Урок по литературному чтению. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
УМК "Перспектива", 2 класс, урок по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с русской народной сказкой "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и новым видом сказок (волшебной сказкой)
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
- Продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
- Рассматривать сказку как систему отношений;
- Формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
- Использовать картины, воссоздающие воображение детей;
- Воспитывать бережное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий.
Ход урока
- Организационный момент
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
- Подготовка к восприятию
- Мы продолжаем путешествовать по главе: «Мир народной сказки…»
- Какие бывают сказки? (Авторские, народные)
- По виду? (Волшебные, бытовые, про животных)
- Сообщение темы и цели урока
- А сегодня мы с вами прочитаем поэтическую, хотя и без рифмы сказку. Сказывается, словно печальная песня поётся.
(Просмотр видео фрагмента)
- Узнали сказку? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») (Слайд 1)
- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы...( Слайд 2)
- Работа по теме урока
- Открываем книги.
- В ходе чтения подумайте почему я сравнила эту сказку с печальной песней. (Чтение сказки учителем, продолжают читать дети)
Словарная работа (Слайд 3, 4, 5, 6,7)
Мочи нет – совсем нет сил.
Купец – богатый торговец.
Красная девица – скромная, молодая.
Хоромы – жилой дом богатого владельца.
Ножи булатные – ножи из булатной стали обладают большой упругостью.
Ключевая вода - родниковая вода.
- Почему же эту сказку сравнивают с печальной песней? (Сказка трагическая, сначала остались одни - одинёшеньки, Иванушка превратился в козлёночка, ведьма топит Алёнушку, ведьма хочет зарезать козлёночка)
- В какие моменты вам было особенно жаль Алёнушку?
- Найдите моменты которые очень похожи на песню.
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
- Почему она звучит напевно?
- Здесь непривычный порядок слов и прилагательные стоят последними. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЯ. Проведём эксперимент изменим порядок слов.
- Что заметили? (Исчезла напевность)
- Определите вид сказки. (Волшебная, русская народная)
- Докажите. (Слайд 8-15)
( Происходит волшебство: Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой)
- Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)
- Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)
- А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)
- Здесь у нас тоже счастливый конец.
- Прочитайте начало сказки – ЖИЛИ – БЫЛИ – традиционное начало всех сказок.
- Прочитайте 1 слово на странице (Не пей)
- Начало 2 предложения. (Идут)
- Что заметили? (Все предложения начинаются с действия)
- Найдите ещё такие примеры.
-Это ещё одна особенность волшебных сказок.
- А есть в этой сказке повторы слов?(Одни-одинёшеньки, выплынь-выплынь, шли-шли, жить поживать, подумал-подумал)
-Это ещё одна особенность волшебных сказок.
- Вернёмся к названию сказки.
- Что заметили? (Слова употребляются в ласковой форме)
- Есть ли ещё в сказке слова в такой форме? (Дочка, копытце, водица, телёночком…)
-Это ещё одна особенность волшебных сказок.
v.ФИЗМИНУТКА
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, (Руки на пояс)
За природой наблюдали. (Повороты головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели. (Поднялись на носочки)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
VI. Работа над картиной (Слайд 16)
Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.
- Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».
- Рассмотрите репродукцию.
- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…)
- Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)
- А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)
- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)
- Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)
- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)
- Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)
- Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.
VI I. Итог урока (Слайд 17)
- Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)
- Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)
VIII. Домашнее задание
- Прочитать сказку.
- Выполнить задание №4 на с.78 учебника.
(Слайд 18)
- Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)
- Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-22731-1715762865.jpg)
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-850965-1612758688.jpg)
Конспект урока по литературному чтению "Русские народные сказки" (1 класс)
Учитель начальных классов: Фризен Адолина АндреевнаКласс: 1Предмет: литературное чтениеТип урока: повторениеТема Русские народные сказки. Цель углубленное изучение жанра русского народн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1108655-1549359771.jpg)
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-427196-1395993233.jpg)
Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.
На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как урок проводится в 1 классе, то детей нужно снач...
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Рукавичка" (1 класс Школа России)
Конспект урока по литературному чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1488141-1705591150.jpg)
Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...