Урок по литературному чтению "Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать слованый запас; развивать память, речь, мышление

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтической произведение;

Метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи, музыки (тема, главная мысль, композиция), К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_pasternak.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 4 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»»

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать слованый запас; развивать память, речь, мышление

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтической произведение;

Метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи, музыки (тема, главная мысль, композиция), К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Минутка чтения.

  1. Сообщение темы и постановка целей урока

Работа в группах:

В каждой группе есть лист. Дайте определение слову, которое там написано.

Искусство – это….

- Без чего невозможно творить? Вдохновения

- Что является источником вдохновения? Красота природы и др.

- Красота природы во все времена всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.

Послушайте:

Слайд. Музыка: «Классика. Осень»

- Какое настроение вызывает?

- Какому времени года вы бы отнесли эту мелодию? Почему?

Посмотрите:

Слайд. Иллюстрация Виктор Борисов-Мусатов «Осенняя песня»

- Какое время года изображено?

- Какое настроение передает картина?

- С помощью каких выразительных средств?

Мы посмотрели осень в музыке, живописи.

Приведите пример стихотворений о осени, которые вы знаете?

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

-В литературе есть понятие, которое характеризует, когда прямо выражаются только мысли, чувства, настроения, переживания.

- Кто знает, как называется это понятие? Лирика

Лирика – это род литературы, который имеет свои подвиды – жанры.

- Какие жанры лирики вам встречались ранее, знакомы?

Кто может сказать какая тема нашего урока? Лирические стихотворения

Какие цели мы поставим на сегодняшнее занятие?

Будем учиться определять в стихотворении настроение и чувства поэта.

Сравнивать произведения живописи и литературы

Узнать что такое лирическое стихотворение

Сегодня мы с вами постараемся почувствовать красоту осенней природы через лирической стихотворение русского поэта..

  1. Работа над темой урока

Слайд. Портрет Б.Л. Пастернак.

Разобраться и понять что же такое лирическое стихотворение нам поможет Борис Леонидович Пастернак.

Рассказ учителя о поэте.

В 1890 в Москве в семье Леонида Осиповича и Розалии Исидоровны Пастернак родился будущий поэт Б.Л. Пастернак. В доме часто устраивались музыкальные вечера, на которых бывали знаменитые художники, писатели. С раннего возраста он хорошо рисовал и так же проявлял музыкальную одаренность. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях. Первые стихи Пастернака были напечатаны, когда ему было 23 года.

Многие отмечали его необыкновенную способность передавать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через изображение картин природы.

Борис Леонидович представит нам душу русской золотой осени в стихотворении «Золотая осень».


Словарная работа.

- Живущим в 21 веке, к сожалению, многие слова века минувшего становятся непонятны. А где можно узнать их значение?

ЧЕРТОГ (СКАЗОЧНЫЙ) – большой, пышно убранный дворец (сказочный)

ПРОСЕКА – полоса, узкая дорога, прорубленная в лесу.

ВЕНЕЙ НОВОБРАЧНОЙ – буквально – венок. Но в церкви при венчании над невестой и женихом держали золотые короны – венцы.

ЛИК ( БЕРЕЗЫ) – лицо. По мнению автора, не просто лицо, а лик – как на иконах.

ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ – погрести, скрыть в чем-либо.

-А в чем скрыта осенью земля? ( в листьях)

ФЛИГЕЛЬ – небольшой нежилой домик – пристройка к большому дому.

ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ – желтоватая клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев. Эта смола застывает, растекаясь медленно по стволу.

КАТАЛОГ – список, перечень (картин, музейных экспонатов, собранных в залах).

-Какие разные слова собрал автор?

- Как думаете, для чего? (для передачи чувств)

-Можно себе представить, о чем будет стихотворение?

Слайд. Ссылка на ютуб слушаем.

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

- Что вы представили, когда его слушали?

- Какое настроение оно передает?

- С помощью каких слов?

Слайд. Визуальный ряд и текст.

Давайте посмотрим как с помощью взаимосвязи слов и картин природы можно передать настроение.

VI. Анализ стихотворения

1. Чтение 1 и 2 строфы стихотворения.

- Куда мы попадаем в начале стихотворения? (сказочный чертог)

-А почему он всем открыт для обзора? (всякий, кто хочет, может полюбоваться этой красотой, может пройти по дворцу, он открыт для обзора).

- Что есть в этом дворце? (выставка картин)

- Предствавьте, мы идем по длинному коридору, а там………) залы, залы, залы, залы…..вязов ясеней, осин).

- Зачем аж 4 раза Пастернак повторил это слово? (для усиления чувств).

- Каких? (восхищения, удивления)

– Почему? (на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)

-Очень красиво вокруг!

- С помощью каких литературных приемов Пастернаку удалось изобразить такую картину?

МЕТАФОРА – лес – чертог

ЭПИТЕТ – сказочный дворец, позолота небывалая.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – просеки, заглядевшиеся в озера.

- С каким настроением прочитаем? (восторженным – ЧИТАЕМ 1 И 2 СТРОФУ.

2. Чтение 3 и 4 строфы.

