Урок литературного чтения в 1 классе тема: Звук, буква, слог, слово, предложение. Повторение изученного
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Потапова Дина Яковлевна

Урок литературного чтения в 1 классе (Потапова Д.Я.)

Тема: Звук, буква, слог, слово, предложение. Повторение изученного

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель:

- создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся;

Цель уч-ся:

- повторить изученные понятия.

Задачи:

- закрепить умения проводить звуковой анализ слова, выделять звуки в словах составлять предложения по схеме;

- развивать процессы мышления детей;

- воспитывать любовь к чтению.

Технологии: игровая, ИКТ, ТОУУ

Оборудование: оформление доски в виде леса и тропинки, карточки-схемы для планирования и рефлексии, портреты Тома и Тима, карточки со словами для чтения, конструктор для составления слогов, ПК, «волшебные карточки» для каждого ребенка, карандаши.

Формирование УУД

1.Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций ;

- умение представлять информацию в виде схемы ;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

2.Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в группе.

- умение соотносить свою работу с планом, образцом.

3.Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать предстоящую работу - составлять план;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

4.Личностные УУД:

- умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе (Потапова Д.Я.)

Тема: Звук, буква, слог, слово, предложение. Повторение изученного

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель:

- создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся;

Цель уч-ся:

- повторить изученные понятия.

Задачи:

- закрепить умения проводить звуковой анализ слова, выделять звуки в словах составлять предложения по схеме;

- развивать процессы мышления детей;

- воспитывать любовь к чтению.

Технологии: игровая, ИКТ, ТОУУ

Оборудование: оформление доски в виде леса и тропинки, карточки-схемы для планирования и рефлексии, портреты Тома и Тима, карточки со словами для чтения, конструктор для составления слогов, ПК, «волшебные карточки» для каждого ребенка, карандаши.

Формирование УУД

1.Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций ;

- умение представлять информацию в виде схемы ;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

2.Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в группе.

- умение соотносить свою работу с планом, образцом.

3.Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать предстоящую работу - составлять план;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

4.Личностные УУД:

- умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                                 Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Актуализация знаний

2.Применение знаний

3.Итог урока

1.Игровой прием.

2.Беседа (фронтальная работа, индивидуальная- у доски и в своих карточках.)

3.Подводящий диалог.

4.Игра,

ТОУУ

5.Парная работа за ПК (ИКТ), ТОУУ

6.Индивидуальная практическая работа. ТОУУ

7.Групповая работа-конструирование. ТОУУ

8.Упражнение в чтении слов.

ТОУУ

9.Составление предложения по схеме -фронтальная работа.

ТОУУ

10.Игровой прием, беседа, подводящий диалог

ТОУУ

Создает игровую ситуацию, вводит сказочного героя.

Знакомит детей со страной Почитайкино и королем -Буквознаем.

Организует  составление плана урока(примерного).

Учитель помогает и направляет в составлении плана

1.ГПТР

2. (карточка с изображением ПК)

3. (карточка с изображением схемы слова)

4. ГИ СА ПО

5. УТКА КУРЫ

6. (карточка с изображением схемы предложения

Карточки выставляются на карте-пути.

Организует диалог, который подводит к осознанию и формулированию цели урока.

Организует игру

 « Твёрдый – мягкий»

Учитель называет слова, если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).

Организует работу на ПК, консультируя и оказывая индивидуальную помощь, руководит процессом.

Учитель направляет деятельность учащихся, оказывая индивидуальную помощь.

Помогает в анализе слова «сосна»

Загадывает загадку про малину.

Организует беседу о пользе лесной ягоды -малины.

Помогает в чтении слов, исправляет, помогает и оказывает индивидуальную помощь.

Предлагает составить предложение по схеме, используя картинку.

Учитель организует заключительный этап урока-  встреча с главным персонажем Буквознаем.

Помогает наводящими вопросами определиться- все ли получилось.

Внимательно слушают, настраиваясь на работу.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Определяют работу по плану

1.Повторение изученных букв, звуков;

2.Выделение звуков в начале, середине и конце слова;

3.Звуко-буквенный анализ слов;

4.Составление и чтение слогов;

5.Чтение слов;

6.Составление предложения по схеме.

