Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Н. Носов Живая шляпа" (УМК Школа России, 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения «Живая шляпа» Н.Н.Носова: анализ и выразительное чтение юмористического рассказа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о юмористическом рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа” как жанре литературы;

2) формировать умение высказывать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;

3) учить читать выразительно юмористический рассказ;

4) познакомить с новыми фактами биографии Н. Н. Носова.

Предметные:

1) учиться определять смысл произведения «Живая шляпа»;

2) учиться анализировать произведение;

3) учиться выразительно читать целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения и особенности юмористического рассказа.

 

Развивающие:

1) развивать память, внимание, воображение, речь;

2) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение

Личностные:

1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке

2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к литературному чтению через чтение произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»;

2) воспитывать уважительное отношение к сверстникам через парную и групповую работу

УМК: УМК «Школа России» учебник литературное чтение 2 класс 2 часть / Л.Ф. Климонова, В.Г. Горецкий, М.В. Головакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit.chtenie.docx305.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 30.01.2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 1

Время: 14:00-14:40  Кабинет: 209

Студент: Байгильдина К.Ф

Группа: 35

Учитель: Евстифеева Н.А.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Н.Н. Носов «Живая шляпа»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения «Живая шляпа» Н.Н.Носова: анализ и выразительное чтение юмористического рассказа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о юмористическом рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа” как жанре литературы;

2) формировать умение высказывать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение;

3) учить читать выразительно юмористический рассказ;

4) познакомить с новыми фактами биографии Н. Н. Носова.

Предметные:

1) учиться определять смысл произведения «Живая шляпа»;

2) учиться анализировать произведение;

3) учиться выразительно читать целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения и особенности юмористического рассказа.

Развивающие:

1) развивать память, внимание, воображение, речь;

2) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение

Личностные:

1) освоение личностного смысла учения, способность к самооценке

2) научится выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к литературному чтению через чтение произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»;

2) воспитывать уважительное отношение к сверстникам через парную и групповую работу

УМК: УМК «Школа России» учебник литературное чтение 2 класс 2 часть / Л.Ф. Климонова, В.Г. Горецкий, М.В. Головакина

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Фанилевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Сядьте ровно, ноги вместе, руки полочкой на стол, начинаем разговор.

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Проведем речевую разминку.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…

-Сейчас давайте прочитаем её все вместе. Громко и чётко.

-Прочитайте с сердитой интонацией.

-Прочитайте с весёлой интонацией.

-С грустной интонацией.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать свою работу. У вас есть карточки, где написаны все этапы нашего сегодняшнего урока. Не теряйте их.

-Кому я дала листочек со стихотворением выходит к доске. Прочитай стихотворение.

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-Молодец! Присаживайся.

1.Отвечают на вопросы учителя

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

 (Раздаётся звук мяуканья)

-Ой, ребята, вы слышали это? Что это было?

А откуда же раздаётся этот звук? (поднимаю шляпу)

-Так вот кто это здесь разговаривает! Это котёнок! Как вы думаете, что он тут делает с нами? Может быть он относится к нашему сегодняшнему уроку? Это мы сейчас с вами и узнаем. Откройте учебники на странице 38. Прочитайте название произведения. А кто написал это произведение?

- Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

- Теперь давайте определим цели урока, используя опорные слова на экране.

На экране слова:

Познакомиться…

Учиться…

Высказывать…

-Итак, на экране вы видите план нашей работы на уроке, я его составляла, но потом он перепутался. Давайте поставим его в правильном порядке.

1. Подведение итогов

2. Речевая разминка

3. Словарная работа

4. Работа с биографией Н.Н. Носова

5. Работа с произведением

6. Постановка темы и целей урока

7. Групповая работа

8. Работа в парах

-Какие пункты мы с вами уже выполнили?

- Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, вспомним биографию Н. Н. Носова и узнаем что-то новое.

-Теперь посмотрите на свои карточки, где нарисованы смайлики, посмотрите на первый столбик под №1 «настроение в начале урока».

-Теперь нарисуйте в этом столбике соответствующего цвета смайлик. Зелёный – настроение отличное, у вас всё получилось, жёлтый – не очень хорошее настроение, были ошибки, красный – плохое настроение, ни с чем не справился.

-Теперь давайте вспомним биографию Н.Н. Носова.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Мяуканье

-Живая шляпа

-Николай Николаевич Носов

-Произведение «Живая шляпа»

Познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Будем учиться выразительно читать.

Высказывать свою точку зрения.

-речевая разминка

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Презентация, учебник

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил смотреть концерты и спектакли. Его очень влекло искусство. Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. С 1938 года он начинает писать детские рассказы.

Вопрос: Как вы думаете, как друзья называли Николая Николаевича?

а) «взрослым ребёнком»

б) малыш

в) никак

- Да, верно, «взрослым ребёнком» в шутку называли Н. Н. Носова его друзья.

Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».  Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники».

Вот некоторые книги, которые написал Н.Н. Носов. (выставка книг)  

-Может среди этих книг вы замечаете что-то знакомое?

Вопросы:     

- Где родился Н.Н. Носов?

- Что привлекало его в детстве?

- Какой первый рассказ написал Носов?

-Взрослым ребёнком

-Живая шляпа

-В Киеве

-Спектакли и концерты

-Затейники

Презентация

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

- Сейчас я прочитаю вам небольшой отрывок, который относится к нашему сегодняшнему рассказу.

