О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Зрячева Татьяна Ивановна

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.

Как показывает опыт, быстро читают те ученики,  которые читают много. В процессе чтения совершенствуется внимание и память. От этих двух  показателей зависит умственная работоспособность. Как же научить ребёнка правильно и осознанно читать? Как сделать уроки чтения радостью  для учащихся? Я задумалась над этим вопросом и постаралась решить проблему навыков чтения.

Сформированный навык чтения включает два компонента.

  1. Технику чтения
  2. Понимание текста

Оба компонента тесно взаимосвязаны.

На уроках я пользуюсь некоторыми приёмами по усовершенствованию навыков чтения.

1.Чтение слов и предложений наоборот.

Написанное читается справа налево. Этот способ развивает способность строгого побуквенного анализа слова. Например – мир – Рим

2.Выборочное чтение

Найди незнакомые слова:

  • Прочитай слова, которые начинаются на букву т
  • Прочитай слова, где звук (т) произносится мягко,  твердо
  • Прочитай слова, где все согласные звуки мягкие, твердые
  • Прочитай слова во множественном числе,  в единственном числе
  • Найди и прочитай предложения, которое состоит из трех слов
  • Найди и прочитай предложения, в котором второе слово – игра
  • Слова с сочетанием – жи – ши

3.« Фотографирование»

Учитель читает текст, а ученики внимательно следят за учителем. На раз- два ученики должны прочитать следующее слово.

4.Конкурсное прочтение текста.

Один и тот же отрывок читается несколькими учениками, а остальные ученики и учитель оценивают, кто лучше справился с поставленной задачей – добиться « своей» интонации, выражения  «своих» чувств.

5.Чтение с остановками.

В начале урока ребята по названию текста определяют,  о чём пойдет речь в произведении. Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя - найти в тексте интересные места для остановки. Этот прием способствует у ребят внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей.

6.Синквейн

Используем при прохождении учебного материала. Например-

« Русские народные сказки»,  определяем значение слова « сказки» :

  • Сказка
  • Волшебная, бытовая
  • Читаю, пересказываю, смотрю
  • Я люблю читать сказки
  • Фантазия

7.Кластеры – это графические связи между объектами и явлениями.

Ребята или учитель записывает слово в центре, вокруг которого они записывают слова, связанные с темой.

8.Логические цепочки.

После прочтения текста ребятам предлагается построить события в логической последовательности. Этот прием помогает при пересказе текста.

9.Прием «Верите ли вы, что …»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает предположения, а другая их анализирует.

10. « Чтение хором».

Здесь уже на равных читают все учащиеся – как быстро читающие , так и читающие медленно.

11.Чтение в парах.

12.Чтение на время - пятиминутки.

13.Чтение по ролям.

14 « Игра в прядки».

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, остальные ребята должны найти и подстроиться под  чтение ведущего.

Дети радуются, когда первыми успевают найти абзац.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста ,затем текст прочитывается вслух и идёт  обычная работа над выразительностью, пересказом. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 2-5 минут.

Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух - выразительно и уверенно.

Учитель – Зрячева Татьяна Ивановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

О некоторых приемах обучения навыкам чтения.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увелич...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения

Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и  способствуют формированию навыка беглого чтения....

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...

Методы и приемы по совершенствованию навыка чтения учащихся начальной школы (таблица Шульте)

Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством у...