 

Дети делают вывод, что виды работы в плане им уже знакомы, поэтому цель урока -повторить и закрепить изученное.

Внимательно слушают

 Выделяют в словах первый звук определяя -нужно им вставать или нет.

Анализируют свою работу закрашивая на волшебных карточках кружки.

Работают на ПК в паре, выделяя буквы в начале, середине, конце слов.

Проводят самоанализ, раскрашивая кружки на карточках.

Дети анализируют слово «сосна», выделяя слоги, звуки, обозначают звуки буквами, ставят ударение.

Контролируют правильность и полноту проведенного анализа ,

по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ.

Анализируют свою работу, раскрашивая в волшебных карточках.

Дети отгадывают загадку, определяя в отгадке слоги- первый, второй, третий- выкладывая их с помощью конструктора на ковре. Работают  в группе.

Анализируют свою работу, закрашивая на волшебных карточках кружки.

Дети читают слова

Слушают чтение друг друга.

Проводят самоанализ в волшебных карточках.

Рассматривают иллюстрацию, составляют предложение по схеме.

Слушают друг друга.

Дополняют, доказывая свою точку зрения.

Анализируют свою работу, закрашивая на волшебных карточках кружки.

Дети встречаются с главным героем –Буквознаем .

Отвечают на вопросы сказочного героя.

Анализируют на основании закрашенных кружочков свою работу -где и что получилось ,на каком этапе нужно еще потренироваться.

Личностные УУД - мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД - умение прогнозировать предстоящую работу- составлять план;

Коммуникативные УУД- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;

- умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

Коммуникативные УУД - умение работать в паре.

Регулятивные УУД-

умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

Познавательные УУД- умение представлять информацию в виде схемы ;

Коммуникативные УУД- умение анализировать работу в соответствии с поставленной целью.

Регулятивные УУД- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

Коммуникативные УУД- умение

работать в группе.

Регулятивные УУД- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку

Коммуникативные УУД- умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

Познавательные УУД- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций ;

-формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД- умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

Коммуникативные УУД - умение анализировать работу в соответствии с поставленной целью

Регулятивные УУД- умение сверять свою работу с образцом и давать самооценку.

                                          Ход урока.

1.Организационный момент:

- Добрый день, дети! У вас сегодня праздник – гости в нашем классе. Давайте мы посмотрим на них и улыбнемся, подарив им свое хорошее настроение.

-Давайте покажем, что вы уже настоящие ученики.

(Я начинаю стихотворение, дети отвечают).

В школу вы пришли  УЧИТЬСЯ.

Не лениться, а  ТРУДИТЬСЯ.

Работать как? СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?  ВНИМАТЕЛЬНО.

Если хочешь отвечать…  РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

Если спросят? НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!

2.Вступительное слово.

1).Фронтальная беседа.

- Чему мы учимся на уроке обучения грамоте?  (читать, писать)

- А зачем это нужно?    ( что бы быть грамотными)

- Грамотный человек это кто?   (тот, кто умеет говорить, читать, писать)

3.Актуализация знаний.    

2).Игровой прием

-Сегодня на уроке мы с Вами отправимся  к Буквознаю ,но дорога к нему не простая, по дороге нам нужно будет выполнить задания, кот Буквознай для нас приготовил. Чтобы мы не заблудились , Буквознай нарисовал для нас карту- маршрут ,у вас у каждого тоже есть. Итак, мы отправляемся.

3).Организация составления плана ( примерного)

-Давайте наметим свой маршрут, для этого вспомним, что мы делаем на уроке обучения грамоте, а для того, что бы вам легче было вспомнить, я буду показывать  карточки и мы их будем прикреплять на нашем маршруте. (1 ребенок у доски )

1 карточка -  ГПТРК       (мы повторяем буквы и звуки)

                     АОУЫИ

2 карточка- (схема слова) (мы проводим звуко- буквенный анализ слова)

3 карточка- (ка- ли- на)   (мы составляем слоги и слова )

4 карточка-( !__  ____  ____  ____ .) (мы составляем  предложения по картинке ).

