Урок по литературе. И. С. Никитин «Утро». 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: Картины пробуждающейся природы. И. С. Никитин «Утро»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Картины пробуждающейся природы. И. С. Никитин «Утро»
Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И. С. Никитина «Утро».
Задачи:
Предметные:
- Познакомить учащихся с творчеством поэта Никитина И. С.;
- Раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение.
Метапредметные:
- Формировать умение формулировать цели урока;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
Личностные:
- Формировать умение выразительно читать стихотворения;
- Слушать и понимать речь других учеников.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: компьютер, презентация.
Оборудование: учебник по литературному чтению с. 7- 9, ТПО с. 6 - 7.
План урока:
- Организация начала урока (2 минуты).
- Проверка домашнего задания (8 минуты).
- Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).
- Первичное закрепление знаний (6 минут).
- Подведение итогов урока (3 минуты).
- Информация о домашнем задании (3 минуты).
№ | Этап урока Метод и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент. | - Добрый день, ребята, садитесь на свои места. Мы начинаем с Вами урок литературного чтения, который проведу сегодня я. Хочу напомнить, зовут меня Анастасия Андреевна. | Приветствуют педагога. Настраиваются на учебный процесс. | Личностные: принятие роли ученика; желание и стремление хорошо учиться. Регулятивные: умение настроится на работу; овладение умением прогнозировать; осуществление самоконтроля. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; вступать в диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией |
2. | Проверка домашнего задания. | - Итак, скажите, что вам было задано на дом? Дети выразительно читают стихотворение И. С. Никитина «Русь» | - Выразительное чтение стихотворение «Русь» И.С. Никитина. | Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
3. | Основная часть. | - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Саввича Никитина. А чтобы узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня, вам нужно отгадать загадку На траву роса ложится, Ну а нам пора вставать, На зарядку становиться, Чтобы лучше день начать. - О каком времени суток говориться в этой загадке? -Верно, стихотворение называется «Утро». -Музыканты, поэты, художники посвятили этому чуду природы музыкальные произведения, лирические стихотворения, картины. И сейчас я вам предлагаю полюбоваться красотой утренней природы, послушав музыкальную пьесу Эдварда Грига «Утро». (Прослушивание музыкального произведения Э. Грига «Утро») - Вслушайтесь, как при помощи музыки композитор передаёт восход солнца, утреннее пробуждение природы. - Какую картину вы представляли себе, слушая это произведение? Какое настроение оно создает? - А теперь посмотрим, как передали красоту утра известные русские художники. Слайды картин: И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу». Н. П. Крымов «Утро». В. Литвинов «Утро в Рябово». И. И. Шишкин «Туманное утро» и др. - Что общего у всех картин? Какое настроение создают? Какие краски используют художники? Почему? - Какие инструменты использовали художники и музыканты, чтобы передать увиденное, настроение произведения? - А как поэту передать красоту природы в лирическом стихотворении. - А сейчас постарайтесь представить себе чудесную картину раннего утра, когда природа только просыпается, оживает, постарайтесь услышать звуки пробуждающейся природы. Аудиозапись прочтения стихотворения. - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? - Откройте учебник на стр. 7, посмотрите ещё раз на стихотворение и назовите незнакомые слова, которые встретились вам? -Давайте посмотрим, что они обозначают в нашем словарике. Слова: лозняк, соха. - А есть ли еще слова, которые вам незнакомы, но в словарике их нет. - А кто мне сможет сказать, кто такой пахарь? Пахарь – земледелец, человек, который пашет землю. - А что такое пашня? Пашня – это вспаханное поле. - А что такое ракита? Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек. -Хорошо. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении? - А что такое лозняк? Лозняк - мелкий ивовый кустарник. - Прочитайте первые восемь строчек, представьте себе картины, звуки раннего утра. - О чём говорится в первой части? - Какое название можно дать этой картине? - Прочитайте следующие восемь строчек. Что изменилось в природе? - Какое название дадим этой картине? Для поэта в природе всё живое: и ветер, и лес, и солнце. Поэт использует прием олицетворения. - Кто-то помнит, что такое олицетворение? Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Всё имеет душу, живет, дышит. - Как говорит поэт о ветре? Прочитайте. - Приведите ещё примеры олицетворения из этой части.
