и интересной будет работа на уроке.

Слушают учителя

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный: учебная презентация

Практический: речевая разминка

7 мин.

- Начнем урок со скороговорки. – Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп чтения:
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

- Проверим домашнее задание. Вам нужно было подготовить выразительное чтение стихотворения.

Читают скороговорку

Выразительно читают произведение

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: ребус, создание проблемной ситуации

5 мин.

- Отгадайте ребус и вы поймете какое произведение вы будете проходить сегодня, сможете найти его в оглавлении.

- Верно, откройте оглавление и посмотрите в рамках раздела. Кто автора данного произведения?

- Сегодня мы также познакомимся со следующим произведением. Что за произведение?

- Итак, какова тема урока?

- Какую цель поставим на урок?

- Осень

- Александр Екимцев

- Юрий Коринец «Тишина»

- А. Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина»

- Познакомиться с данными произведениями

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: слушание текста

Практический: языковой анализ стихотворения

10 мин.

 - Для начала познакомимся с автором.

- А. Екимцев ребёнком пережил Великую Отечественную войну. Она врезалась в его жизнь и в память навсегда. В его стихах и поэмах о войне («Брянский лес», «Фронт под облаками», «Кавказ в 1942 году», «города – герои») основой содержания является мысль о страданиях тех, кто по сути своей должен радоваться и радовать других, о страданиях природы и детей. Лиризм военных стихов Екимцева основан общечеловеческих масштабах чувства, на синтезе печали и света, скорби и жизнеутверждения. 
Детская поэзия Екимцева ценна как лёгкостью и выразительностью стиха, так и светлыми, одухотворёнными жизнеощущениями. А главное – в ней много любви к детям. Все это определило его судьбу как детского писателя. В дальнейшем ставропольское книжное издательство выпустило ряд его поэтических сборников. В 1967 году Екимцев стал членом Союза писателей, а в 1969 году – слушателем высших литературных курсов. 

- Сейчас я вам прочитаю произведение, слушаем его внимательно.
- Прочитаем произведение.

- Ребята, о каком шепоте пишет автор?

- Какое настроение у этого произведения?

- Прочитаем ещё раз.

Вторичное прочтение.

- Миша говорит, что это стихотворение похоже на грустную песню. А как вы думаете, похоже это стихотворение на песню?

- Какое настроение создают повторяющиеся строчки?

 

Слушают биографию автора.

- О шелесте листьев

- Спокойное, задумчивое

- Да, напоминает песню своими повторами в конце строк. Так, после каждого куплета следует припев.

- Грустное, печальное: становится очевидным неминуемое наступление холодов, которое никак не отсрочить.

 П: анализ, синтез, структурирование знаний

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

П: анализ, восприятие текста

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление во внешней речи


Словесный: слово учителя, учебный диалог

Практический: слушание текста

 

- Кот сказал, что есть поэты с особенно развитым слухом, они слышат даже тишину.

- Про это написал стихотворение Юрий Коринец.

- Коринец Юрий Юрьевич (переводчик с немецкого языка) родился в Москве 31 июля 1967 года, учился в спецшколе с углубленным изучением немецкого языка. В 2000 году вступил в союз писателей.

- Познакомимся с произведением Тишина. Предположите, о чем именно может идти речь в данном произведении?

- Сейчас, ваша задача внимательно послушать произведение.

- Итак, ребята, о чем же это произведение?

- Сейчас, давайте прочитаем, чтобы подробнее разобраться о чем же это произведение.

Первичное чтение.

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: языковой анализ стихотворения; аудиозапись

10 мин.

 - Ребята, есть ли у тишины, с точки зрения поэта, свой собственный голос? Какими звуками разговаривает тишина?

- А какие звуки её пугают?

- Ребята, данное стихотворение наложили на музыку. Предлагаю вам послушать и проследить по тексту, всё ли совпадает.

Прослушивание аудиозаписи.

- Ребята, а как вы думаете, журчание лесного ручейка, стрекот кузнечика, шелест листьев – это голос тишины или то, что её «оглушает»?

- А если ли у тишины голос в квартире?

