Урок литературного чтения Л.Н. Толстой " Старый дед и внучек"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тимина Елена Владиславовна

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л,Н,Толстой " Старый дед и внучек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_2_klass.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс

Учитель: Тимина Е.В.

МБОУ « Гимназия № 23» г. Иваново

Тема урока: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Цель урока:  познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Планируемые результаты:

Предметные: высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, пересказывать текст, используя опорные слова.

Личностные: осознавать через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений в семье: любовь и уважение, заботу и сочувствие.

Метапредметные:

Регулятивные: оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников.

Коммуникативные: оценивать поступки героев.

Познавательные: понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места

Мотивация

Проверка д/з

Выразительное чтение по ролям басни  И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Актуализация опорных знаний

Работа в группах.

- Ребята сейчас будем работать в группах

 -Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания  объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.

-1группа объяснит смысл пословицы под №1;

 (1.когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.

2.когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего её не сломит.)

-2 группа объяснит смысл пословицы под №2;

(Когда человек почитает своих родителей и  прислушивается к их советам, это  помогает ему избежать многих ошибок.)

-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.

(Это значит что дети   приносят родителям как  радость так и горе. Смысл в том, что если  ребенок радуется, то радуются и родители,  а вот  если случилось   горе, то родителям горе.)

(идет работа в группах )

Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3

Вся семья вместе…         … тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…    …детки же и горе.

Детки  -  радость…      …и душа на месте.

- Что общего  у этих пословиц? (1 группа)

- Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)

- Зачем люди создают семьи? (3 группа)

Целеполагание

Сделайте свои  предположения, о чем сегодня пойдет речь

( сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)

-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

-Что такое старость?

- Есть ли в вашей семье старые люди?

-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

-Посмотрите на слайд 3 , прочитайте названия этих книг и скажите  с произведением какого писателя мы познакомимся?

(мы познакомимся  с произведением  Л.Н.Толстого) слайд 4

-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд 5

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

-Прочитайте,  как называется рассказ «Старый дед и внучек»

Слайд 6

- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала

-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого   «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово,  размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

 (Знакомство с текстом - первичное чтение.  (аудио слушание)

 -Какое это произведение по настроению?

(грустное)  

-Почему вы так решили?    

  Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение  

Я почувствовал…

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Вторичное чтение (читают жужжанием)

 СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении  вам встретились слова, которые в наше время практически не употребляются.

 -Возьмите  в руки карандаши,  отметьте  незнакомые вам слова.

(выполняют)

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 7

ЛОХАНКА

НЕВЕСТКА

БРАНИТЬ

СЛАЖИВАЕТ

-Есть в  тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы  НЕ СОГЛАСНЫ?

Физминутка.

Закрепление

Жужжащее чтение рассказа детьми

- Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне, на сколько частей можно поделить текст? (на 4)

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы

- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

-  Почему деда стали кормить за печкой? Слад 8

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

-Что случилось во время обеда за печкой?

- А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку?

- (Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

 - Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким        беспомощным? 

Выборочное чтение 

- Прочитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

-Как вы охарактеризуете невестку?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

-  Как он повёл себя? 

- Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

- Почему родители Миши заплакали?

- Как изменилась жизнь дедушки после этого   случая?

- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный)

- Почему он не заступился за своего родного отца?

(Он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

- Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

- Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный) 

Рефлексия

- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете, зачем он его написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям…..)

Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

1.обещаю любить бабушку и дедушку

2. я постараюсь видеть чужую боль

3. Не буду грубить маме и папе

4.Буду  добрым,

5.хочу быть терпимым   

6. я постараюсь быть милосердным

7.  буду уважать права других

8. постараюсь принять другого таким, какой он ест

9. я хочу  быть любящим, помогать своим друзьям

10. я постараюсь быть заботливым  

11. буду почитать старших

12. постараюсь быть великодушным

Оценивание

Благодарю вас за работу на уроке.

Домашнее задание

С.110-111, пересказ

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку                            

«Советы детям»

1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

   - И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»

Мои пожелания:

• Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

• Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

• Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

• Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой "Два брата"

Урок литературного чтения (4 класс). Тема урока: Л.Н. Толстой "Два брата"(сказка).Представлена подробная разработка материала урока литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Старый гриб" М. Пришвин

Цели урока:-продолжить знакомство с творчеством М. Пришвина;-развивать навыки чтения;-обучать работе с текстом;-учить детей рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;-воспитыва...

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой. Старый дед и внучек" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Л.Н. Толстого; воспитание интереса к чтению, к творчеству Л.Н. Толстого Планируемые результаты:Предметные: уметь выразительно чита...

Рабочий лист к уроку литературного чтения Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Рабочий лист по литературному чтению во 2 классе "Старый дед и внучек". Ребята на уроке знакомятся с новыми словами, заносят данные в рабочий лист...

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе ("Школа России")....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой Старый дед и внучек" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой Старый дед и внучек" (2 класс)...