- Мы с вами сейчас планировали работу на уроке.

4).Подводящий диалог.

-Знакомы ли вам виды работ, кот мы с вами запланировали? (да)

-Значит цель нашего урока……?  (повторять и закреплять изученное).

Физминутка

Только в лес мы зашли

Появились комары.

Хлоп-комар над головой.

Хлоп - у ног комар другой.

Комары, нас не кусайте,

С нами буквы повторяйте.

4.Применение знаний.

5).Игра??? , ТОУУ                     (1 полянка- цветочная)

-Посмотрите, ребята, пока мы с Вами шли, мы попали на первую полянку, где запутались наши букву, давайте их распутаем и расскажем все, что мы знаем про них.

(распутываем и находим буквы, получились Г (гэ),П ( пэ), Т ( тэ ), Р ( эр ) ,К (ка), Н (эн)-карточки этих букв выставляем на доске).

- Какие это буквы? ( буквы согласных звуков)

- Назовите признаки согласных звуков? ( когда их произносят во рту встречаются преграды-губы, зубы , язык)

- Какие они бывают? ( твердые и мягкие)

- Назовите звуки, которые могут обозначать эти буквы .  (Буква «ГЭ» обозначает 2 звука «г»-твердый и «гь»-мягкий и т.д.)

- Еще что можно сказать про каждый согласный звук?   (он звонкий или глухой)

- Назовите звонкие звуки (г, р, н)

- Назовите глухие звуки (п, т, к )

-Молодцы! А теперь давайте поможем другим буквам распутаться. Какие буквы вы нашли? (а ,о ,у , ы ,и )

(выставляются карточки букв)

- Что у них общего ? ( это буквы гласных звуков)

- Как доказать, что звуки гласные? ( их можно пропеть, во рту нет преград при их произношении)

- Молодцы! Итак , давайте же подведем итог и ответим на вопрос

- Чем звук отличается от буквы? ( звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим. Буква-это знак, с помощью которого записан звук. )

6).Парная работа за ПК ( ИКТ), ТОУУ              

-Молодцы! А теперь, давайте откроем ноутбуки и поиграем в игру « Где спряталась буква?»        

- Теперь посмотрите в свои карточки-схемы и найдите 1 полянку. Что мы делали на 1 полянке? (повторяли буквы и звуки).Если вы сами вспомнили все буквы и звуки, кот они обозначают- раскрасьте  полностью полянку зеленым карандашом. Если вы не все выполнили самостоятельно, что-то забыли -раскрасьте только половину полянки. А если вам было очень сложно вспомнить звуки, вы забыли буквы и вам еще нужно потренироваться -оставьте полянку не раскрашенной.

7).Индивидуально-практическая работа. ТОУУ        (2 полянка - грибная)

-Не успели мы с Вами с первой полянки уйти, как уже попали на 2-ю. Что вы увидели на этой полянке ? (гриб)

Вывешиваю картинку

-Какие бывают грибы ? ( съедобные и несъедобные)

-Какие съедобные грибы вы знаете?(опенок, лисичка, груздь и т.д.)

-Какие несъедобные грибы вы знаете?( мухомор, поганки)

-Можно ли уничтожать несъедобные грибы ,ведь человеку в пищу они не годятся? (нет, они являются аптекой для зверей)

-Давайте проведем звуко- буквенный анализ слова «ГРИБЫ»

(1 ребенок у доски, другие дети в тетради). Ученик комментирует у доски и выставляет магнитные карточки.)

Самоанализ

-Что, ребята, нужно было сделать? ( выполнить звуко -буквенный анализ слова «грибы»

- Анализ выполнен? (да)

-Анализ выполнен полностью или с недочетами? (полностью)

-Анализ выполнен самостоятельно или с помощью одноклассников? ( самостоятельно.

- Раскрасьте свою полянку, если все получилось- полностью, если не совсем все получилось- наполовину и если еще нужно потренироваться -оставьте полянку не раскрашенной .