- Какие красавицы ожидают нас в этом дворце? (липы, березы)

Какие они?( нежные , светлые , божественные) – ЭПИТЕТЫ.

- Не каждый увидитв дереве образ человека, а Б.Л. видит не просто лица, а ЛИКИ.

- Липа ( золотой венец, а сама липа новобрачная)

- Береза в фате прозрачной. Почему? (листья опадают)

- Какое настроение героя стихотворения, увидевшего эти красавиц? (мечтательное, нежное).

(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)

- Кто запомнил, что такое ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ? (земля, скрытая под листвой)

- Как вы это себе представляете? (земли почти не видно, листья все укрыли цветным ковром, но все сокрыто, неприглядно)

- В чем спрятались клены? (во флигелях)

- На что это похоже? (зачитать) ЗОЛОЧЕНЫЕ РАМЫ - эпитет

(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)

ЧИТАЕМ С ЭТИМ ЧУВСТВОМ.

3. Чтение 5-7 строфы.

- Почему, читаем мы дальше, по осенним залам – оврагам нельзя ступить, чтобы об этом не стало известно всем? ( листья шуршат)

-Как поэту удалось передать звуки этой картины? ( ЭПИТЕТ лист древесный, возможно, показывает, что листья стали уже жесткими. Какие-то сучки трещат под ногами, и звуки гулко разносятся по всем залам « сказочного чертога»)

- Какие чувства испытывает автор и тот, кто проходит по этим шуршащим листьям? (задорное, шаловливое)

(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)

- Почему в конце аллей мы слышим эхо? ( когда залы опустеют, то разносится эхо.)

- Может ли это быть предчувствием чего-то? ( приближающейся зимы - чувство пустоты, тревоги)

(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)

-Да и наше путешествие завершается. Время замедляет свой ход, все замирает, застывает. Как это передал поэт? Прочтите.

- Вишневый клей – красивый эпитет, и ЗАРИ ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ – КАК ПОНИМАЕТЕ? – КРАСИВАЯ МЕТАФОРА. А сгустки клея – солнце (СРАВНЕНИЕ).

- Какие возникают чувства) (тревоги, задумчивости)

(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)

ЧИТАЕМ С ТАКИМ ЧУВСТВОМ.

- Можем ли мы до конца определить все мысли и чувства автора? (наверное, нет). Ведь каждый из нас чувствует по-своему. А что чувствовал Б.Л. Пастернак – это тайнопись, шифр, иносказание. (УКАЗАТЬ НА ЦВЕТОВУЮ ТАБЛИЦУ).

4. Заканчиваем чтение 8 строфы.

- Что заметили? ( одинаково начинается и заканчивается). Но в начале – сказочный чертог, а в конце – древний уголок. Все вокруг старое ветхое, древнее. На что похоже? (на музей)

- Никого нет – пустота, а где осталась вся красота? (на страницах каталога), где страницы перелистывает СТУЖА.

- Радость и восхищение начала сменилось другими чувствами. Какими? (грусти, безысходности.

(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)

- Прочитаем именно так. (ЧИТАЕМ)

Чувства, которые вызвало это стихотворение, очень созвучно с настроением самого поэта. Радость и торжество в его жизни были так близки с грустью. И даже, описывая осень, поэт показал нам чувства своей души, пейзаж своей души. В ней и радость и грусть.

5. Чтение стихотворения целиком.

- Смогли ли картины усилить наши чувства от прочитанного?

-Какая картина, по вашему мнению, больше подходит к нашему произведению? (любая – общая идея)

Чтение стихотворения в парах.

- А что нам еще больше могло бы помочь? (музыка) – эксперты музыки.

Чтение стихотворения под музыку.

V. Рефлексия

-Как вы считаете, получилось ли нам передать при чтении чувства, вызванные у нас этим стихотворением?

-Что нам помогло в этом?

1. Средства художественной выразительности (карточки на доске)

2. Картины русских художников

3.Музыкальные произведения

-Что это за чувства? (гладя на цветовую таблицу)

- А какой же главное чувство? (Любовь к родной природе, к родной земле)

VI. Итог урока. Оценивание

-Давайте вернемся в начало урока. У нас был проблемный вопрос: Что такое лирическое стихотворение?

(стихотворение, в котором есть личные, коллективные переживания человека, выражение в них чувств)

-Сумели ли мы достичь целей урока, которые поставили в начале урока?

-Мы попытались понять пейзаж души Пастернака, а свой пейзаж почувствовали?

(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства) – главное чувство. 

- У всех эти чувства могут быть разными? Конечно. Ведь все мы разные.

Что же получилось в общем? (ЛЮБОВЬ – это и есть пейзаж нашей души)

VII. Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение, составить рассказ по картине в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме :"Г .Скребицкий."Осень"

Цели урока:а) образовательные:• учить детей читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его;• расширять читательский кругозор детей;• продолжить формирование навыка выразительного чт...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....

Презентация к уроку по литературному чтению "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Стихи русских поэтов об осени"....

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс

Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...

Конспект урока по литературному чтению А. Екимцев «Осень»( УМК "Школа России") 2 класс

Цель урока: Сформировать представление младших школьников о специфике творчества А. Екимцева на основе стилистического анализа стихотворения «Осень»...