Урок по литературному чтению "Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать слованый запас; развивать память, речь, мышление
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтической произведение;
Метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи, музыки (тема, главная мысль, композиция), К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_pasternak.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению в 4 классе
УМК «Школа России»
Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать слованый запас; развивать память, речь, мышление
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтической произведение;
Метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи, музыки (тема, главная мысль, композиция), К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Ход урока:
- Организационный момент
Минутка чтения.
- Сообщение темы и постановка целей урока
Работа в группах:
В каждой группе есть лист. Дайте определение слову, которое там написано.
Искусство – это….
- Без чего невозможно творить? Вдохновения
- Что является источником вдохновения? Красота природы и др.
- Красота природы во все времена всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.
Послушайте:
Слайд. Музыка: «Классика. Осень»
- Какое настроение вызывает?
- Какому времени года вы бы отнесли эту мелодию? Почему?
Посмотрите:
Слайд. Иллюстрация Виктор Борисов-Мусатов «Осенняя песня»
- Какое время года изображено?
- Какое настроение передает картина?
- С помощью каких выразительных средств?
Мы посмотрели осень в музыке, живописи.
Приведите пример стихотворений о осени, которые вы знаете?
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
-В литературе есть понятие, которое характеризует, когда прямо выражаются только мысли, чувства, настроения, переживания.
- Кто знает, как называется это понятие? Лирика
Лирика – это род литературы, который имеет свои подвиды – жанры.
- Какие жанры лирики вам встречались ранее, знакомы?
Кто может сказать какая тема нашего урока? Лирические стихотворения
Какие цели мы поставим на сегодняшнее занятие?
Будем учиться определять в стихотворении настроение и чувства поэта.
Сравнивать произведения живописи и литературы
Узнать что такое лирическое стихотворение
Сегодня мы с вами постараемся почувствовать красоту осенней природы через лирической стихотворение русского поэта..
- Работа над темой урока
Слайд. Портрет Б.Л. Пастернак.
Разобраться и понять что же такое лирическое стихотворение нам поможет Борис Леонидович Пастернак.
Рассказ учителя о поэте.
В 1890 в Москве в семье Леонида Осиповича и Розалии Исидоровны Пастернак родился будущий поэт Б.Л. Пастернак. В доме часто устраивались музыкальные вечера, на которых бывали знаменитые художники, писатели. С раннего возраста он хорошо рисовал и так же проявлял музыкальную одаренность. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях. Первые стихи Пастернака были напечатаны, когда ему было 23 года.
Многие отмечали его необыкновенную способность передавать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через изображение картин природы.
Борис Леонидович представит нам душу русской золотой осени в стихотворении «Золотая осень».
Словарная работа.
- Живущим в 21 веке, к сожалению, многие слова века минувшего становятся непонятны. А где можно узнать их значение?
ЧЕРТОГ (СКАЗОЧНЫЙ) – большой, пышно убранный дворец (сказочный)
ПРОСЕКА – полоса, узкая дорога, прорубленная в лесу.
ВЕНЕЙ НОВОБРАЧНОЙ – буквально – венок. Но в церкви при венчании над невестой и женихом держали золотые короны – венцы.
ЛИК ( БЕРЕЗЫ) – лицо. По мнению автора, не просто лицо, а лик – как на иконах.
ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ – погрести, скрыть в чем-либо.
-А в чем скрыта осенью земля? ( в листьях)
ФЛИГЕЛЬ – небольшой нежилой домик – пристройка к большому дому.
ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ – желтоватая клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев. Эта смола застывает, растекаясь медленно по стволу.
КАТАЛОГ – список, перечень (картин, музейных экспонатов, собранных в залах).
-Какие разные слова собрал автор?
- Как думаете, для чего? (для передачи чувств)
-Можно себе представить, о чем будет стихотворение?
Слайд. Ссылка на ютуб слушаем.
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
- Что вы представили, когда его слушали?
- Какое настроение оно передает?
- С помощью каких слов?
Слайд. Визуальный ряд и текст.
Давайте посмотрим как с помощью взаимосвязи слов и картин природы можно передать настроение.
VI. Анализ стихотворения
1. Чтение 1 и 2 строфы стихотворения.
- Куда мы попадаем в начале стихотворения? (сказочный чертог)
-А почему он всем открыт для обзора? (всякий, кто хочет, может полюбоваться этой красотой, может пройти по дворцу, он открыт для обзора).
- Что есть в этом дворце? (выставка картин)
- Предствавьте, мы идем по длинному коридору, а там………) залы, залы, залы, залы…..вязов ясеней, осин).
- Зачем аж 4 раза Пастернак повторил это слово? (для усиления чувств).
- Каких? (восхищения, удивления)
– Почему? (на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
-Очень красиво вокруг!
- С помощью каких литературных приемов Пастернаку удалось изобразить такую картину?
МЕТАФОРА – лес – чертог
ЭПИТЕТ – сказочный дворец, позолота небывалая.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – просеки, заглядевшиеся в озера.
- С каким настроением прочитаем? (восторженным – ЧИТАЕМ 1 И 2 СТРОФУ.
2. Чтение 3 и 4 строфы.
- Какие красавицы ожидают нас в этом дворце? (липы, березы)
Какие они?( нежные , светлые , божественные) – ЭПИТЕТЫ.
