Литературное чтение как способ развития таланта у младших школьников
презентация к уроку по чтению (2 класс)
Цели: Изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников в урочное и внеурочное время, а именно тех её аспектов , знание которых необходимо для практической деятельности.»
Задачи :
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchashchihsya_-_dlya_sayta.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс : « Литературное чтение как способ развития таланта у младших школьников»
Что такое талант? Талант (от греческого talantion– труд) природная одарённость человека, выдающиеся способности, проявляемые им в той или иной области человеческой деятельности (в науке, искусстве, политике, военном деле и т.д.)
«Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования 1. Необходимость повышать теряющийся интерес к учению 2. Воспитание активной успешной творческой личности, востребованной современным обществом 3.Развитие творческих способностей детей разного уровня 4.Возрождение русской культуры и русского слова, теряющихся в связи с засильем западной культуры 5. Воспитание нравственности и доброго начала 6 Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов
Цель и задачи педагогической деятельности Цель : « Изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников в урочное и внеурочное время, а именно тех её аспектов , знание которых необходимо для практической деятельности.» Задачи : Изучение, анализ и обобщение психолого-педагогических источников по данной теме. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников. Использование в педагогической деятельности технологий, направленных на развитие творческих способностей детей. Определение эффективности применения различных методов, влияющих на развитие творчества детей. Отслеживание показаний применения педагогических технологий.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Для развития творческих способностей младших школьников необходимо вырабатывать творческую самостоятельность, интерес к познанию: творческие задания на каждом уроке система нетрадиционных уроков творческие работы во внеурочное время Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребёнка. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования « В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество- вот имя этой птицы» В.А.Сухомлинский «В каждодневной окружающей нас жизни творчество -есть необходимое условие существования человека» Л.С.Выготский «Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» Б.В.Давыдов Деятельный подход в воспитании ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н,Е.Щуркова) Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амоношвили, В.А.Сухомлинский) Игровые технологии (И.П.Иванов) Технология развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, Б.В.Давыдов, Л.С.Выготский) Технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов) Технология природосообразности (М.Монтиссори)
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключена в словах Василия Александровича Сухомлинского: « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» С учётом требований ФГОС передо мной встала проблема необходимости создания модели работы , которая бы была направлена на: - выявление и развитие творческого потенциала детей. -построение уроков и деятельности ГПД на деятельной основе -проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную, развивающую и исследовательскую технологии , соблюдая принципы: от простого к сложному принцип наглядности принцип индивидуальности
«Перевоплощение», где ведётся рассказ от имени предмета, игрушки, животного, птицы или другого лица, что помогает помимо творчества развивать рефлексию; «Очумелые ручки», где целью является подбор разнообразных и неожиданных возможностей использования предмета не по его прямому назначению; «Сочиняйка», когда рассказ учащихся складывается из заголовков произведений книги, журнальных и т.д. Стили и жанры сочиняемых произведений могут быть самыми различными в зависимости от темы и целей; «Рифмушки», когда ведущий даёт первую строку и каждый ребёнок далее сочиняет ещё по одной; « А ты знаешь…», когда ведущий говорит, например, «А вы знаете, что капуста – это овощ….» и далее детям предлагается записать как можно больше категорий объектов, к которым принадлежит названный предмет. Например, капуста – овощ, продукт питания, шар и т.д.; «Гляделки», где учащиеся интерпретируют увиденное на картине, стене, снегу, в поле, где угодно в окружающем их пространстве; «Фантазёры», когда учащиеся сочиняют и записывают различные легенды, выдумки, то , чего не может быть; «Чудилки» - лепка и рисование живых существ, обладающих невиданным до сих пор внешним видом, способностями и т.п., сочинение и запись рассказа о них. Любимые творческие задания детей класса:
Виды творческих заданий на уроках литературного чтения 1. Дополни слоги до полного слова. 2. Придумай рифму. 3. Сочини сказку по опорным словам. 4. Работа с иллюстрациями (оживи картинку – игра) 5. Работа с чистоговорками, пословицами. 6. Придумай продолжение к стихотворению. 7. Игра «Буриме». 8. Шарады. 9. Инсценирование произведения. 10. Хокку. 11. Акростих. 12. Эльфхен.
« ШАРАДА» – произошло от французского слова, означает беседа, болтовня. Шарада – род загадки, в которой заданное слово делится на несколько частей с самостоятельным смыслом ( например: «семь – я»), и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок.
Предлог с игрой соедини ты – И чудо вдруг произойдет: Цветок Египта знаменитый Перед тобою расцветет . ЛОТО-С
Что такое эльфхен ? Кто ясно мыслит – тот ясно излагает. (Античная поговорка) Практикующие педагоги отмечают, что у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети с трудом составляют рассказ по картинке, пересказывают прочитанное, им сложно выучить наизусть стихотворение. Составление эльфхен – один из способов частичного решения этих проблем. Эльфхен - часто используются современными педагогами для творческих заданий на уроках и внеурочной деятельности. Уже в школьном возрасте можно учить детей составлять эльфхен в форме игры.
Весна 1.Цветущая 2.Необыкновенная красавица, 3.Все ей восхищаются, 4.Как она мне нравится. 5.Волшебница.
Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы стиха при чтении сверху вниз образуют слово или фразу. В есело льются ручьи по асфальту Е сть уже первой травки ростки С нег весь растаял Н а нашей площадке А на прогулку шарфы не нужны
Хокку (хайку) — это вид японской поэзии. Оригинальное японское трехстишие состоит из 17 слогов, которые записывают в один столбец. Аиста гнездо на ветру. А под ним – за пределами бури – Вишен спокойный цвет.
" Elfchen " ( Эльфхен ) - как одна из форм рефлексии « Эльфхен » ( 11словие) - стихотворение состоящее из 11 слов, расположенных на пяти строчках: 1 строка – цвет или форма (прилагательное ); 2 строка – о чем пишу (прилагательное + существительное); 3 строка – раскрытие темы в 3 словах; 4 строка – о себе (4слова); 5 строка - результат, вывод.
Спасибо за внимание. ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М. Просвещение 2010 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности-гражданина России А.Я.Данилюк М. Просвещение Н.И.Дереклеева «Мастер класс по развитию творческих способностей учащихся» 2007г В.Д.Шадриков «Развитие способностей» Начальная школа» 2004 №4 Н.К.Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся» Педагогический поиск 2009 Л.С.Выготский Воображение и творчество в детском возрасте Академия 2011г З.А.Зак Методы развития способностей у детей Педагогика 2010. М.В.Ермолаева Практическая психология детского творчества 2011 Ю.В. Григорьев « Внеурочная деятельность школьников» Воспитание школьников»2012 Д.Б.Эльконин «К проблеме переодизации психического развития в детском возрасте» Вопросы психологии Нач.шк 1974 №4 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования по ред Е.С.Полат М.2000 В.И.Ковалько « Младшие школьники после уроков» М 2000 А.В.Баранова «Моделируем внеурочную деятельность» м. Просвещение 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...
Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.
Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....
Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников
Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...
«Роль технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературного чтения в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников»
Выступление по обобщению опыта работы...
Возможности уроков литературного чтения в реализации метода проектов как способа развития творческих способностей младших школьников.
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов.Методический аппарат учебника "Литературное чтени...