Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Цура Наталья Алексеевна

Прграмма соответствует УМК "Школа России" по литературному чтению авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой издательства "Просвещение". Программа включает: 1. Пояснительную записку. 2. Содержание учебного предмета. 3.Календарно-тематическое планироваение. 4. Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературному чтению в 4 классе

УМК «Школа России»

    Составитель: Цура Н.А.

2019 г

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению  разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Московская СОШ им. А.П.Кыштымова».

Программа соответствует УМК «Школа России» по литературному чтению для 1-4 классов авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой ,издательства «Просвещение».

Программа включает:

  1. Пояснительная  записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование
  4. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»

  1. Содержание учебного предмета.

(3 ч в неделю, всего 102 ч)

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время – потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература».

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учетом двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы.

П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь.

Ф. И. Тютчев  «Еще  земли  печален  вид...»,  «Как  неожиданно  и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов  «Школьник»,  «В  зимние  сумерки  нянины  сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».

Сказки русских писателей.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь.

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».

Родина.

И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Страна «Фантазия».

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

3.Календарно-тематическое планирование.

102 ч (3ч в неделю)

урока

Дата

проведения

Тема урока

план

факт

1 четверть (24 часа)

Летописи, былины, жития (7 часов)

 1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

3

Былина – жанр устного народного творчества.   Поэтический текст былины  «Ильины три поездочки».

4

«Три поездки Ильи Муромца». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

5

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

6

Проект: «Создание календаря исторических событий»  

7

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Оценка достижений. Тест.

Чудесный мир классики ( 17 часов)

8

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок). Проверка техники чтения.

9

  Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

10

А.С.Пушкин.  Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах.

11

А.С. Пушкин «Няне».

12

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»

13

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

14

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Мотивы народной сказки в литературной .

15

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Составление плана.

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».  Пересказ основных эпизодов сказки. «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина.

17

М.Ю. Лермонтов Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» .

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Картина природы в стихотворении.

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».  Характеристика героев, отношение к ним.

20

Л.Н. Толстой «Детство».

21

Л.Н. Толстой «Детство». Характер главного героя рассказа. Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал».

22

А.П. Чехов «Мальчики».

23

  А.П. Чехов «Мальчики».  Главные герои рассказа -  герои своего времени.

24

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Контрольная работа № 1 или тест?

2 четверть (24 часа)

Поэтическая тетрадь ( 8 часов)

25

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». «Как неожиданно и ярко…»

26

А.А. Фет. «Весенний дождь»,   «Бабочка»  

27

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»  

28

  А.Н. Плещеев «Дети и птичка» .

29

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

30

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»  

31

И.А. Бунин «Листопад».

32

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест.

Литературные сказки (12часов)

33

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

34

В.Ф. Одоевского. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке « Городок в табакерке».

35

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки  В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

36

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

37

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

38

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.

39

Особенности речи героев сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».

40

П.П. Бажова «Серебряное копытце». Пересказ.

41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Составление плана.

43

С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».  Выборочный пересказ.   Проверка навыка чтения.

44

Обобщение по разделу «Литературные сказки». 

Контрольная работа.

Делу время – потехе час (9 часов)

45

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

46

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца .  

47

В.Ю. Драгунский «Главные реки» .

48

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта.

3 четверть (30 часов)

49

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

50

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» .  Пересказ текста от лица героев.

51

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

52

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Авторское отношение к герою в рассказе. 

53

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Тест.

Страна детства ( 7 часов)

54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

55

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

56

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

57

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

58

М.М. Зощенко «Елка».

59

М.М. Зощенко «Елка».  Составление плана. Пересказ.

60

Обобщение по разделу «Страна детства». Тест.

Поэтическая тетрадь ( 4 часа)

61

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

62

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

63

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

64

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Конкурс чтецов.

Природа и мы (11часов)

65

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

66

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

67

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

68

Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

69

М.М. Пришвин «Выскочка».

70

Писательская наблюдательность М.М. Пришвина «Выскочка».

71

Е.И. Чарушин «Кабан».  Характеристика героя на основе поступка.

72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

73

Научно-естественные сведения о природе в  рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип» .

74

Проект «Природа и мы».

75

Обобщение по разделу «Природа и мы». Контрольная работа.

Поэтическая тетрадь ( 3 часа)

76

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».  Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

77

С.А. Клычков «Весна в лесу».  С.А. Есенин «Лебедушка» .

Проверка навыка чтения

78

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест.

4 четверть (24 часа)

Родина (6 часов)

79

И.С. Никитин «Русь» .  Образ Родины в поэтическом тексте.

80

И.С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения.

81

С.Д. Дрожжин «Родине».

82

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

83

Проект: «Они защищали Родину».

84

Стихи о Родине. Обобщение по разделу «Родина».

Страна Фантазия (7 часов)

85

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».   Особенности фантастического жанра.

86

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Анализ поступков героев. 

87

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».  Выборочный пересказ.

88

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

89

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».  Сравнение героев фантастического рассказа.

90

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».  Составление плана.

91

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

 Оценка достижений. Тест.

Зарубежная литература (11часов)

92

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

93

Фантастические события, персонажи в произведении  Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

94

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера». Составление  картинного плана.

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

96

Персонажи сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»  Деление текста на части. Подготовка к пересказу.

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

98

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

99

Итоговая контрольная  работа.

100

С. Лагерлеф «Святая ночь».  Проверка навыка чтения

101

Сельма Лагерлеф. «В Назарете».

102

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

4.Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

•  понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;

•  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

•  пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

•  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

•  формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

•  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

•  домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

•  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

•  находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

•  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

•  читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;

•  систематически  просматривать  и  читать  разнообразную  литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;

•  осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;

•  осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором  в  произведении,  давать  этому  процессу  нравственно-этическую оценку;

•  соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

•  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

•  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

•  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

•  писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

•  сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).

Учащиеся получат возможность научиться:

•  определять  позиции  героев  и  позицию  автора  художественного текста;

•  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....