литературное чтение 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
2 класс
Уроки 1 7-1 8. Тема. Сказка «Гуси-лебеди»
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, разминать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Гуси-лебеди», карточки с кроссвордами.
Ход урока 1
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
Чтение сказки «Каша из топора» по ролям.
III.Речевая разминка
IV.Введение в тему урока
С какими видами сказок мы познакомились на уроках? (Бытовыми, о животных.) Вспомните названия сказок и определите их вид. (Дети перечисляют прочитанные сказки.) Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Посмотрите (или послушайте) и определите вид этой сказки.
V.Работа по теме урока
(Учитель включает видео- или аудиозапись сказки.)
Понравилась ли вам сказка? Чем?
К какому виду сказок мы ее отнесем?
Что же в этой сказке волшебного?
VI.Физкультминутка
VII.Продолжение работы по теме урока
- Чтение сказки и словарная работа
(Сначала учащиеся читают сказку, затем проводится словарная работа.)
Причитывать — причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь.
Кликать — громко звать.
Кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи.
Веретено — приспособление для получения нити из шерсти.
Устьице — отверстие в печи.
Кроссворд по сказке
По горизонтали:
- Жанр произведения «Гуси-лебеди». (Сказка.)
- Персонаж, который сначала встретился девочке. (Печка.)
- Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка.)
- То, что предложила поесть речка. (Кисель.)
- Место, где оказался украденный братец девочки. (Избушка.)
- Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня.)
- То, что предложила поесть печка. (Пирожок.)
- Персонаж, который встретился девочке после яблони. (Речка.)
По вертикали:
1.То, что дала девочка мышке. (Кашка.)
2.То, что родители обещали купить девочке. (Платочек.)
(Ключевое слово — то, которое девочка на обратном пути говорила
говорила всем: спасибо.)
VIII.Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
IX.Подведение итогов урока
С какой сказкой вы познакомились?
К какому виду сказок она относится?
Докажите, что она волшебная.
Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Перечитать сказку «Гуси-лебеди», подготовить безошибочное чтение.
Ход урока 2
I.Организационный момент
II.Речевая разминка
Прочитайте скороговорку.
У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.
III.Постановка целей урока
Сегодня на уроке мы продолжим работу по сказке «Гуси-лебеди», определим признаки сказки.
IV.Работа по теме урока
1. Деление сказки на части, подготовка к пересказу
Дома вы должны были прочитать сказку. Сейчас вы булев те работать в парах. Вам нужно разделить сказку на части, озаглавить их.
(На доске начало и конец плана.)
- Гуси-лебеди унесли братца.
- Девочка бросилась догонять гусей.
3
4
5
6
7
- Возвращение домой.
Информация для учителя
Дети зачитывают отрывки по плану и называют все пункты. Удачные названия учитель записывает на доске. Например:
- Встреча с печкой.
- На пути — яблонька.
- Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- В избушке Бабы-яги.
- Мышка помогает девочке.
- Пересказ сказки по плану (Используется получившийся план.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
- Определение основных признаков сказки
С чего начинается сказка? (Жили-были мужик да баба.)
Это зачин. (Дети записывают в тетрадях.)
К какому виду сказок мы ее отнесли? (Волшебная сказка.)
Какие волшебные предметы есть в сказке?
Найдите в сказке троекратный повтор.
Где в сказке добро, а где зло? Что победило?
Признаки сказки (запись в тетрадях):
- зачин;
- волшебные предметы;
- сказочные слова и выражения;
- троекратный повтор;
- борьба добра и зла;
- добро побеждает зло;
- концовка.
- Обсуждение сказки
Ребята, вдумайтесь в название сказки. Что это за птицы — гуси-лебеди?
Рассмотрите иллюстрацию на с. 51. Какие чувства вызывает она у вас?
Назовите действующих лиц сказки. Кто из них вам больше всего понравился и почему? Подумайте, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». (Обсуждение поведения девочки в начале и в конце сказки.)
Можно ли содержание сказки соотнести с выражением:
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
(Проверочную работу провести на этом этапе урока или следующем уроке.)
VII.Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
VIII.Подведение итогов урока
Почему произошло несчастье, кто виноват?
Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Назовите основные признаки сказки.
IX.Домашнее задание
Сделать рисунок и подготовить пересказ сказки «Гуси-лебеди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....