- Кто мне ещё раз повторит, что такое олицетворение? - Прочитайте следующие восемь строчек. - Что автор описывает в этой части? - Как всходит солнце? Прочитайте. - Каким автор показывает пахаря? - Как вы понимаете последние 2 строки. Объясните.
Эти строки говорят о том, что можно отдохнуть немного от всех забот и порадоваться солнечному тёплому утру. - Кто хочет прочитать стихотворения И. С. Никитина «Утро»? | Слушают педагога. - Утро. Слушают музыкальное произведение Э. Грига «Утро». Говорят свои варианты. Все картины нарисованы в светлых тонах, создаётся весёлое настроение, ожидание чего-то нового, прекрасного. Художники – краски, кисти, холст. Музыканты – музыкальные инструменты и звук. - Словом. Выполняют действие педагога. Читают стихотворение, ищут незнакомые слова. Читают. Предутренняя тишина Пробуждение жизни - "Потянул ветерок" – слабо подул, даже не нарушил тишины. Ответы детей. Восход солнца Автор показывает радостного пахаря, который едет в поле с сохой и поёт песню, он полон сил и готов к тяжелому крестьянскому труду. Последние две строки Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое! Говорят о том, что пахарь с радостью приветствует новый день, солнце и утро, старается не тревожить свою душу тяжёлыми думами и переживаниями. Отвечают 2 человека. | Познавательные: Формировать умение ориентироваться в тексте, искать смысл слова, фразы, текста; познакомить с основными элементами интонации и помочь осознать важность интонационной стороны речи; развивать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении (эпитеты, метафоры, и т. д., звукопись). Личностные: Формировать умение анализировать прочитанное; чувствовать настроение лирического произведения и эмоции автора, развивать воображение путем создания яркой динамичной картины природы, воспитывать эстетические чувства, чувство уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм. |
4. | Первичное закрепление знаний. | - А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр. 6-7. Работа в рабочих тетрадях. | Совместно с педагогом выполняют задание в рабочей тетради. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
5. | Подведение итогов. | - С каким стихотворение мы сегодня познакомились? - Как поэт относится к своей Родине? - Какое настроение вызвало у вас стихотворение? | - И. С. Никитин «Утро». - Любит её. Любуется красотой родной природы. - Настроение радости, спокойствия, умиротворения. | Личностностные: Умение оценивать свою деятельность и результаты. Регулятивные: Осознание качества и уровня освоения, соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом. |
6. | Информация о домашнем задании. | - Выразительное чтение стихотворения « Утро», создание иллюстрации к наиболее понравившейся части: рабочая тетрадь стр. 7 № 7. | Слушают педагога. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»
Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...
Урок литературного чтения в 3 классе "Начальная школа XXI века" И.С.Никитин "Утро"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО Тема: И.Никитин «Утро»Цель: Познакомить учащихся с творчеством И.Никитина.УУД:Регулятивные: Формирование умения высказывать своё мнение;Личн...
Презентация к уроку музыкальной литературы для учащихся 4- 7 класса "Мариинский театр "
Театральные постановки из покон веков обеспечивают преемственность поколений. Данная презентация раскрывает тему истории Мариинского театра от истоков до наших дней. В рамках проекта юбилейного года т...
Презентация к уроку литературы И.С. Никитин
Презентация к разделу "Поэтическая тетрадь"...
Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...
Конспект урока по литературе "Стихи В.Берестова" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Берестова; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, ...
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. И. С. Никитин "Утро".
Работа со стихотворением "Утро" И. С. Никитина в 3 классе на уроке литературного чтения....