- Не каждый увидитв дереве образ человека, а Б.Л. видит не просто лица, а ЛИКИ.
- Липа ( золотой венец, а сама липа новобрачная)
- Береза в фате прозрачной. Почему? (листья опадают)
- Какое настроение героя стихотворения, увидевшего эти красавиц? (мечтательное, нежное).
(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
- Кто запомнил, что такое ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ? (земля, скрытая под листвой)
- Как вы это себе представляете? (земли почти не видно, листья все укрыли цветным ковром, но все сокрыто, неприглядно)
- В чем спрятались клены? (во флигелях)
- На что это похоже? (зачитать) ЗОЛОЧЕНЫЕ РАМЫ - эпитет
(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
ЧИТАЕМ С ЭТИМ ЧУВСТВОМ.
3. Чтение 5-7 строфы.
- Почему, читаем мы дальше, по осенним залам – оврагам нельзя ступить, чтобы об этом не стало известно всем? ( листья шуршат)
-Как поэту удалось передать звуки этой картины? ( ЭПИТЕТ лист древесный, возможно, показывает, что листья стали уже жесткими. Какие-то сучки трещат под ногами, и звуки гулко разносятся по всем залам « сказочного чертога»)
- Какие чувства испытывает автор и тот, кто проходит по этим шуршащим листьям? (задорное, шаловливое)
(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
- Почему в конце аллей мы слышим эхо? ( когда залы опустеют, то разносится эхо.)
- Может ли это быть предчувствием чего-то? ( приближающейся зимы - чувство пустоты, тревоги)
(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
-Да и наше путешествие завершается. Время замедляет свой ход, все замирает, застывает. Как это передал поэт? Прочтите.
- Вишневый клей – красивый эпитет, и ЗАРИ ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ – КАК ПОНИМАЕТЕ? – КРАСИВАЯ МЕТАФОРА. А сгустки клея – солнце (СРАВНЕНИЕ).
- Какие возникают чувства) (тревоги, задумчивости)
(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
ЧИТАЕМ С ТАКИМ ЧУВСТВОМ.
- Можем ли мы до конца определить все мысли и чувства автора? (наверное, нет). Ведь каждый из нас чувствует по-своему. А что чувствовал Б.Л. Пастернак – это тайнопись, шифр, иносказание. (УКАЗАТЬ НА ЦВЕТОВУЮ ТАБЛИЦУ).
4. Заканчиваем чтение 8 строфы.
- Что заметили? ( одинаково начинается и заканчивается). Но в начале – сказочный чертог, а в конце – древний уголок. Все вокруг старое ветхое, древнее. На что похоже? (на музей)
- Никого нет – пустота, а где осталась вся красота? (на страницах каталога), где страницы перелистывает СТУЖА.
- Радость и восхищение начала сменилось другими чувствами. Какими? (грусти, безысходности.
(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства)
- Прочитаем именно так. (ЧИТАЕМ)
Чувства, которые вызвало это стихотворение, очень созвучно с настроением самого поэта. Радость и торжество в его жизни были так близки с грустью. И даже, описывая осень, поэт показал нам чувства своей души, пейзаж своей души. В ней и радость и грусть.
5. Чтение стихотворения целиком.
- Смогли ли картины усилить наши чувства от прочитанного?
-Какая картина, по вашему мнению, больше подходит к нашему произведению? (любая – общая идея)
Чтение стихотворения в парах.
- А что нам еще больше могло бы помочь? (музыка) – эксперты музыки.
Чтение стихотворения под музыку.
V. Рефлексия
-Как вы считаете, получилось ли нам передать при чтении чувства, вызванные у нас этим стихотворением?
-Что нам помогло в этом?
1. Средства художественной выразительности (карточки на доске)
2. Картины русских художников
3.Музыкальные произведения
-Что это за чувства? (гладя на цветовую таблицу)
- А какой же главное чувство? (Любовь к родной природе, к родной земле)
VI. Итог урока. Оценивание
-Давайте вернемся в начало урока. У нас был проблемный вопрос: Что такое лирическое стихотворение?
(стихотворение, в котором есть личные, коллективные переживания человека, выражение в них чувств)
-Сумели ли мы достичь целей урока, которые поставили в начале урока?
-Мы попытались понять пейзаж души Пастернака, а свой пейзаж почувствовали?
(на доске цветовыми кружками отмечаем эти чувства) – главное чувство.
- У всех эти чувства могут быть разными? Конечно. Ведь все мы разные.
Что же получилось в общем? (ЛЮБОВЬ – это и есть пейзаж нашей души)
VII. Домашнее задание
Научиться выразительно читать стихотворение, составить рассказ по картине в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"
Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме :"Г .Скребицкий."Осень"
Цели урока:а) образовательные:• учить детей читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его;• расширять читательский кругозор детей;• продолжить формирование навыка выразительного чт...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".
Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....
Презентация к уроку по литературному чтению "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".
Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Стихи русских поэтов об осени"....
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс
Конспект урока по литературному чтению «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,2 класс...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока по литературному чтению А. Екимцев «Осень»( УМК "Школа России") 2 класс
Цель урока: Сформировать представление младших школьников о специфике творчества А. Екимцева на основе стилистического анализа стихотворения «Осень»...