Работа с текстом. Определение главной мысли.
тренажёр по чтению (4 класс)
Работа с текстом. Определение главной мысли, составление плана. Можно использовать при подготовке к ВПР в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_opredelyat_glavnuyu_mysl.docx | 980.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся определять главную мысль, составлять план, ставить вопросы по содержанию.
Текст №1. Прочитай.
Зимним утром я пошёл на лыжах в лес. Лес вокруг стоял тихий и холодный. Казалось, всё живое замёрзло – ни звука, ни шороха. Вдруг я услышал странную песенку, будто ветерок ударил друг о друга подвесками хрустальной люстры.
На еловой веточке я разглядел крохотную птичку размером со стрекозу. Спинка и хвостик оливково-зелёные, шейка и грудь жёлто-белые, голова маленькая, глазки чёрные, а ото лба до темени тянется оранжево-жёлтый хохолок, ограниченный с боков двумя чёрными полосами. «А я тебя знаю! – сказал я. – Ты желтоголовый королёк!» Заметив, что я остаюсь на месте, королёк принялся отряхиваться. Хвостиком дёргает, крылышками взмахивает, снежинки с них летят во все стороны. Хорош утренний душ!
Королёк не улетает на юг и не замерзает в заснеженном лесу. Секрет прост: желтоголовый королёк склёвывает мельчайших насекомых, забившихся в основание хвоинок. А лютый мороз для него не беда. Шуба у птички отличная, и воздух между сильно распушёнными пёрышками хорошо защищает даже в самые жгучие январские морозы. Так что, видимо, не все маленькие птицы плохо переносят голод и холод.
Выполни задания.
1. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
2.Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
3. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
4. Как ты понимаешь значение слова «лютый»? Начни так. Лютый – это
Учимся определять главную мысль, составлять план, ставить вопросы по содержанию.
Текст №2. Прочитай.
Давным-давно в далёкой стране правил могущественный царь. Однажды он вышел в дворцовый парк и обнаружил, что цветы, кусты и деревья засыхают. Царь стал разговаривать со своими любимцами и узнал нечто удивительное! Дуб сказал, что бессмысленно расти, если он всё равно не будет так высок, как сосна. Сосна засыхала от обиды, что на её ветвях осенью не созревает виноград. А виноград терял силы, оттого что не мог цвести, как пышная чайная роза.
И только куст жимолости благоухал многочисленными белыми звёздочками. Они сверкали меж тёмных глянцевых листьев.
− Как тебе удаётся быть такой счастливой и даже радовать других в этом царстве уныния? – спросил царь.
И услышал ответ:
− Когда ты сажал меня, то мечтал, чтобы выросла именно жимолость. Если бы ты хотел вырастить дуб, сосну, виноград или розу, то их бы и посадил. Вот я и решила: раз мне суждено быть жимолостью, то попытаюсь-ка я стать лучшей жимолостью на свете! Конечно, я вовсе не уверена, что полностью справляюсь. Но я просто стараюсь хорошо делать то, что умею.
1. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
2.Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
3.Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
4. Как ты понимаешь значение слова «разговаривать» из 3-го предложения? Запиши своё объяснение. Начни так. Разговаривать – это
Учимся определять главную мысль, составлять план, ставить вопросы по содержанию.
Текст №3. Прочитай.
Все знают, как поют комары. Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». Сел – и сразу смолк. Почему? Да потому, что комары «поют» крыльями. Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает высокий, пронзительный звук.
Мы комариное пение слышим даже сквозь ночной сон, а вот слышат ли комары друг друга? Да, слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно. Один учёный работал с электрическим трансформатором – прибором, который во время работы гудит. И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, вот они и слетались на знакомый звук. Значит, комары могут слышать и гудение крыльев для них – призывный сигнал.
Но разве у них есть уши? Конечно, нет, но у комаров усики устроены так, что чувствуют звуки. Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усиками!
1.Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Ответ.
2.Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
3.Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.
4.Как ты понимаешь значение слова «писк» из 2-го предложения? Запиши своё объяснение. Начни так. Писк – это
Учимся определять главную мысль, составлять план, ставить вопросы по содержанию.
Текст №4. Прочитай.
Когда созревали одуванчики, у нас с братом была забава. Бывало, идём куда-нибудь… Он впереди, я его позову, он оглянется, а я дуну ему белым одуванчиком прямо в лицо. Тогда брат начинает меня подкарауливать и тоже, как только я зазеваюсь, дунет. Так мы эти созревшие цветки срывали лишь для забавы.
Но раз я сделал открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво! Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять стал золотым. А к вечеру снова позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик. Оказалось, что он сжал свои лепестки! Вот как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулачок, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрывают свои ладони, и луг вновь становится золотым.
С тех пор обычные одуванчики стали для нас необычными, интересными цветами, потому что засыпа́ли и вставали вместе с нами.
1.Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста
2.Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
3. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
4. Как ты понимаешь значение слова «забава» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение. Начни так.
Забава – это
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.
Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....
Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». ...
Определение главной мысли текста
тексты...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...