Литературное чтение 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Самейщева Лариса Николаевна

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_sk._pushkina.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта»

Подготовила: Самейщева Лариса Николаевна

Тип урока: урок систематизации и обобщения предметных знаний, умений, навыков, УУД.

Цель урока: закрепление предметных знаний, умений, навыков, УУД, в игровой форме проверить качество знаний, полученных при изучении темы.

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.
  • Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь, творческие способности, фантазию, наблюдательность.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмет

Планируемые результаты:

  • Предметные

- осознание значимости чтения для личного развития;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

  • Личностные

-формировать мотивацию к обучению и познанию;

- формировать способность детей к саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  • Метапредметные

-создать у учащихся мотивацию к уроку;

- формировать умение формулировать тему урока;

- развивать речь и обогащать её словарный запас;

- мотивировать детей к развитию устной речи;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» автор Климанова Л.Ф. 2 класс УМК «Школа России», портрет А.С. Пушкина, книги писателя, рисунки учеников к прочитанным произведениям,  интерактивная доска, презентация, бланк протокола.

Время проведения: 45 минут.

Ход урока

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первая команда, еще тише сядет вторая команда, и совсем тихо сядет третья команда.

 Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторину, на котором вы должны будете вспомнить  сказки какого поэта? Верно. Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству всеми нами любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек - сказки Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете и сейчас уже, наверное, знаете наизусть.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сегодня соревнуются три команды.

Разрешите ознакомить вас с членами жюри

  1. Сенина Арина – председатель жюри
  2. Полина Инна – член жюри
  3. Гаврилова Ольга – член жюри .

 В нашей игре три команды: команда 1- капитан Тарасова Александра, команда 2 –капитан бровченко Василиса, команда 3 – капитан Ефимова Дарья.. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины жюри будет списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!

2.Работа по теме урока

 Домашнее задание

Каждой команде было дано домашнее задание: представить название и девиз команды.(Ответы капитанов)

Вопросы о жизни поэта 

За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Где родился А.С. Пушкин? (в Москве)
  2. Когда он родился? (6 июня 1799 году)
  3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? ( от няни Арины Родионовны).
  4. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете ? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Задания на знание сказок

 А сейчас проверим, помните ли вы наизусть сказки А. Пушкина. Я буду зачитывать отрывки, а вы должны назвать сказку. За каждую угаданную сказку команда получает 1 балл – задаются вопросы поочереди каждой команде:

1.В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут...

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет. ( "Сказка о царе Салтане... ")

2.Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. ( "Сказка о царе Салтане... ")

3.Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу. ( "Сказка о попе и о работнике его Балде ".)

4.Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

- За такое одолженье, -

Говорит он в восхищеньи, -

Волю первую твою

Я исполню, как мою. ( "Сказка о золотом петушке ".)

5.Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась. ( "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ".)

6.Что ж он видит: высокий терем,

На пороге стоит его старуха… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 Ну, вот мы вспомнили сказки А. Пушкина. А теперь давайте вспомним всех сказочных злодеев из этих сказок. ( 1 балл получает  команда за каждого злодея.)

(Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха, Коршун - чародей; Старуха, Царица-мачеха; Царь Дадон, Шамаханская царица; Черномор, Баба-яга, Кощей и т. д.)

Вопросы по содержанию сказок

Узнайте , из какой сказки эти строчки, продолжите.

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

……………………………………

(то на весь крещенный мир

Приготовила б я пир»)


«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

……………………….

(То на весь бы мир одна

Наткала я полотна»)


«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

……………………………………..

(Я б для батюшки царя

Родила богатыря»)


  1. Жил старик со своею старушкой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно … (тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу,

Старушка пряла свою пряжу).


  1. «Свет мой, зеркальце! Скажи

(Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

  1. Навстречу ему Балда

Идет , сам не зная куда.

«Что , батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:……..(«Нужен мне работник

Повар , конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?)

