Программа кружка "Читаем быстро"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Читаем быстро» направлено на развитие навыка скорочтения, улучшение зрительной, слуховой памяти и внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem.plan_chitaem_bystro.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Читаем быстро»
для учащихся 3-4 классов
Разработчик программы: Бурдаева Марина Павловна, учитель начальных классов |
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Читаем быстро» составлена на основе авторской программы по скорочтению Экгардт Р.Н., автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем». Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы. Данная программа относится к базовому уровню и имеет социально-педагогическую, направленность.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Читаем быстро» направлено на развитие навыка скорочтения, улучшение зрительной, слуховой памяти и внимания.
Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий. Большой объём информации мы воспринимаем через прочтение книг, журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень важным. Методики скорочтения позволяют повысить не только скорость чтения, но также ускоряют восприятие смысла прочтенного текста.
Цель программы: развивать навыки рационального чтения, повышать скорость чтения и усвоения информации.
Задачи:
- освоение приёмов и методов скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- синхронизация обоих полушарий;
- формирование устойчивого интереса к чтению.
Дополнительная общеобразовательная программа «Читаем быстро» рассчитана для разновозрастных групп учащихся 2-4 классов (8-10 лет), имеющих темп чтения не менее 30 слов в минуту. Реализуется в группе не более восьми учащихся.
Сроки реализации программы - 7 месяцев обучения, 2 часа в неделю, годовая нагрузка составляет 56 часов. Продолжительность занятий 40 минут.
Актуальность. В настоящее время проблема чтения находится в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Навыки чтения – это основа учения, и все учащиеся должны в полной мере владеть ими.
Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно. Многие учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике.
Педагогическая целесообразность.
- Быстрое чтение развивает мышление ребенка во всех его видах и формах.
- Скорочтение улучшает внимание, память, воображение. Хорошая скорость чтения способствует лучшему восприятию материала и его глубокому запоминанию.
- Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения ребенка.
- Скорочтение улучшает дикцию и артикуляцию.
- Плохая техника чтения способна вызвать множество психологических проблем и комплексов у ребенка: медленная скорость чтения часто становится одним из поводов для насмешек сверстников.
- Скорочтение улучшает концентрацию внимания и усидчивость, помогает меньше отвлекаться на уроках.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную, слуховую память и внимание. За счет выполнения разнообразных упражнений расширяется поле зрения, концентрируется внимание, синхронизируется работа обоих полушарий мозга. Предлагаемые кинезиологические упражнения развивают межполушарное воздействие, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Использование кинезиологических упражнений (комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие), является отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия, занятие-игра, викторина, экскурсия в библиотеку.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуально-групповая, парная.
Структура занятия
Данные направления используются на каждом занятии в течение всего периода обучения:
1.Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2.Изучение приёмов и методов скорочтения;
3. Упражнения на развитие памяти, внимания
4. Упражнения на расширение поля зрения
5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предполагаемые результаты:
1. Овладение методами и приёмами скорочтения, увеличение скорости чтения в 2 и более раз;
2. Повышение зрительной и слуховой памяти.
3. Освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания.
4. Улучшение разговорной речи.
5. Применение знаний и умений на практике.
Формы подведения итогов:
Программа включает три основных направления, поэтому надо отслеживать результаты каждого направления:
1. Обучение детей скоростному и осознанному чтению (Приложение 1. Табл.1)
2.Развитие зрительной и слуховой памяти (Приложение 1. Табл.2)
3. Развитие внимания (Приложение 1. Табл.3)
Ежемесячно проводится контроль промежуточных результатов. Данные фиксируются в таблице, что очень удобно для сравнения и для контроля со стороны родителей. Необходимо, чтобы учащийся постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому замеры скорости чтения проводятся на каждом занятии. Учащийся читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”. Ребенок должен видеть свои достижения. Заметный положительный результат можно получить через 10 продуктивных занятий.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
-умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: обучающийся научится:
- управлять своим вниманием
- использовать кинестетические упражнения для достижения высокой умственной работоспособности;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Познавательные УУД: обучающийся научится:
- выделять в тексте главное, основную мысль;
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.
