Литературное чтение 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта»
Подготовила: Самейщева Лариса Николаевна
Тип урока: урок систематизации и обобщения предметных знаний, умений, навыков, УУД.
Цель урока: закрепление предметных знаний, умений, навыков, УУД, в игровой форме проверить качество знаний, полученных при изучении темы.
Задачи урока:
- Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.
- Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь, творческие способности, фантазию, наблюдательность.
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмет
Планируемые результаты:
- Предметные
- осознание значимости чтения для личного развития;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
- Личностные
-формировать мотивацию к обучению и познанию;
- формировать способность детей к саморазвитию;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Метапредметные
-создать у учащихся мотивацию к уроку;
- формировать умение формулировать тему урока;
- развивать речь и обогащать её словарный запас;
- мотивировать детей к развитию устной речи;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» автор Климанова Л.Ф. 2 класс УМК «Школа России», портрет А.С. Пушкина, книги писателя, рисунки учеников к прочитанным произведениям, интерактивная доска, презентация, бланк протокола.
Время проведения: 45 минут.
Ход урока
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первая команда, еще тише сядет вторая команда, и совсем тихо сядет третья команда.
Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторину, на котором вы должны будете вспомнить сказки какого поэта? Верно. Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству всеми нами любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек - сказки Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете и сейчас уже, наверное, знаете наизусть.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня соревнуются три команды.
Разрешите ознакомить вас с членами жюри
- Сенина Арина – председатель жюри
- Полина Инна – член жюри
- Гаврилова Ольга – член жюри .
В нашей игре три команды: команда 1- капитан Тарасова Александра, команда 2 –капитан бровченко Василиса, команда 3 – капитан Ефимова Дарья.. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины жюри будет списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!
2.Работа по теме урока
Домашнее задание
Каждой команде было дано домашнее задание: представить название и девиз команды.(Ответы капитанов)
Вопросы о жизни поэта
За каждый правильный ответ 1 балл.
- Где родился А.С. Пушкин? (в Москве)
- Когда он родился? (6 июня 1799 году)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? ( от няни Арины Родионовны).
- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете ? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Задания на знание сказок
А сейчас проверим, помните ли вы наизусть сказки А. Пушкина. Я буду зачитывать отрывки, а вы должны назвать сказку. За каждую угаданную сказку команда получает 1 балл – задаются вопросы поочереди каждой команде:
1.В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут...
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет. ( "Сказка о царе Салтане... ")
2.Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. ( "Сказка о царе Салтане... ")
3.Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу. ( "Сказка о попе и о работнике его Балде ".)
4.Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
- За такое одолженье, -
Говорит он в восхищеньи, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою. ( "Сказка о золотом петушке ".)
5.Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась. ( "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ".)
6.Что ж он видит: высокий терем,
На пороге стоит его старуха… («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ну, вот мы вспомнили сказки А. Пушкина. А теперь давайте вспомним всех сказочных злодеев из этих сказок. ( 1 балл получает команда за каждого злодея.)
(Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха, Коршун - чародей; Старуха, Царица-мачеха; Царь Дадон, Шамаханская царица; Черномор, Баба-яга, Кощей и т. д.)
Вопросы по содержанию сказок
Узнайте , из какой сказки эти строчки, продолжите.
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
……………………………………
(то на весь крещенный мир
Приготовила б я пир»)
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»)
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
……………………………………..
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря»)
- Жил старик со своею старушкой
У самого синего моря:
Они жили в ветхой землянке
Ровно … (тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старушка пряла свою пряжу).
- «Свет мой, зеркальце! Скажи
(Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
- Навстречу ему Балда
Идет , сам не зная куда.
«Что , батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ:……..(«Нужен мне работник
Повар , конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?)
Работа с тестами по содержанию сказок
С какой сказкой А.С. Пушкина мы подробно знакомились? («Сказка о рыбаке и рыбке)
Как начинается сказка? («Жил старик со своею старухой..»
