некоторые приемы обучения навыкам чтения
учебно-методическое пособие по чтению (2 класс)
Обучем чтению детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_priemy_obucheniya_navykam_chteniya.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые приёмы обучения навыкам чтения
Как показывает опыт, быстро читают обычно те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении « про себя» скорость чтения намного возрастает. Большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.
Тогда возникает вопрос: как же выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень прочитанного?
Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении,
научить вычленять главное в научно- познавательной статье, учебном тексте? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?
Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по- своему решить проблему совершенствования навыков чтения.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению.
В процессе работы мы стараемся формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения:
1 осмысление
2 техника
3 выразительность
В своей работе по совершенствованию навыков чтения использую следующие упражнения:
1 упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
2 упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям ;
3 упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
4 упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;
Свой урок я всегда начинаю с игровой разминки, т. е. работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
Примерные упражнения для разминки:
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Самолёты взлетают: уу-уууу-у---у-у-у-у-у-
Машины едут: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-
Лошадки поскакали : цок-цок-цок-цок-
Рядом ползает змея: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-
Муха бьётся в стекло : з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-
Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
Летела оса около носа:с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-
Летел комар и звенел: з-зз-з-з-з-з-з-з-зз
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали!
Очень часто использую скороговорки, чистоговорки . Мои ребята знают их много , они находят их в книгах, детских журналах.
Очень эффективна работа с таблицей согласных. Дети делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т Р М Г Н Ж З
М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З
В Д Ф Х Ф ГМ Н Б С К Т Ф Н
П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч
З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М
Д Г Р Ш К Т Б СТ Ц Т Р С Ч Ш
Т Р Т Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З
М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Т Х Р
Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж
Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ш П
Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С
К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т
Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В
Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К
Затем читаем эти согласные с какой – нибуд ь гласной буквой.
Следующий вид работы - чтение по таблице – треугольнику всех слогов.
Далее отводим время для жужжащего чтения.
После чтения вслух учащиеся 3 мин. читают, не проговаривая вслух слова (работают только губы).
Затем три минуты читают только глазами.
Очень часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой.
Иногда использую синхронное чтение «буксиром» ( если один читает хорошо, а другой похуже, второй слышит как бы образец чтения и старается успевать за хорошо читающим).
Очень любят дети и такие виды чтения, как «игра в прятки» и « мнимое слово» .
«Игра в прятки»
Ведущий начинает читать где попало , а другие дети ищут. Радуются те, кто быстро находит.
«Мнимое слово»
Учитель в ходе чтения произноси т неправильное слово, а дети находят и исправляют.
Слабо читающим ученикам помогает такой вид чтения как «чтение за диктором».
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. План пересказа чаще всего предлагают дети.
Такая комплексная работа помогает улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма
Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
О некоторых приемах обучения навыкам чтения.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увелич...
О некоторых приемах обучения навыкам чтения
Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и способствуют формированию навыка беглого чтения....
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...
О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.
Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...
О некоторых приемах обучения чтению
Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображените, речь...