Предметные результаты: обучающийся научится:
-владеть техникой скорочтения;
-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя;
-свободно читать тексты больших объёмов;
-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
-читать с применением эффективных стратегий запоминания.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
- принцип связи обучения с жизнью;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: упражнения, выполнение графических записей.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
- наглядный материал:
- методическая литература: книги, журналы;
- оборудование: проектор, доска, карандаши, ручки, секундомер;
- материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, Струп-тесты,
- наборы для развития слуховой памяти;
-комплекс кинезиологических упражнений, Карточки «Попробуй, повтори!»,
- тренажеры для чтения;
- тетради для записи.
Средства обучения:
- Наглядные дидактические материалы: таблицы, схемы, образцы, видеофрагменты;
- Раздаточные материалы: слоговые таблицы, таблицы Шульте, клиновидные таблицы, рисунки для запоминания, Струп-тесты.
- Материалы для самостоятельной работы: тексты, задания на развитие памяти, внимания.
- Контрольно-измерительные материалы: тексты для замера скорости чтения, тесты, диктанты, корректурные пробы.
- Материалы для педагога: зрительные диктанты по Т.И. Федоренко, игры на развитие словаря, комплекс упражнений, конспекты для занятий.
- Проектор, доска, секундомер.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Давайте познакомимся. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | Входной контроль. Чтение текста на время. | |
2 | Развитие артикуляционного аппарата | 4 | 4 | Конкурс скороговорок | |
3 | Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении Подавление артикуляции | 9 | 2 | 7 | Промежуточный контроль. Чтение текста на время |
4 | Расширение поля зрения таблицы Шульте | 5 | 1 | 4 | Зачёт |
5 | Методы и приёмы скорочтения | 10 | 2 | 8 | Промежуточный контроль. Чтение текста на время |
6 | Улучшение оперативной памяти. Зрительные диктанты И.Т. Федоренко | 5 | 1 | 4 | Контрольный диктант |
7 | Тренировка внимания Упражнения по развитию наблюдательности | 6 | 1 | 5 | Тест «Корректурная проба» |
8 | Развитие зрительной, слуховой памяти | 6 | 2 | 4 | Тест на слуховую память Тест на зрительную память |
9 | Развитие антиципации | 3 | 3 | Зачёт | |
10 | Развитие межполушарного взаимодействия. Синхронизация обоих полушарий. | 5 | 1 | 4 | Проверка качества выполнения упражнений |
11 | Заключительное занятие «По страницам любимых книг» Итоговое занятие. Турнир по скорочтению (1ч) | 2 | 2 | Итоговый контроль. Чтение текста на время. | |
Всего часов | 56 | 10 | 46 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. (1ч)
Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами. Знакомство с коллективом. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Входной контроль. Чтение текста на время.
Раздел 1. Развитие артикуляционного аппарата (4ч)
Тема: Отработка дикции
Практика: Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Чтение слоговых таблиц для речевой разминки.
Раздел 2. Что мешает скорочтению (9ч)
Тема: Избавление от регрессии при чтении
Теория: Как избавиться от возвратного движения глаз
Практика: Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой»
Тема: Подавление артикуляции
Теория: Методика овладения приёмами
Практика: Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и отбивание ритма».
Раздел 3. Расширение поля зрения при чтении (5ч)
Тема: Как можно увеличить площадь читаемого текста?
Теория: Правила работы с таблицами Шульте.
Практика: работа с таблицами Шульте, увеличение «пятна ясного видения». Работа с клиновидными таблицами. Метод «Зеленая точка».
Раздел 4. Методы и приёмы скорочтения (10 ч)
Тема: Как научиться быстро читать?
Теория: Знакомство с приёмами скорочтения
Практика: Отработка приёмов «Полубуковка», «Потерянные буквы», «Арабское чтение», «Молния», «Гонка за лидером», «Чтение по кругу», «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки”, «Хлопок», «Чтение с препятствием», «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с отстукиванием ритма».
Раздел 5. Развитие оперативной памяти (5ч)
Тема: Резервы обучения чтению
Теория: Улучшение оперативной памяти по Зрительным диктантам И.Т. Федоренко
Практика: Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения».