Правильный ответ – слайд №4)
Сколько лет рыбачил старик? (Ровно тридцать лет и три года..- слайд №5)
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (три раза – слайд №6)
Что сделал старик, поймав золотую рыбку? – слайд №7 (Отпустил её в море – слайд №8)
Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик? – слайд №9 (Старик ловил неводом рыбу… - слайд № 10)
Кем желала стать старуха в самой заветной мечте? – слайд №11 (владычицей морскою – слайд №12)
Какую русскую народную пословицу использовал А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? – слайд №13 (Не садись не в свои сани – слайд №14)
За что в «Сказке о рыбаке и рыбке была наказана старуха? – слайд №15
(за жадность – слайд №15)
Мы с вами знакомились на уроках и вы читали дома и другие сказки А.С.Пушкина. давайте их вспомним.
Что три девицы делали под окном поздно вечерком? – слайд №16 (пряли – слайд №17)
Какой титул был у Гвидона в сказке? – слайд №18 (князь – слайд №19)
Какую песню исполняла белка в сказке - слайд №20 (во саду ли в огороде – слайд №21)
Что росло на необитаемом острове? – слайд №22 (дуб – слайд №23)
Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху? – слайд №24 (нос ужалили богатырь…- слайд №24)
Из какой сказки данный персонаж? («Сказка о попе и о работнике его Балде» - слайд №25)
Где поп встретил своего работника? – слайд №27 (на базаре – слайд №28)
За какую плату согласился работать Балда? – слайд №29 (За три щелка тебе по лбу – слайд № 30)
За скольких человек работал Балда? – слайд №31 (за семерых – слайд №32)
За чем или за кем гонялся поп в сказке? – слайд №33 (за дешевизной – слайд №34)
Как вы понимаете значение слова «дешевизна» (Ответы ребят)
Какое состязание предложил Балда бесёнку? – слайд №35 (пронести кобылу – слайд №36)
Игра «Узнай сказку по рисунку»
Из какой сказки данный предмет? – слайд №37 (яблоко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» - слайд № 38)
Что это за предмет? Из какой сказки? Кому она принадлежала? Что он ей делал? – слайд №39 (верёвка – «Сказка о попе и … - слайд №40)
Из какой сказки данный предмет? – слайд №41 (золотая рыбка)
Какой это предмет? (одушевлённый)
А это что ? – слайд №42 (корыто)
Какой это предмет (неодушевлённый)
Из какой они сказки? («Сказка о рыбаке… - слайд №43)
Кто в него превращался? –слайд №44 (князь Гвидон – слайд №45)
Расскажите что вы знаете об этом предмете? – слайд №46 (зеркало из сказки о мёртвой царевне …… - слайд №47)
Назовите сказку. – слайд №48 («Сказка о попе…)
Расскажите эпизод из сказки, как связаны данные герои?(№48)
Кому принадлежит данный шатёр? – слайд №50 (шамаханской царице)
Назовите сказку – слайд №51
С кем и при каких обстоятельствах встретилась эта дивная птица? – слайд №52
Назовите сказку – слайд №53
Угадай имя героя: задание для каждой команды – слайд №54 (Елисей – слайд №55; Гвидон -56-57; Салтан – 58-59)
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте ещё раз назовём сказки А.С.Пушкина – слайд №60
- Сегодня вы все были молодцы! Мы работали на уроке со сказками, и на память я дарю вам фигурки сказочных героев.
Пришла пора узнать результаты викторины...
Слово жюри – объявление результатов викторины
Оцените свою работу на уроке – светофоры (зелёный – запомнил всё и могу рассказать другому, жёлтый – запомнил всё, красный – ничего не запомнил).
Капитаны оценивают игроков своей команды
Оценки
Домашнее задание: выразительно прочитать понравившийся отрывок из любой сказки А.С. Пушкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....