- Тишина разговаривает тихими звуками: это треск костра, шелест травы, звон комара, звук дождя.

- Громкие, резкие звуки: гудок поезда, гомон птиц.

- Это голос тишины.

- Да, есть. Тикание часов, капание воды.

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, структурирование знаний

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя

1 мин.

- Итак, с какими произведениями мы познакомились?

- Что их объединяет?

- Запишите домашнее задание: р.т. с 36 №28.

 - «Осень» и «Тишина»

- Они рассказывают о звуках природы

Р: контроль

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа

1 мин.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какую тему изучали?  

- Какие цели ставили в начале урока? Чему научились? Нам удалось и достигнуть?

- Что вам больше всего понравилось? Что вызвало  трудности? Спасибо за урок.

- Знакомились с произведениями «Осень» и «Тишина»

- Да, удалось.

Р: самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка

Слайд 2

Тема урока: Александр Екимцев Осень Юрий Коринец Тишина Какие цели ты поставишь перед собой?

Слайд 3

Книги Александра Ефимовича Екимцева

Слайд 4

Поэт Александр Ефимович Екимцев родился 30 августа 1929 года. После окончания средней школы служил в армии на Дальнем Востоке. Там же – в окружной военной газете «Суворовский натиск» были опубликованы первые стихи поэта. В 1956 году поступил в Московский институт культуры. В годы учебы неоднократно публиковался в центральной и местной печати. После окончания института А. Е. Екимцев был направлен на работу в Ставрополь. Стихи для детей начал писать рано. Первая большая поэтическая подборка появилась в 1962 году в журнале « Мурзилка ». «Я и не знал тогда, – вспоминал поэт, – что это определит мою дальнейшую судьбу как детского писателя». В том же году вышла его первая книга стихов «Десять добрых тропок». Всего для детей он написал более 20 книг, которые были изданы в Москве и Ставрополе. Стихи А. Е. Екимцева получили самое живое одобрение у таких известных мастеров детской литературы как А. Барто , С. Михалков. Кроме стихов им были созданы две поэмы для детей о войне.

Слайд 5

Открой учебник литературного чтения на странице 135 и прочитай стихотворение Александра Екимцева «Осень» Ответь на вопросы автора учебника после стихотворения

Слайд 6

Книги Юрия Иосифовича Коринца

Слайд 7

Юрий Коринец родился 14 января 1923 года. В то страшное время никому не жилось хорошо. Не обошли беды и семью Коринец : в 1937 году отца арестовали, и вскоре он был расстрелян. В первые дни войны Юрия призвали на фронт, часть в боях была разгромлена, и он пешком вернулся домой, в столицу. На его глазах мать арестовали, и через полгода она умерла в тюрьме. Юрия за то, что он пытался защитить мать, выслали в Среднюю Азию. Но юноша не растерялся, не озлобился, а полностью погрузился в искусство, чтобы уйти от страшных реалий жизни. Сначала Юрий Коринец увлекается рисованием, заканчивает учебу в училище, становится дипломированным художником. Но вскоре искусство не просто писать рифмованные тексты, а создавать особый мир, в котором живут добро, любовь, радость и вера в то, что все еще будет хорошо, взяло верх над тягой к рисованию. Юрий Коринец переезжает из Самарканда в столицу, поступает в литературный институт. Уже на пятом курсе выходит его книга «Подслушанный разговор». Так начал поэтический путь молодой литератор Юрий Коринец . Биография складывалась очень удачно: после окончания в 1958 году литературного института на свет появилось немало детских книжек и стихов.

Слайд 8

Открой учебник литературного чтения на странице 136 и прочитай стихотворение Юрия Коринца «Тишина» Ответь на вопросы автора учебника после стихотворения

Слайд 9

Какое стихотворение тебе понравилось больше? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения «А.Усачёв «Бинокль» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А.А. Усачёва, с художественным произведением «Бинокль»; формирование навыка осознанного и выразительного чт...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...

Технологическая карта урока литературного чтения «Дональд Биссет «УХ!»» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умения выражать свое отношение к прочитанному; навыки чтения и анализа художественного текста в процессе...