О некоторых приемах обучения чтению
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Газизова Лилия Шамсутдиновна

Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображените, речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Выступление на РМО учителей начальных классов

                            О некоторых приемах обучения чтению

Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Однако в классах всегда оказывается группа слабо читающих учеников. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и в конечном счете к отставанию в учебе

Чтобы избежать этого, можно проводить специальные тренировочные упражнения.

Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это формирует умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу.

На протяжении урока необходимо проводить минутки расслабления, обеспечивающее максимальный отдых.

Ученики закрывают глаза, опускают руки на колени и производят вращательные движения глазными яблоками.

Зрительное восприятие – это упражнения, направленные на выработкуправильного чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.

Какая буква лишняя? А У О Р Ы

Какой слог лишний? МА РА НА ЛЫ

Что общего в словах7

Мел –мель мал-мял мыл – мил.

Чем слова различаются?

Река – речка – ручка – ручей – ручеек

После приобретения учениками навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к прочтению более сложных слов.

Переведи слова с марсианского.

Гирт ( тигр)

Солн ( слон )

Чукар ( ручка)

В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах.

На келыбар.

Растеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки. Кляо и Асаш лизяв тьес. Асаш мойпал кенуой.

На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Саша взяли сеть. Саша поймал окуней.

Следующий вид работы : текст, где все слова написаны слитно.

Если скорость чтения еще не достигла скорости разговорной речи (120 слов в минуту), надо увеличить частоту тренировок. Это могут быть ежеурочные пятиминутки «жужжащего» чтения или трехкратного чтения текста.

Если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что не вполне развита оперативная память. Можно использовать диктанты по системе .

Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова

(Идет снег), 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 46 букв.

Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, оперативная память ученика развивается настолько, что он может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е.из 8-9 слов.

Технология проведения зрительных диктантов :на доске пишут 6 предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист бумаги сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано около предложения) читают его про себя, стараясь запомнить. Время экспозиции небольшое (от 4 до 7 секунд).По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетрадях.

После этого следует экспозиция второго предложения и т. д. На шесть предложений обычно уходит от пяти до восьми минут времени. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Если учащиеся не запоминают, что писали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся длинными, набор повторяется 4-5 дней. Основные правила проведения этой работы:

Ежедневность. При этом скорость чтения увеличивается до 44 слов в минуту.

Чтение предложения происходит молча.

Записи ведутся на карточках.

Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.

Задания можно усложнять.

Повторение и закрепление написания наборов предложений.

Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекомендуется использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед своим или просмотр диафильмов.

Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу.

Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течение двух месяцев, следует помочь ему преодолеть этот резонансный барьер, использовать многократное чтение и стимулирование.

Ежеурочные пятиминутки («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока. Во втором классе время их сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.

Метод стимулирования

1.  Самозамеры.

3-4 минуты «жужжащего» чтения, затем подсчет результата.

2. Чтение перед сном.

Спросить, что читали вчера, как звали героев, что они делали, снились ли?

2.  Просмотр на ночь диафильмов.

Методы повышения осмысления чтения: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту, многократность чтения.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Технология работы:

·  Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано, осмысленно учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.

·  Второй раз ученики читают в течение одной минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать.

·  Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочел.

Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

Чтение в темпе скороговорки

Технология работы:

 При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговариваться.

  Отрывок текста следует читать скороговоркой в течение нескольких минут, читать четко, проговаривая окончания.

Если скорость чтения достигала 50-60 слов в минуту и далее не растет то не исключена возможность резонансного барьера.

Чтение перед сном.

Если школьник не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну - две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Этот прием обучения можно рекомендовать родителям.

Если таким образом читать ежедневно, то за две недели барьер будет пройден.

Литература:

1.  В. Н. КОРОБЕЙНИКОА, учитель начальных классов, Православная гимназия им. Иоанна Кронштадтского, г. Лесосибирск « О некоторых приемах обучения к чтению»

2.  Т. П. РУДЫКА, учитель начальных классов, Верх-Кучукская средняя школа, Алтайский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Игровые приемы обучения чтению.

Многие лингвисты считают, что лишь научив бегло раскодировать графические символы родного языка, можно через сравнивание буквенной и звуковой системы английского языка обучать детей читать на ан...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увелич...

Некоторые аспекты обучения чтению детей с ОВЗ.

Современный подход к обучению чтению содержит эффективные методики, опытные педагоги успешно пользуются и традиционными методами и приемами. А если все методики испробованы, а ваш ребенок бегло читать...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения

Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и  способствуют формированию навыка беглого чтения....

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)...