Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Прграмма соответствует УМК "Школа России" по литературному чтению авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой издательства "Просвещение". Программа включает: 1. Пояснительную записку. 2. Содержание учебного предмета. 3.Календарно-тематическое планироваение. 4. Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературному чтению в 4 классе
УМК «Школа России»
Составитель: Цура Н.А.
2019 г
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Московская СОШ им. А.П.Кыштымова».
Программа соответствует УМК «Школа России» по литературному чтению для 1-4 классов авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой ,издательства «Просвещение».
Программа включает:
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование
- Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»
- Содержание учебного предмета.
(3 ч в неделю, всего 102 ч)
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время – потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература».
Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учетом двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Летописи. Былины. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы.
П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».
Сказки русских писателей.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Страна детства.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь.
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь.
Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».
Родина.
И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».
Страна «Фантазия».
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература.
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
3.Календарно-тематическое планирование.
102 ч (3ч в неделю)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
1 четверть (24 часа) | |||
Летописи, былины, жития (7 часов) | |||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | ||
2 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | ||
3 | Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | ||
4 | «Три поездки Ильи Муромца». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. | ||
5 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | ||
6 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | ||
7 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Оценка достижений. Тест. | ||
Чудесный мир классики ( 17 часов) | |||
8 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок). Проверка техники чтения. | ||
9 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» | ||
10 | А.С.Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах. | ||
11 | А.С. Пушкин «Няне». | ||
12 | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» | ||
13 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
14 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной . | ||
15 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Составление плана. | ||
16 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки. «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина. | ||
17 | М.Ю. Лермонтов Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» . | ||
18 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Картина природы в стихотворении. | ||
19 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев, отношение к ним. | ||
20 | Л.Н. Толстой «Детство». | ||
21 | Л.Н. Толстой «Детство». Характер главного героя рассказа. Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». | ||
22 | А.П. Чехов «Мальчики». | ||
23 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени. | ||
24 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1 или тест? | ||
2 четверть (24 часа) | |||
Поэтическая тетрадь ( 8 часов) | |||
25 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». «Как неожиданно и ярко…» | ||
26 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | ||
27 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | ||
28 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» . | ||
29 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | ||
30 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | ||
31 | И.А. Бунин «Листопад». | ||
32 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест. | ||
Литературные сказки (12часов) | |||
33 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | ||
34 | В.Ф. Одоевского. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке « Городок в табакерке». | ||
35 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | ||
36 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | ||
37 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». | ||
38 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. | ||
39 | Особенности речи героев сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». | ||
40 | П.П. Бажова «Серебряное копытце». Пересказ. | ||
41 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | ||
42 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Составление плана. | ||
43 | С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Проверка навыка чтения. | ||
44 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа. | ||
Делу время – потехе час (9 часов) | |||
45 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | ||
46 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца . | ||
47 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» . | ||
48 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта. | ||
3 четверть (30 часов) | |||
49 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | ||
50 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» . Пересказ текста от лица героев. | ||
51 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | ||
52 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Авторское отношение к герою в рассказе. | ||
53 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Тест. | ||
Страна детства ( 7 часов) | |||
54 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | ||
55 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | ||
56 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | ||
57 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | ||
58 | М.М. Зощенко «Елка». | ||
59 | М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ. | ||
60 | Обобщение по разделу «Страна детства». Тест. | ||
Поэтическая тетрадь ( 4 часа) | |||
61 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | ||
62 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | ||
63 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | ||
64 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс чтецов. | ||
Природа и мы (11часов) | |||
65 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | ||
66 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | ||
67 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | ||
68 | Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | ||
69 | М.М. Пришвин «Выскочка». | ||
70 | Писательская наблюдательность М.М. Пришвина «Выскочка». | ||
71 | Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героя на основе поступка. | ||
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | ||
73 | Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип» . | ||
74 | Проект «Природа и мы». | ||
75 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Контрольная работа. | ||
Поэтическая тетрадь ( 3 часа) | |||
76 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». | ||
77 | С.А. Клычков «Весна в лесу». С.А. Есенин «Лебедушка» . Проверка навыка чтения | ||
78 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест. | ||
4 четверть (24 часа) | |||
Родина (6 часов) | |||
79 | И.С. Никитин «Русь» . Образ Родины в поэтическом тексте. | ||
80 | И.С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения. | ||
81 | С.Д. Дрожжин «Родине». | ||
82 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | ||
83 | Проект: «Они защищали Родину». | ||
84 | Стихи о Родине. Обобщение по разделу «Родина». | ||
Страна Фантазия (7 часов) | |||
85 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | ||
86 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Анализ поступков героев. | ||
87 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Выборочный пересказ. | ||
88 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | ||
89 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастического рассказа. | ||
90 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Составление плана. | ||
91 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. Тест. | ||
Зарубежная литература (11часов) | |||
92 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | ||
93 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | ||
94 | Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера». Составление картинного плана. | ||
95 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | ||
96 | Персонажи сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» Деление текста на части. Подготовка к пересказу. | ||
97 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | ||
98 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | ||
99 | Итоговая контрольная работа. | ||
100 | С. Лагерлеф «Святая ночь». Проверка навыка чтения | ||
101 | Сельма Лагерлеф. «В Назарете». | ||
102 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
4.Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;
• систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;
• осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;
• осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-этическую оценку;
• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....