Раздел 6. Тренировка внимания (6ч)
Тема: Свойства внимания
Теория: Приёмы, как развить внимание
Практика: Упражнения по развитию наблюдательности «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз», «Шерлок», «Корректор».
Раздел 7. Развитие памяти (6ч)
Тема: Развитие зрительной памяти
Теория: Виды памяти
Практика: Как развить память? Игра «Найди пару», «Чего нет?», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек»
Тема: Развитие слуховой памяти.
Практика: Приёмы: «Снежный ком», «Помню всё», «Ассоциативные цепочки»
Раздел 8. Развитие антиципации (3ч)
Тема: Антиципация - это предвосхищение, предугадывание.
Практика: Приёмы по развитию антиципации:
«Половинка», «Чтение с препятствиями», «Вставь предлоги», «Доскажи словечко», «Рамки».
Раздел 9. Развитие межполушарного взаимодействия (5ч)
Тема: Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Теория: Что такое кинезиология?
Практика: Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками.
Кинезиологические упражнения. Комплексы 1-4
Итоговое занятие. Турнир по скорочтению (2ч)
Итоговое занятие. Игра-путешествие «В стране литературных героев»
Практика: Итоговый контроль. Чтение текста на время.
3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N п/п N п/п N № п/п | Месяц, число | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 |
| 14.00 -14.40 | Занятие-знакомство | 1 | Вводное занятие. Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | Каб. 201 | Замер скорости чтения |
2 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Как научиться быстро читать? Практика: Отработка приёмов «Полубуковка», «Потерянные буквы», «Арабское чтение», «Молния», «Гонка за лидером». Игра «Озорные буквы» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
3 | 14.00 -14.40 | игра - творчество игра - интеллектуальное развитие | 1 | Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении. Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой» Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
4 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Подавление артикуляции. Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и отбивание ритма». Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
5 | 14.00 -14.40 | соревнование | 1 | Расширение поля зрения. Как можно увеличить площадь читаемого текста? Правила работы с таблицами Шульте, клиновидными таблицами. Метод «Зеленая точка». Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
6 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Развитие оперативной памяти Улучшение оперативной памяти по зрительным диктантам И.Т. Федоренко. Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения». Игры со словами Слова – друзья. Синонимы. | Каб. 201 | Диктант | |
7 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Как научиться быстро читать? Практика: Отработка приёмов «Полубуковка», «Потерянные буквы», «Арабское чтение», «Молния», «Гонка за лидером». Развитие антиципации Игра «Озорные буквы» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
8 | 14.00 -14.40 | игра - творчество | 1 | Тренировка внимания. Свойства внимания. Приёмы, как развить внимание. Упражнения по развитию наблюдательности «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз», «Шерлок», «Корректор». Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Замер скорости чтения Корректурная проба | |
9 | 14.00 -14.40 | соревнование | 1 | Развитие памяти. Развитие зрительной памяти. Виды памяти. Как развить память? Игра «Найди пару», «Чего нет?», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек». Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Замер скорости чтения Тест | |
10 | 14.00 -14.40 | занятие – сказка | 1 | Развитие межполушарного взаимодействия. Что такое кинезиология? Упражнения на синхронизацию обоих полушарий. Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками. Кинезиологические упражнения Комплекс 1. Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Контроль выполнения комплекса | |
11 | 14.00 -14.40 | стихотворно-музыкальное занятие | 1 | Развитие артикуляционного аппарата. Отработка дикции. Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Игры со словами Слова – друзья. Синонимы. | Каб. 201 | Определение лучшего скороговорщика | |
12 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Как научиться быстро читать? Практика: Отработка приёмов «Полубуковка», «Потерянные буквы», «Арабское чтение», «Молния», «Гонка за лидером». Игра «Озорные буквы» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
13 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой» Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
14 | 14.00 -14.40 | стихотворно-музыкальное занятие | 1 | Подавление артикуляции Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и отбивание ритма». Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
15 | 14.00 -14.40 | соревнование | 1 | Расширение поля зрения. Правила работы с таблицами Шульте, увеличение «пятна ясного видения». Работа с клиновидными таблицами. Метод «Зеленая точка». Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Зачёт | |
16 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Развитие оперативной памяти Улучшение оперативной памяти по Зрительным диктантам И.Т. Федоренко. Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения». Игра «Шифровальщики» Игра «Потерялся первый звук» | Каб. 201 | Замер скорости чтения Диктант | |
