О некоторых приемах обучения навыкам чтения
статья по чтению на тему

Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и  способствуют формированию навыка беглого чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nekotoryh_priyomah_obucheniya_navykam_chteniya.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

            О некоторых приёмах обучения  навыкам  чтения

Как  показывает опыт, быстро читают  обычно  те учащиеся, которые читают много.   В процессе  чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

От этих двух показателей в свою очередь  зависит   умственная  работоспособность. Вслух долго читать  невозможно, так  как   громкое  чтение  как  средство  извлечения  информации  нерационально. При чтении « про себя»    скорость   чтения   намного возрастает.  Большинству учащихся вполне доступна   скорость  чтения  120 слов в минуту.

Тогда возникает вопрос: как же выйти на этот уровень? Как же научить  ребёнка  осознанно и правильно   сформировать   навык  работы  с разными видами текстов, определить  уровень прочитанного?

Как привести учащихся вообще  к пониманию   смысла   текста, к пониманию и запоминанию   условия    арифметической задачи, грамматического правила и задания  при однократном  чтении,

 научить вычленять главное в научно- познавательной статье, учебном тексте?  Как сделать урок чтения  и сам процесс  чтения  радостью для учащихся?

Каждый учитель  задумывается над этими вопросами       и каждый старается по- своему решить  проблему совершенствования навыков чтения.

Интерес к чтению возникает   в том случае, когда читатель  свободно  владеет  осознанным  чтением и у него развиты  учебно  -  познавательные     мотивы   чтения.

Одним из вариантов  повышения  качества   чтения  в начальных классах  является   целенаправленное  управление  обучением чтению.

В процессе работы мы стараемся формировать навыки осознанного чтения и умения  самостоятельно   работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения:

1  осмысление

2   техника

3  выразительность  

 Мы ,учителя, в своей работе по совершенствованию навыков чтения  часто используем следующие упражнения:

1 упражнения, направленные на развитие  чёткости  произношения;

2  упражнения, вырабатывающие  внимание к слову и его частям ;

3  упражнения, развивающие  оперативное поле чтения и память;

4  упражнения, развивающие  гибкость  и скорость    чтения  вслух и про себя, умение  угадывать последующий текст;

Свой урок я всегда начинаю с игровой разминки, т. е.   работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

Примерные  упражнения для разминки:

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка  дыхания, выдох;

в)  вдох, выдох по порциям.

Самолёты взлетают:  уу-уууу-у---у-у-у-у-у-

Машины едут:        ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-

Лошадки поскакали : цок-цок-цок-цок-

Рядом ползает змея:  ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-

Муха бьётся в стекло : з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-

Летела  муха около уха:  ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

Летела оса около носа:с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-

Летел комар и звенел: з-зз-з-з-з-з-з-з-зз

Сел на лоб, а  мы его хлоп!

И поймали!

Очень часто использую скороговорки, чистоговорки . Мои  ребята знают их много , они находят их в книгах, детских журналах.

Очень эффективна работа с таблицей согласных. Дети делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Б  К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж  Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т Р М Г Н Ж З

М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф  ГМ Н Б С К Т Ф Н

П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч

З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М

Д Г Р Ш К Т Б СТ Ц Т Р   С Ч Ш

Т Р Т Х Л Д К В Ч Т  Б Л М Н З

М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Т Х Р

Б С Л Н  Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж

Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ш П

Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П  Р В С

К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т

Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В

Ш Ч Ж Н  Б В Д З  Т Г П Ч Х Б К

Затем читаем эти согласные  с какой – нибуд ь гласной буквой.

Следующий  вид работы -  чтение по таблице – треугольнику   всех слогов.

Далее отводим время  для жужжащего  чтения.

После   чтения  вслух учащиеся 3 мин.  читают, не  проговаривая  вслух слова (работают только губы).

Затем три минуты читают только глазами.

Очень часто  на уроках использую такой  вид  работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением  значения этих слов.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям  мы проводим с инсценировкой.

Иногда использую  синхронное чтение    «буксиром» ( если один читает хорошо, а другой похуже, второй слышит как бы образец чтения и старается  успевать  за  хорошо читающим).

Очень любят дети и такие виды чтения,  как  «игра в прятки»  и « мнимое слово» .

«Игра в прятки»

Ведущий начинает читать где попало , а другие дети ищут. Радуются  те, кто быстро находит.

«Мнимое слово»

Учитель в ходе  чтения произноси т неправильное  слово, а дети находят и  исправляют.

Слабо читающим ученикам помогает такой вид чтения как   «чтение за диктором».

Большую пользу приносит и хоровое чтение.  Здесь  уже на равных работают все учащиеся:  как быстро читающие, так и читающие медленно.

Большое внимание уделяю пересказу  прочитанного.  План пересказа чаще всего предлагают дети.

Такая комплексная  работа  помогает улучшить процесс  обучения чтению, повысить  интерес  к нему  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увелич...

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...

О некоторых приемах обучения чтению

Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображените, речь...