Работа с тестами по содержанию сказок

С какой сказкой  А.С. Пушкина мы подробно знакомились? («Сказка о рыбаке и рыбке)

Как начинается сказка? («Жил старик со своею старухой..»

Правильный ответ – слайд №4)

Сколько лет рыбачил старик? (Ровно тридцать лет и три года..- слайд №5)

Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (три раза – слайд №6)

Что сделал старик, поймав золотую рыбку? – слайд №7 (Отпустил её в море – слайд №8)

Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик? – слайд №9 (Старик ловил неводом рыбу… - слайд № 10)

Кем желала стать старуха в самой заветной мечте? – слайд №11 (владычицей морскою – слайд №12)

Какую русскую народную пословицу использовал А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? – слайд №13 (Не садись не в свои сани – слайд №14)

За что в «Сказке о рыбаке и рыбке была наказана старуха? – слайд №15

(за жадность – слайд №15)

Мы с вами знакомились на уроках и вы читали дома и другие сказки А.С.Пушкина. давайте их вспомним.

Что три девицы делали под окном поздно вечерком? – слайд №16 (пряли – слайд №17)

Какой титул был у Гвидона в сказке? – слайд №18 (князь – слайд №19)

Какую песню исполняла белка в сказке  - слайд №20 (во саду ли в огороде – слайд №21)

Что росло на необитаемом острове? – слайд №22 (дуб – слайд №23)

Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху? – слайд №24 (нос ужалили богатырь…- слайд №24)

Из какой сказки данный персонаж? («Сказка о попе и о работнике его Балде» - слайд №25)

Где поп встретил своего работника? – слайд №27 (на базаре – слайд №28)

За какую плату согласился работать Балда? – слайд №29 (За три щелка тебе по лбу – слайд № 30)

За скольких  человек работал Балда? – слайд №31 (за семерых – слайд №32)

За чем или за кем гонялся поп в сказке? – слайд №33 (за дешевизной – слайд №34)

Как вы понимаете значение слова «дешевизна» (Ответы ребят)

Какое состязание предложил Балда бесёнку? – слайд №35 (пронести кобылу – слайд №36)

Игра «Узнай сказку по рисунку»

Из какой сказки данный предмет? – слайд №37 (яблоко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» - слайд № 38)

Что это за предмет? Из какой сказки? Кому она принадлежала? Что он ей делал? – слайд №39 (верёвка – «Сказка о попе и … - слайд №40)

Из какой сказки данный предмет? – слайд №41 (золотая рыбка)

Какой это предмет? (одушевлённый)

А это что ? – слайд №42 (корыто)

Какой это предмет (неодушевлённый)

Из какой они сказки? («Сказка о рыбаке… - слайд №43)

Кто в него превращался? –слайд №44 (князь Гвидон – слайд №45)

Расскажите что вы знаете об этом предмете? – слайд №46 (зеркало из сказки о мёртвой царевне …… - слайд №47)

Назовите сказку.  – слайд №48 («Сказка о попе…)

Расскажите эпизод из сказки, как связаны данные герои?(№48)

Кому принадлежит данный шатёр? – слайд №50 (шамаханской царице)

Назовите сказку – слайд №51

С кем и при каких обстоятельствах встретилась эта дивная птица? – слайд №52

Назовите сказку – слайд №53

Угадай имя героя: задание для каждой команды – слайд №54 (Елисей – слайд №55; Гвидон -56-57; Салтан – 58-59)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте ещё раз назовём сказки А.С.Пушкина – слайд №60

- Сегодня вы все были молодцы! Мы работали на уроке со сказками, и на память я дарю вам фигурки сказочных героев.

Пришла пора узнать результаты викторины...

Слово жюри – объявление результатов викторины

Оцените свою работу на уроке – светофоры (зелёный – запомнил всё и могу рассказать другому, жёлтый – запомнил всё, красный – ничего не запомнил).

Капитаны оценивают игроков своей команды

Оценки

Домашнее задание: выразительно прочитать понравившийся отрывок из любой сказки А.С. Пушкина





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...