17 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Практика: Отработка приёмов «Чтение по кругу», «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки” Развитие антиципации Игра «Озорные буквы» Слова - спорщики. Антонимы. | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
18 | 14.00 -14.40 | игра - творчество | 1 | Тренировка внимания. Приёмы, как развить внимание «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз», «Шерлок», «Корректор». Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Корректурная проба | |
19 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Развитие памяти Развитие зрительной памяти Как развить память? Игра «Найди пару», «Чего нет?», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек». Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Тест на зрительную память | |
20 | 14.00 -14.40 | занятие – сказка | 1 | Развитие межполушарного взаимодействия Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками. Кинезиологические упражнения Комплекс 2. Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет»
| Каб. 201 | Контроль за выполнением комплекса упражнений | |
21 | 14.00 -14.40 | стихотворно-музыкальное занятие | 1 | Развитие антиципации Антиципация - это предвосхищение, предугадывание. Приёмы по развитию антиципации: «Половинка», «Чтение с препятствиями», «Вставь предлоги», «Доскажи словечко», «Рамки». Игры со словами Слова – друзья. Синонимы. | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
22 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Практика: Отработка приёмов «Чтение по кругу», «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки” Игра «Озорные буквы» Слова - спорщики. Антонимы. | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
23 | 14.00 -14.40 | игра - творчество | 1 | Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении. Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой». Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
24 | 14.00 -14.40 | стихотворно-музыкальное занятие | 1 | Подавление артикуляции Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и отбивание ритма». Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Определение лучшего скороговорщика | |
25 | 14.00 -14.40 | турнир | 1 | Расширение поля зрения. Правила работы с таблицами Шульте, увеличение «пятна ясного видения». Работа с клиновидными таблицами. Метод «Зеленая точка». Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Зачёт | |
26 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Развитие оперативной памяти Улучшение оперативной памяти по Зрительным диктантам И.Т. Федоренко. Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения». Игры со словами Слова – друзья. Синонимы. | Каб. 201 | Диктант | |
27 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Практика: Отработка приёмов «Чтение по кругу», «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки” Развитие антиципации Игра «Шифровальщики» Игра «Потерялся первый звук» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
28 | 14.00 -14.40 | игра - творчество | 1 | Тренировка внимания. Упражнения по развитию наблюдательности «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз», «Шерлок», «Корректор». Слова - спорщики. Антонимы. Игра «Озорные буквы» | Каб. 201 | Замер скорости чтения Корректурная проба | |
29 | 14.00 -14.40 | соревнование | 1 | Развитие памяти. Развитие зрительной памяти Как развить память? Игра «Найди пару», «Чего нет?», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек». Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Тест | |
30 | 14.00 -14.40 | занятие – сказка | 1 | Развитие межполушарного взаимодействия. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками. Кинезиологические упражнения Комплекс 3. Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Контроль за выполнением комплекса упражнений | |
31 | 14.00 -14.40 | турнир | 1 | Развитие артикуляционного аппарата. Отработка дикции Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
32 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Развитие антиципации Приёмы по развитию антиципации: «Половинка», «Чтение с препятствиями», «Вставь предлоги», «Доскажи словечко», «Рамки». Игра «Озорные буквы» Слова - спорщики. Антонимы. | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
33 | 14.00 -14.40 | стихотворно-музыкальное занятие | 1 | Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении. Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой». Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Тест | |
34 | 14.00 -14.40 | турнир | 1 | Подавление артикуляции Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и отбивание ритма». Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Определение лучшего скороговорщика | |
35 | 14.00 -14.40 | соревнование | 1 | Расширение поля зрения. Работа с таблицами Шульте, клиновидными таблицами, Метод «Зеленая точка». Игры со словами Слова – друзья. Синонимы. | Каб. 201 | Зачёт | |
36 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Развитие оперативной памяти Улучшение оперативной памяти по зрительным диктантам И.Т. Федоренко. Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения». Игра «Шифровальщики» Игра «Потерялся первый звук» | Каб. 201 | Диктант | |