ОТРЫВОК

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

-Ребята, а верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ. Познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

-Но в рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). Сначала по слогам, а потом целыми словами.

Плюх-ну-лось

со-скольз-ну-ла

по-смот-ри

под-прыг-нет

рас-кра-ши-ва-ли

при-от-кры-ли

- Молодцы, теперь читать текст нам будет легче. 

-Теперь начинаем работать с произведением. Я начинаю читать, вы внимательно следите, в любой момент я могу остановится и попросить кого-то из вас продолжить чтение.

-Ребята, какое слово выделено синим цветом? Что это значит?

Давайте посмотрим. Это значит, что нам нужно посмотреть в словарик.

Правильно. Итак, прочитай, что такое комод?

- Теперь вы знаете, что такое комод.

Комод –   это низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

(читаем произведение)

-Итак, чем вам понравился этот рассказ?

-Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный? Почему?

-Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

-А вы догадывались?

-А как? (в начале рассказа подсказка автора).

-Как вы поняли название рассказа?

-Почему же шляпа оказалась «живой»?

-Что мы можем сказать о ребятах? Какие они? Как они себя вели?

-Что в рассказе было самым смешным?

Словарная работа

-Ребята, в тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.

-Что такое КОЧЕРГА?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто напомнит значение слова КОМОД?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

-Молодцы! Теперь посмотрите на свои карточки, на столбик под №2 «оценка своего чтения». Нарисуйте там соответствующего цвета смайлик.

1. Внимательно слушают

Читают хором слова

2.Отвечают на вопросы учителя:

- Надо посмотреть в начало учебника и посмотреть на условное обозначение.

- Он конце учебника на стр 154

Читает определение один ученик

отвечают

-они вели себя трусливо, но потом стали храбрее.

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, учебник

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-Теперь давайте с вами отдохнём. Встаньте!

Разминка с мультфильмом «Три кота»

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Внешний контроль

1. Организует групповую работу

- Мы с вами немножко отдохнули, а теперь наш котёнок предлагает вам пофантазировать.

-Вам нужно разделиться на 4 группы.

-Как вы думаете, в рассказе испугались только мальчики? Или может кто-то ещё?

-Да, верно. Ваша задача сейчас будет представить, что мог рассказать котёнок своему усатому другу после всего этого случившегося?

-Сейчас я вам раздам листочки, на которых написано начало и ваша задача продолжить это своим придуманным рассказом.

(читаю начало: «Ой, представляешь, сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло…)

-На выполнение задания вам даётся 5 минут. Можете приступать.

(проверяем работу и я ставлю оценки)

-Молодцы! Теперь посмотрите в свои карточки, на столбик под №3 «групповое задание».

Нарисуйте там соответствующий смайлик.

Выполняют работу

 

-котёнок

УУРД:

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Работа в парах

-Теперь откройте учебник на стр. 41. Посмотрите на задание №7. Прочитайте его.

«Обсудите с друзьями. Как передать при чтении состояние мальчиков? Сначала лучше говорить шёпотом, дрожащим голосом. А как надо потом?»

-Откройте стр. 38 и 39. Где начинается и заканчивается отрывок, где мальчики испугались?

-Верно. Готовьтесь. На работу у вас 3 минуты, потом послушаем несколько пар.

-Давайте оценим ребят.

Критерии:

1.Чтение было достаточно громким

2.Соблюдение пауз и знаков препинания

3. Выделение важных по смыслу слов

-Посмотрите теперь на свои карточки, на столбик под №4 «работа в парах». Нарисуйте там соответствующего цвета смайлик.

Тест, если остаётся время

-Сейчас мы проверим, внимательно ли вы читали. Я вам раздам листочки, где вы будете отмечать ответы. Листочки обязательно подпишите!

1.Как звали котенка?

а) Мурзик

б) Васька

в) Матроскин

2.Что делал котенок в начале рассказа?

а) сидел на полу возле комода

б) спал на диване

в) играл с мальчиками

3.Как звали мальчиков-героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович

б) Толя и Коля

в) Володя и Вадик

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) огурцы

б) картофель

в) помидор

5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»

а) она была волшебная

б) под ней сидел котенок

в) шляпу дергали за веревочку

-Сдаём листочки!

-Скажите, какой урок мы можем взять из этого рассказа?

Выполняют работу

-«Володя обернулся и увидел…» до «…Я первый раз вижу, чтобы шляпа по комнате ходила».

-Нужно сначала разобраться в чём проблема, потом принимать решения, и не пугаться сразу

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебник

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

-Итак, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- Какая главная мысль этого рассказа? 

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

Рефлексия

- Теперь вернёмся к нашим карточкам. Посмотрите на столбик под №5 «настроение в конце урока». Нарисуйте там соответствующего цвета смайлк.

-Поднимите руки те, у кого все смайлики зелёного цвета, теперь жёлтого, и красного. (если у кого-то красный, спросить почему)

-Какие цели мы ставили в начале урока?

- Вы с вами успешно выполнили все пункты плана урока.

-Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я похвалил бы себя за …

Мне захотелось …

У меня получилось …

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-Под ней сидел котенок

-Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации

-Если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать

УУРД:

Оценивать свою работу

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Золотые слова» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Золотые слова» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением М.Зощенко «Золотые слова»; совершенствов...

Технологическая карта урока окружающего мира "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о неживой и живой природе и связи между ними....