О некоторых приемах обучения навыкам чтения.
методическая разработка по чтению на тему
Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_nekotoryh_priemah_obucheniya_navykam_chteniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
О некоторых приемах обучения навыкам чтения.
Гоголева Мария Гаврильевна, учитель начальных классов Кэнтикской средней школы Верхневилюйского улуса.
Я работаю учителем начальных классов 19 лет. И всё это время являюсь читателем журнала «Начальная школа». Всегда нахожу на страницах журнала много интересного материала, который применяю и на своих уроках. За эти годы у меня накопилось немало и своего материала. Некоторыми находками хочу поделиться, может быть, кто-то решит использовать их в своей работе.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
Я считаю уроки русского языка самыми трудными для наших детей, ведь запомнить огромное количество правил, орфограмм сложно. И поэтому всегда на уроках использую занимательные рисунки, рисунки-ребусы, опорные таблицы, графические схемы изготовленные на отдельных листах.
Вот улыбающийся человек будет помощником при закреплении изученного по теме «Изменение местоимений по числам». И дети, имея перед глазами опору, будут рассказывать уверенно: «местоимения
1 лица Я МЫ
2 лица ТЫ ВЫ
3 лица ОН ОНИ».
Присутствие на уроке человека по имени «ПКЧАГ» напомнит детям 5 правил. Вывешиваю таблицу, дети сообщают 5 «золотых» правил грамматики:
- Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
- Предложение пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то ставлю точку.
- Помню о красной строке.
- Использую перенос слов с одной строки на другую.
- При письме проговариваю слова по слогам.
При повторении падежей использую слова путеводители: существует, нет, дать, вижу, доволен, думаю. При подведении итога урока интересна и эффективна зачётная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Например, при закреплении знаний о глаголе можно использовать такую таблицу.
часть речи…
обозначаю…
Я отвечаю…
имею…
изменяюсь…
бываю….
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений. К ним относятся:
- упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову;
- упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
Урок обычно начинаю с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:
А) вдох носом, выдох через рот;
Б) вдох, задержка дыхания, выдох;
В) вдох, выдох по порциям.
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок, цок, цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся в стекло: з-з-з.
Затем следует задание продолжите пословицы:
На смелого собака лает,… .
Волков бояться-…
Семь раз примерь- … .
Глазами плачет, а … .
Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л
М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З
В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н
П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч
З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М
Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш
Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З
М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р
Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд – с гласным [о], третий ряд – с гласным [у].
Далее отводим время для жужжащего чтения. 3 мин учащиеся читают вслух. После чтения вслух учащиеся 3 мин читают, не проговаривая вслух слова (работают только губы), и 3 мин читают только глазами.
Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение. Чтение по ролям мы с ребятами проводим с инсценировкой.
Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки», «сочиняй загадку» и «чтение за диктором».
«Игра в прятки»: один ученик (ведущий) начинает читать текст не сначала, а где попало. Остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Чтение за диктором»: диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Диктор читает одну строчку из стихотворения, а остальные повторяют за ним.
«Сочиняй загадку»: дается таблица с буквами:
Т А К У Р Й М П
Ы Л О Б Х ў Д
Ґ Г Э Ј С Ў Л
Ч Н ДЬ И НЬ ¤
Учитель ведёт указкой слова по буквам. Например, слово «кот». Дети читают это слово молча, думают, а затем своими словами загадывают об этом слове.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Начиная с I класса мы ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, выписывают понравившиеся отрывки из произведений и делают рисунки к ним. Оценивая эти тетради, стараюсь учитывать содержание вопросов, грамотность написания, аккуратность, систему в работе.
Во II-IV классах провожу зрительные диктанты. В каждом из 12 наборов имеется 5-6 предложений. Время работы со всеми 12 наборами составляет примерно два месяца. За это время при условии ежедневной работы оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко усваивает смысл предложений, читать ему становится интересно.
Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. Составляем план. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче выражать свои мысли.
Такая работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма
Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
О некоторых приемах обучения навыкам чтения
Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и способствуют формированию навыка беглого чтения....
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...
О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.
Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...
О некоторых приемах обучения чтению
Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображените, речь...
некоторые приемы обучения навыкам чтения
Обучем чтению детей...