37 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Отработка приёмов. «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки”, «Хлопок», «Чтение с препятствием», «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с отстукиванием ритма». Слова - спорщики. Антонимы. | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
38 | 14.00 -14.40 | турнир | 1 | Тренировка внимания Приёмы, как развить внимание «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз», «Шерлок», «Корректор». Игра «Путаница», Игра «Тарабарщина», | Каб. 201 | Корректурная проба | |
39 | 14.00 -14.40 | соревнование | 1 | Развитие памяти Развитие слуховой памяти. Практика: Приёмы: «Снежный ком», «Помню всё», «Ассоциативные цепочки» Игра «Озорные буквы» | Каб. 201 | Тест на слуховую память | |
40 | 14.00 -14.40 | занятие – сказка | 1 | Развитие межполушарного взаимодействия Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками. Кинезиологические упражнения Комплекс 4. Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Контроль за выполнением комплекса упражнений | |
41 | 14.00 -14.40 | стихотворно-музыкальное занятие | 1 | Развитие артикуляционного аппарата. Отработка дикции Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Определение лучшего скороговорщика | |
42 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Отработка приёмов. «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки”, «Хлопок», «Чтение с препятствием», «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с отстукиванием ритма». Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
43 | 14.00 -14.40 | игра - творчество | 1 | Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой». Игры со словами Слова – друзья. Синонимы. | Каб. 201 | Тест | |
44 | 14.00 -14.40 | стихотворно-музыкальное занятие | 1 | Развитие антиципации Подавление артикуляции Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и отбивание ритма». Игра «Озорные буквы» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
45 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Расширение поля зрения. Расширение поля зрения. Правила работы с таблицами Шульте, увеличение «пятна ясного видения». Работа с клиновидными таблицами. Метод «Зеленая точка». Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Зачёт | |
46 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Отработка приёмов. «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки”, «Хлопок», «Чтение с препятствием», «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с отстукиванием ритма». Развитие антиципации Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
47 | 14.00 -14.40 | игра - творчество | 1 | Тренировка внимания Свойства внимания Приёмы, как развить внимание Упражнения по развитию наблюдательности. «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз», «Шерлок», «Корректор». Игра «Буква заблудилась». Игра «Да и нет» | Каб. 201 | Корректурная проба | |
48 | 14.00 -14.40 | соревнование | 1 | Развитие памяти Развитие слуховой памяти. Практика: Приёмы: «Снежный ком», «Помню всё», «Ассоциативные цепочки» Игры со словами Слова – друзья. Синонимы. | Каб. 201 | Тест на слуховую память | |
49 | 14.00 -14.40 | занятие – сказка | 1 | Развитие межполушарного взаимодействия Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками, «Орехи» Кинезиологические упражнения. Комплексы 1-4. Игра «Шифровальщики» Игра «Потерялся первый звук» | Каб. 201 | Контроль за выполнением комплекса упражнений | |
50 | 14.00 -14.40 | турнир | 1 | Развитие артикуляционного аппарата. Отработка дикции Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Игра «Озорные буквы» | Каб. 201 | Определение лучшего скороговорщика | |
51 | 14.00 -14.40 | игра - познание | 1 | Методы и приёмы скорочтения. Отработка приёмов. «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки”, «Хлопок», «Чтение с препятствием», «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с отстукиванием ритма». Игра «Подскажи словечко» | Каб. 201 | Замер скорости чтения | |
52 | 14.00 -14.40 | игра - творчество | 1 | Развитие памяти. Развитие слуховой памяти. Практика: Приёмы: «Снежный ком», «Помню всё», «Ассоциативные цепочки» Игры «Деда Буквоеда» | Каб. 201 | Тест на слуховую память | |
53 | 14.00 -14.40 | игра - интеллектуальное развитие | 1 | Развитие оперативной памяти Улучшение оперативной памяти по зрительным диктантам И.Т. Федоренко. Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения». | Каб. 201 | Диктант | |
54 | 14.00 -14.40 | викторина | 1 | Развитие антиципации. Викторина «По страницам любимых книг» | Занятие в библиотеке | Определение победителя | |
55 | 14.00 -14.40 | игра-путешествие | 1 | Итоговое занятие. Игра-путешествие «В стране литературных героев» | Занятие в библиотеке | Определение победителя | |
56 | 14.00 -14.40 | турнир | 1 | Итоговое занятие. Турнир по скорочтению | Занятие в библиотеке | Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. https://www.sites.google.com/site/logopeedmuhu/palciki/razvitie-mezpolusarnogo-vzaimodejstvia Кинезиологические упражнения Комплексы 1-4
2.https://infourok.ru/ Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
3. https://www.labirint.ru/books/634109/ Самый эффективный тренажёр по скорочтению.
