урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Детство""
методическая разработка по чтению (2 класс)
урок посвящен произведению Льва Николаевича Толстого "Детсво"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_lit._chteniyu_detstvo.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа с.Розовое
Советского района Саратовской области
Урок литературного чтения по теме «Л.Н. Толстой. “Детство”».
4-й класс
ТАРАСОВА Л.В.
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
- Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
- Учить анализировать текст с целью выяснения мотивов и причин поступков героев.
- Развивать речь, память учащихся.
Воспитывать любовь к матери, к своим близким.
Оборудование:
- Учебник “Родная Речь”,4класс,часть 1.под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М. В. Головановой.
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Иллюстрации учеников к прочитанным произведениям Л.Н.Толстого.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к матери.
Оборудование: учебник, портрет Л.Н. Толстого, картина И.Е. Репина «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами», усадьба «Ясная Поляна» (иллюстрация).
Ход урока.
1.Организация класса.
- приветствие.
- проверка рабочего места.
Учитель: На столе - учебник, дневник, ручка.
. У. – Ребята, давайте попробуем определить произведения по первым строчкам:
«Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». ( «Котёнок» )
«Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». ( «Косточка»)
«Сын приехал из города к отцу в деревню». ( «Учёный сын» )
«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». (Лев и собачка» )
«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.» («Филипок» )
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, Глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.» («Старый дед и внучек» )
У: - Подумайте, что объединяет все эти произведения?
- Сформулируйте тему нашего урока и его задачи.
2. Работа над темой урока.
Учитель: Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
-Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.
.
- Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Мы прочитаем лишь одну главу из произведения Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность.”Эта трилогия необычная. А какая? Угадайте, расставив слоги в правильном порядке: авто, графи ,био, кая, чес.
- Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
- Отрочество – это подростковый возраст от 11 до 14 лет.
- Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.
Добром пронизаны все произведения Л.Н.Толстого. Именно поэтому их любят и знают взрослые, дети.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести “Детство”.Это произведение является трилогией.
Обратите внимание, что описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку
Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.
3. Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.
Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Как вы понимаете их значение?
Лелеять (нежить, заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).
Наслаждение (высшая степень удовольствия).
Добродетели (положительное, нравственное качество, высокая нравственность).
Умиление (нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).
4. Речевая разминка.
Чистоговорка.
Ра-ра-ра --------начинается игра.
Ры-ры-ры-------много в классе детворы
Ру-ру-ру---------продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро---------дарим людям мы добро.
5. Работа по учебнику.
Работа с текстом повести “Детство”.
1.Чтение отрывка учителем.
2.Чтение нескольких абзацев из текста хорошо читающими детьми.
3.Продолжение чтения детьми по цепочке.
5.Работа по иллюстрации.
Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос? (С журчанием ручейка, с плеском воды..) Прочитай выразительно.
Как Николенька относится к своей матери?
6.Первичное чтение текста с постановкой проблемного вопроса.
- Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
7.Проверка восприятия по проблемному вопросу.
- Повторное чтение текста по частям с анализом.
1 часть.
-Какое событие описывает Л.Н.Толстой?
-Кто являются действующими лицами?
-Как вы думаете, что здесь важнее - описание событий или переживаний мальчика?
2 часть.
- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?
- Что вы можете сказать о характере Николеньки?
- О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой?
Учитель: Николенька был таким же ребёнком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прощения, если кого-то обидели.
9.Творческая работа.
Учитель: Вы сказали, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями? (с мамой)
- Для каждого из нас мама - самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:
При солнышке тепло, а при матери добро.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец - матери.
Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам! Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите матерей». Послушайте его
Чтение стихотворения уч-ся.
Берегите матерей.
Разбежались по воде круги...
Слышу: через крышу, через стёкла
Молят капли- Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
-Мама, это - дерево родное!
Голосом отца твердит земля:
- Мать— весь мир, и рощи, и поля.
Яростно бушует непогода.
В чёрном небе не видать ни зги...
Грохот грома - голос твой, природа,
-Просит каждый час любого года!
- Душу мира - маму береги.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Составьте рассказ о своём детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...