Урок по литературе. И. С. Никитин «Утро». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему:  Картины пробуждающейся природы. И. С. Никитин «Утро» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Картины пробуждающейся природы. И. С. Никитин «Утро»

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И. С. Никитина «Утро».

Задачи:

Предметные: 

  • Познакомить учащихся с творчеством поэта Никитина И. С.;
  • Раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение.

Метапредметные:

  • Формировать умение формулировать цели урока;
  • Принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные:

  • Формировать умение выразительно читать стихотворения;
  • Слушать и понимать речь других учеников.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: компьютер, презентация.

Оборудование: учебник по литературному чтению с. 7- 9, ТПО с. 6 - 7.

План урока:

  • Организация начала урока (2 минуты).
  • Проверка домашнего задания (8 минуты).
  • Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).
  • Первичное закрепление знаний (6 минут).
  • Подведение итогов урока (3 минуты).
  • Информация о домашнем задании (3 минуты).

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

- Добрый день, ребята, садитесь на свои места. Мы начинаем с Вами урок литературного чтения, который проведу сегодня я. Хочу напомнить, зовут меня Анастасия Андреевна.

Приветствуют педагога. Настраиваются на учебный процесс.

Личностные: принятие роли ученика;

желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные: умение настроится на работу;

овладение умением прогнозировать;

осуществление самоконтроля.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 вступать в диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией

2.

Проверка домашнего задания.

- Итак, скажите, что вам было задано на дом?

Дети выразительно читают стихотворение И. С. Никитина «Русь»

- Выразительное чтение стихотворение «Русь» И.С. Никитина.  

Познавательные: умение      структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности.

 Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

3.

Основная часть.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Саввича Никитина.

А чтобы узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня, вам нужно отгадать загадку

На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать.

- О каком времени суток говориться в этой загадке?

-Верно, стихотворение называется «Утро».

-Музыканты, поэты, художники посвятили этому чуду природы музыкальные произведения, лирические стихотворения, картины. И сейчас  я вам предлагаю полюбоваться красотой утренней природы, послушав музыкальную пьесу Эдварда Грига «Утро».

 (Прослушивание музыкального произведения Э. Грига «Утро»)

- Вслушайтесь, как при помощи музыки композитор передаёт восход солнца, утреннее пробуждение природы.

- Какую картину вы представляли себе, слушая это произведение? Какое настроение оно создает?

- А теперь посмотрим, как передали красоту утра известные русские художники.

Слайды картин:

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Н. П. Крымов «Утро».

В. Литвинов «Утро в Рябово».

И. И. Шишкин «Туманное утро» и др.

- Что общего у всех картин? Какое настроение создают? Какие краски используют художники? Почему?

- Какие инструменты использовали художники и музыканты, чтобы передать увиденное, настроение произведения?

- А как поэту передать красоту природы в лирическом стихотворении.

- А сейчас постарайтесь представить себе чудесную картину раннего утра, когда природа только просыпается, оживает, постарайтесь услышать звуки пробуждающейся природы.

Аудиозапись прочтения стихотворения.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Откройте учебник на стр. 7, посмотрите ещё раз на стихотворение и назовите незнакомые слова, которые  встретились вам?

-Давайте посмотрим, что они обозначают в нашем словарике.

Слова: лозняк, соха.

- А есть ли еще слова, которые вам незнакомы, но в словарике их нет.

- А кто мне сможет сказать, кто такой пахарь?

Пахарь – земледелец, человек, который пашет землю.

- А что такое пашня?

 Пашня – это вспаханное поле.

- А что такое ракита?

Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек.

-Хорошо. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?

- А что такое лозняк?

Лозняк - мелкий ивовый кустарник.

-  Прочитайте первые восемь строчек, представьте себе картины, звуки раннего утра.

- О чём говорится в первой части?

Какое название можно дать этой картине?

- Прочитайте следующие восемь строчек. Что изменилось в природе?

- Какое название дадим этой картине?