Физминутка

По полянке мы идем,

И цветочки мы найдем,

Комары нас не кусают,

Нас боятся, улетают.

8).Групповая работа, конструирование, ТОУУ(работа с конструктором на ковре).             (3 полянка- ягодная)

-Мы с Вами попали на 3 полянку. Что мы запланировали на 3 полянке? ( составление слогов и слов).

- Из чего состоит слово? ( из слогов)

- Как мы с вами узнаем, сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

-Давайте мы с вами разделимся на группы по 4 человека. Я буду читать загадки для каждой группы, а вам нужно обсудить отгадку и собрать слово. Слушайте внимательно.

 Бусы красные висят

 Из кустов на нас глядят,

 Очень любят бусы эти

 Дети, птицы и медведи. (Малина)

 Лесная рыжая плутовка –

 Известна всем её сноровка.

 С ней аккуратней, не зевай

 А дверь в курятник запирай! (Лиса)

 Никого не огорчает,

 А всех плакать заставляет. (Лук)

Дети собирают слово, читают его, считают количество слогов.

Работа в тетради и на доске.

- Запишите на доске слово – укажите количество слогов ,под гласными буквами поставьте точку.

- Раскрасьте свою полянку, если все получилось- полностью, если не совсем все получилось- наполовину и если еще нужно потренироваться -оставьте полянку не раскрашенной .

9).Составление предложения по картинке ( фронтальная работа). ТОУУ  

                                                                                 ( 4 полянка -осенняя)

- Вот и подошли мы с вами к последней полянке. Что мы запланировали на последнюю полянку?  ( составление предложений по картинке и схеме).

- Из чего состоит предложение? ( из слов)

-Расскажите правила написания предложения ( Первая буква в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.)

- Молодцы! А теперь, давайте  вспомним, какое сейчас время года? ( осень)

- Какие изменения происходят в природе осенью? ( день становится короче, на улице холодно, листья на деревьях становятся красные, желтые, оранжевые)

-Да, лес действительно становится очень красивым, недаром красоту именно осеннего леса любят воспевать поэты

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

-Так описывает лес великий поэт- Иван Алексеевич Бунин.

-Давайте и мы посмотрим на иллюстрацию, составим предложение по картинке и запишем его в виде схемы.  ( 1 ребенок у доски, остальные в тетради).

Проанализируйте его работу.

- Раскрасьте свою полянку, если все получилось- полностью, если не совсем все получилось- наполовину и если еще нужно потренироваться -оставьте полянку не раскрашенной.

5. Итог

        - Вот и мы и дошли до Буквозная .

Вот он - посмотрите на него. Как Вы думаете, почему у него такое имя? ( он знает буквы).

-Конечно. И в подарок он Вам дарит свой портрет. Если Вам понравилось путешествие- раскрасьте дома Буквозная и украсьте костюм нашего персонажа буквами. На следующем уроке мы с Вами посмотрим –у кого какой Буквознай получился.

-А теперь, давайте вспомним- какую цель мы с вами ставили на уроке? ( повторить и закрепить изученное)

-Смогли ли мы добиться поставленной цели? (да)

-Все ли пункты плана выполнили на уроке?

-Чему мы научились?

-Кому сегодня было легко?

-Кому пока было трудновато?

-Кто или что вам помогало справиться на уроке?

-Кто доволен своей работой?

-Кто хотел бы что-то исправить?

-Какими бы словами вы оценили свою работу? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

урок обучения грамоте 1 класс "Начальная школа 21 века"...

ОС «Школа 2100» . Урок литературного чтения. 1 класс. Тема « Заглавные буквы Х и Ж».

ОС «Школа 2100» . Урок литературного чтения. 1 класс.  Тема « Заглавные буквы Х и Ж». На уроке дети узнают название и начертание заглавных букв Х и Ж, повторяют правило написания заглавной буквы ...

Урок по чтению 1 класс Тема: « Звуки [к], [к`]. Буква К. VIII вид

Задачи:Образовательные:·        Познакомить учащихся со звуками [к], [к,], буквой К, к;·        Учить отличать новый звук и букву ...

презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России

Презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России...