Урок литературного чтения "Н.Н. Носов «Живая шляпа»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока, составленная в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения во 2 классе УМК "Школа России" Н. Носов "Живая шляпа" | 44.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет: | Литературное чтение |
Уровень образования: | Начальное общее образование |
Учитель: | Е.В. Сурова |
Образовательное учреждение: | ГБОУ СОШ №134 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко |
Тип урока: | Урок закрепления изученного |
Форма проведения: | Беседа, презентация, поиск проблемы, исследование, составление плана |
Время проведения: | 20.02.2020г |
Участники: | Обучающиеся 2 класса |
Тема | Н.Н. Носов «Живая шляпа»» |
Цель темы | Продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное, учиться вдумчивому и выразительному чтению |
Планируемый результат | -Развивать умение учащихся прогнозировать содержание произведения, умение объяснять значение некоторых слов на основе словаря учебника -Воспитывать умение высказывать свое мнение, рассказывать о героях, выражая свое мнение к ним - Воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность) -Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана. - Развивать внимание и логическое мышление. |
Формирование УУД Личностные: Метапредметные: Предметные: | - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; - понимать важность планирования своей деятельности - умение принимать и сохранять цель урока; - уметь выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявлять интерес к общению на уроке; - уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; - выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделять события, видеть их последовательность в произведении; - проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; - осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; - уметь оценивать поведение героев произведения; - проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении. |
Новые технологии и методы обучения | Технология метода обучения в сотрудничестве, технология исследовательского (проблемного) обучения, групповая, здоровье-сберегающая технология; Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый Формы: индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия | План, выразительное чтение, пересказ по плану |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
Базовый учебник: | Л,Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение» 2 класс Москва «Просвещение» 2012г (2 часть) УМК: «Школа России» |
Организация пространства | Работа групповая, фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование: | для учителя: портрет Н.Н.Носова, выставка его книг, карточки (текст для речевой разминки), учебник, шляпа, толковый словарь, презентация, процессор, проектор, мультимедийное оборудование; для учеников: учебник, ручка, карточки с заданиями, тетрадь |
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска; электронное приложение к учебнику (диск); интернет ресурсы: https://nsportal.ru/, https://multiurok.ru/, https://videouroki.net/, https://urok.1sept.ru/, https://uchitelya.com/, https://kopilkaurokov.ru/ Медиапродукты: презентация, технологическая карта урока, школьные видеоролики «Физкультминутка», «Гимнастика для глаз» |
Аннотация | Урок проводится в форме беседы, совместного поиска проблемы на основе взаимодействия друг с другом. На уроке использована презентация, видеоролики, выполненные детьми совместно с родителями по заранее полученному заданию учителя к данному произведению. . |
Ход урока:
Этапы урока | время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Организационный момент | 1мин | Дорогие, ребята! Поприветствуем гостей! Начинаем наш урок! Садитесь. Сядьте ровно, Ножки вместе, Ручки полочкой на стол. Начинаем разговор! Проверьте свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку? На столах у вас должны лежать учебник, тетрадь, ручка и карандаш. Я вижу, что все готовы, тогда начнем урок. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Дети улыбаются. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения. |
Речевая разминка | 2мин | / / / Дело мастера боится. / / / У страха глаза велики. (прочитайте пословицы выделяя каждое слово ударением) | Читают. Читают хором. | Регулятивные: осуществляют первоначальный контроль своих действий. Регулятивные: понимать важность планирования своей деятельности |
Постановка целей урока | 2мин | ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП - Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово. - Догадайтесь, кто это? (Носов) (слайд 1) - Почему? (Мы читаем его рассказы) -С каким произведением этого автора мы познакомились на прошлом уроке? -Какие рассказы Николая Носова вам знакомы? – Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему? – Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках. - Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа». Дома вы его прочитали , а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали. | Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария. Отвечают на поставленный вопрос. Формулируют задачи урока: | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Проверка понимания произведения. | 2мин | (На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята) – Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы | Отвечают. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: |
Проверка домашнего задания | 5мин | 1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. (Слайд 3) 1) Кота в рассказе зовут: а) Борька; б) Васька; в) Тишка. 2) Кот попал под: а) платок; б) пальто; в) шляпу. 3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли: а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску. 4) Чем стреляли мальчики в шляпу: а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами. 5) Кто был под шляпой: а) щенок; б) котенок; мышонок. -Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. (Слайд 4) 2. Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова. - Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах) натаком (комната) токаршка (картошка) модко (комод) зикорна (корзина) чергако (кочерга) ватькро (кровать) ноктёко (котёнок). | Работа на карточках. Взаимопроверка | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Гимнастика для глаз | 2мин | Упражнение для глаз. - Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку. - Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”. - Сделайте круговые движения глазами. делайте “ленивые восьмерки” | Выполняют упражнение. | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