Для поэта в природе всё живое: и ветер, и лес, и солнце.

Поэт использует прием олицетворения.

- Кто-то помнит, что такое олицетворение?

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

 Всё имеет душу, живет, дышит.

-  Как говорит поэт о ветре? Прочитайте.

- Приведите ещё примеры олицетворения  из этой части.

 

- Кто мне ещё раз повторит, что такое олицетворение?

- Прочитайте следующие восемь строчек.

- Что автор описывает в этой части?

- Как всходит солнце? Прочитайте.

- Каким автор показывает пахаря?

- Как вы понимаете последние 2 строки. Объясните.

 

Эти строки говорят о том, что можно отдохнуть немного от всех забот и порадоваться солнечному тёплому утру.

- Кто хочет прочитать стихотворения И. С. Никитина «Утро»?

Слушают педагога.

- Утро.

Слушают музыкальное произведение Э. Грига «Утро».

Говорят свои варианты.

Все картины нарисованы в светлых тонах, создаётся весёлое настроение, ожидание чего-то нового, прекрасного.

Художники – краски, кисти, холст.

Музыканты – музыкальные инструменты и звук.

- Словом.

Выполняют действие педагога.

Читают стихотворение, ищут незнакомые слова.

Читают.

Предутренняя тишина

Пробуждение жизни

-  "Потянул ветерок" – слабо подул, даже не нарушил тишины.

Ответы детей.

Восход солнца

Автор показывает радостного пахаря, который едет в поле с сохой и поёт песню, он полон сил и готов к тяжелому крестьянскому труду.

Последние две строки

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое! Говорят о том, что пахарь с радостью приветствует новый день, солнце и утро, старается не тревожить свою душу тяжёлыми думами и переживаниями.

Отвечают 2 человека.

ПознавательныеФормировать умение ориентироваться в тексте, искать смысл слова, фразы, текста; познакомить с основными элементами интонации и помочь осознать важность интонационной стороны речи; развивать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении (эпитеты, метафоры, и т. д., звукопись).

Личностные:    Формировать умение анализировать прочитанное; чувствовать настроение лирического произведения и эмоции автора, развивать воображение путем создания яркой динамичной картины природы, воспитывать эстетические чувства, чувство уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм.

4.

Первичное закрепление знаний.

- А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр. 6-7.

Работа в рабочих тетрадях.

Совместно с педагогом выполняют задание в рабочей тетради.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. 

Познавательные: умение     структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 

5.

Подведение итогов.

- С каким стихотворение мы сегодня познакомились?

- Как поэт относится к своей Родине?

- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

- И. С. Никитин «Утро».

- Любит её. Любуется красотой родной природы.

- Настроение радости, спокойствия, умиротворения.

Личностностные:

Умение оценивать свою деятельность и результаты.

Регулятивные:

Осознание качества и уровня освоения, соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом.

6.

Информация о домашнем задании.

- Выразительное чтение стихотворения « Утро», создание иллюстрации к наиболее понравившейся части: рабочая тетрадь  стр. 7 № 7.

Слушают педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»

Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...

Урок литературного чтения в 3 классе "Начальная школа XXI века" И.С.Никитин "Утро"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО Тема: И.Никитин «Утро»Цель: Познакомить учащихся с творчеством И.Никитина.УУД:Регулятивные: Формирование умения высказывать своё мнение;Личн...

Презентация к уроку музыкальной литературы для учащихся 4- 7 класса "Мариинский театр "

Театральные постановки из покон веков обеспечивают преемственность поколений. Данная презентация раскрывает тему истории Мариинского театра от истоков до наших дней. В рамках проекта юбилейного года т...

Презентация к уроку литературы И.С. Никитин

Презентация к разделу "Поэтическая тетрадь"...

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока по литературе "Стихи В.Берестова" 2 класс (УМК "Школа России")

   Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Берестова; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения,          ...

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. И. С. Никитин "Утро".

Работа со стихотворением "Утро" И. С. Никитина в 3 классе на уроке литературного чтения....