4. https://www.labirint.ru/books/616357/ Абдулова Г.Ф. Скорочтение для детей
5. https://www.labirint.ru/books/522633/ В. Г. Дмитриева Тренажер по чтению.
6. https://открытыйурок.рф/статьи/532074/Зрительные диктанты
7. https://infourok.ru/Сборник текстов для проверки техники чтения
8. http://magicspeedreading.com/r/00/index.php скорочтение
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова Г.Ф.Самый эффективный тренажёр по скорочтению.-М.:
Издательство АСТ, 2018.
2. Абдулова Г.Ф. Скорочтение для детей. -М.: Издательство АСТ, 2017.
3.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1998.
4.В. Г. Дмитриева Тренажер по чтению. - М.: Т66 АСТ, 2014.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: "Просвещение”, 1991.
6.Мухаматулина Е., Михеева Н.сост. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори» – М.: Издательство «Генезис»,2017
7.Узорова О.В, Нефёдова Е.А. Быстрое обучение чтению – М.: Издательство АСТ, 2016.
8. Экгардт Р.Н. Книга для обучения детей быстрому чтению- г. Челябинск Изд. «Рекпол», 2011г
9.Кинезиологические упражнения. Комплексы 1-4 https://www.sites.google.com/site/logopeedmuhu/palciki/razvitie-mezpolusarnogo-vzaimodejstvia
Приложение 1
Ежемесячно проводится контроль промежуточных результатов. Данные фиксируются в таблице, что очень удобно для сравнения и для контроля со стороны родителей.
Необходимо, чтобы учащийся постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому замеры скорости чтения проводятся на каждом занятии. Учащийся читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”. Ребенок должен видеть свои достижения. Первые результаты через 10 продуктивных занятий. Программа предусматривает домашнее задание.
Обучение детей скоростному и осознанному чтению. Табл.1
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Развитие зрительной и слуховой памяти. Табл.2
Тест №1 (входной) | Тест №2 | Тест №3 | Тест №4 | Тест №5 | Тест №6 | Тест №7 (итоговый) | |
Зрительная память | |||||||
Слуховая память |
Развитие внимания. Табл.3
№1 (входная) | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 (итоговая) | |
Корректурная проба |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Быстрее, выше, сильнее» спортивно-игровая программа
Цель: Помогать обучающемся в формировании внутренней личностной позиции: понимание смысла происходящего, выработке творческого самовоплощения, внутренней свободы....
Спортивно-игровая программа «Быстрее, выше, сильнее»
Цель: Помогать обучающемся в формировании внутренней личностной позиции: понимание смысла происходящего, выработке творческого самовоплощения, внутренней свободы. Задачи: Ø...
программа внеурочной деятельности "Быстрее, выше и сильнее"
Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 2 класса....
Конкурсная программа для мальчиков(3-4 класс),"БЫСТРЕЕ,ВЫШЕ,СИЛЬНЕЕ!", посвящённая 23 февраля.
Спортивная программа для мальчиков начальных классов (3-4 кл),посвящённая 23 февраля. Поздравительные стихи от девочек и конкурсы для мальчиков....
Программа внеурочной деятельности "Быстрый! Смелый! Ловкий!"
Программа по внеурочной деятельностиНаправление: спортивно-оздоровительное«Быстрый! Ловкий! Смелый!»Возраст обучающихся: 9 – 10 летСрок реализации: 1 годПрограмма «Быстрый! Смелый! Ловкий!» представля...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Быстрее.Сильнее.Выше"
Кружок имеет спортивно- оздоровительную напрвленность..Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников...
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС» ( «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ»)
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС» ( «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ»)...