Изучение нового материала | 10мин | – Откройте учебник на с. 54 – Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? – Как звали котёнка? – Как звали мальчиков– героев этого рассказа? Чем занимались ребята? – Что вдруг случилось? – Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? – Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? – Кого же ребята испугались на самом деле? – Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков? – На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа. Для чего мы составляем план рассказа? – Послушайте я буду читать начало рассказа, а когда вы услышите, что закончилась первая часть – хлопните в ладошки. ( чтение рассказа до слов “Что-то плюхнулось– упало на пол” ) – О чём эта часть рассказа? – Как можно озаглавить эту часть? – Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да) Почему автор именно так построил свой рассказ? – Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы). – Как развивались события дальше?( Прочитаем вторую часть по ролям.) – Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор) – Подготовьте чтение( Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты”.) – О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались) – Придумайте название этой части. (Испуг) – Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.) – О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой) – Придумайте название этой части. ( Решение ребят) – Прочитайте четвёртую часть по цепочке. – О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост) – Придумайте название этой части. ( Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы) -Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение). План 1. Котёнок играет. 2. Испуг. 3. Решение ребят. 4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы. – А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами? | – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Совместно с учителем составляют план. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Физкультминутка | 2 мин | Выполняют физкультминутку | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | |
Закрепление изученного материала. | 8мин | – Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации). – Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось. Что изображено на первой картинке? – Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста. Объяснение выражение «тряслись от страха» (боялись). – Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”? Сравните, как сидят мальчики на второй картинке. Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет). А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то , что написал автор, рассматривая иллюстрации. Ребята, мы рассмотрели картинки, составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание. Игра “Блицопрос”. – Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро): 1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу? 2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу? 3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? 4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику? 5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю? 6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха? Молодцы! А сейчас следующее задание. Игра “Восстанови слово” – Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (Слайд 9,10) к м д В л д В д к ш л п с т л д в н к х н к м н т к р з н к т н к к р т ш к Н с в – Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 11) К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа… Проверка (слайд 12) | Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте. Работа по карточкам. Самопроверка Взаимопроверка | |
Рефлексия | 2мин | За что вы похвалили бы себя? Что у вас особенно получилось? | Оценивают свою работу сигнальными карточками | |
Подведение итогов урока | 2мин | – С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке? – О чём этот рассказ? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? | ||
Домашнее задание | 2мин | Подготовить пересказ по плану, составить интересный рассказ о своем домашнем питомце |
Тестирование:
1. Какие слова выражают состояние мальчиков?
а) Ребята смотрят и уже догадались .
б) Ребята смотрят с большим интересом.
в) Ребята смотрят на шляпу и трясутся от страха.
2. Как решили бороться со шляпой?
а) Владик и Володя решили не выходить из комнаты. Володя сидел тихо…
б) Владик и Володя хотели напугать. Владик стал стучать.
в) Владик и Володя начали кричать и звать на помощь.
3. Какие предметы были в руках у мальчиков?
а) Володя взял кочергу, а Владик - лыжную палку
б) Владик взял кочергу, а Володя - лыжную палку.
в) Виталий взял кочергу, а Валера - лыжную палку.
4.Что такое комод?
а) Шкаф, на который ставят телевизор.
б) Шкаф, для хранения книг.
в) Низкий шкаф с выдвижными ящиками для вещей.
5. Кто был под шляпой:
а) Щенок. б) Котёнок. в) Мышонок.
Проверка выполнения теста.
VII. Рефлексия. Итог урока.
– Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда вы закрасите ленточку на шляпе зеленым цветом.
Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете желтый цвет.
Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красный.
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"
Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"...
Урок литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Цель урока: формирование младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения в соответствии с возрастом...
Конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" 2 класс
Данный конспект поможет учителям начальных классов....
конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"...
презентация к уроку литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
презентация к уроку литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"...
Урок литературного чтения. Н. Н. Носов «Живая шляпа» 2 класс
Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Живая шляпа" с презентацией. Цель - познакомить учащихся с содержанием рассказа «Живая шляпа». На уроке использую...
Урок литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
План – конспект урока литературного чтения во 2 «В» классе («Школа России») Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»....