Урок литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

силкина виталина витальевна

урок соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhivaya_shlyapa_2_klass.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема урока: Н.Носов «Живая шляпа»

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух

Тип урока: Решение частных задач

Планируемые  образовательные  результаты        

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; использовать слова-антонимы для их характеристики, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Методы и формы  обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование        : Компьютер, проектор, карточки для работы в группе, в паре.

Ход урока:

  1. Организационный момент        1мин         (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Итак, повернитесь к соседу, Улыбнитесь и передайте друг другу тепло ваших рук.

-Подымите руки кто хочет стать настоящим читателем?

А что для этого надо делать?( ответы детей читать грамотно, выразительно и т.д)

Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат

Разогрев речевого аппарата

Речевая разминка        2мин        (Слайд 2)  

Сова

У совы-совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнём,

Ночью видят всё, как днём!

Неохота, братцы,

Мне с совой встречаться!

- Прочитайте медленно, в полголоса.

- Прочитайте с радостным настроением.

- Прочитайте, чтобы выразить грусть.

-Прочитайте быстрее.

-Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой?( Испытывает чувство страха )

-А когда вам бывает страшно? ( Ответы детей )

- Сегодня мы будем читать рассказ о страхе.

Отгадайте загадку.            Слайд3

Она– лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,    (на доске спрятано Н. Носов  «Живая шляпа»)

Пожелает нам удачи!

-Что это?(Шляпа)                            Слайд 4                                                

(Открыть слово «шляпа»)

-Что такое шляпа?(головной убор)

-Какая часть речи слово шляпа?(Имя существительное)

-Шляпа это одушевленный или неодушевленный предмет?

(Открыть слово «живая»)

-Как вы  понимаете это выражение?( Живая – это значит одушевлённая, может передвигаться )

-Так чего можно испугаться в рассказе?

Целеполагание        2мин        

-Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим  знакомство.

-Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя (работа в паре)

Аг*ия Барт*                     (Вписывать красной пастой) Слайд,5-6        

Чуков*кий К*рней

Михалко* Сергей  - НОСОВ

- Догадайтесь, кто это? (Носов) (Слайд 7)

-Мы продолжаем знакомство с творчеством Н.Носова

(подготовленный ученик:             рассказывает о писателе)

« Взрослым ребёнком» в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Н. Н. Носов стал писать рассказы, когда у него родился сынишка. Отец наблюдал за сыном и интересные случаи из его жизни старался записать. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором,  с иронией.  Дети,  читая его рассказы, от души смеются. Рассказчиком у Н. Н. Носова всегда бывает ребёнок, чаще всего мальчик.

-Какие рассказы Николая Носова вам знакомы? (Слайд 8)

???

 – Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, они самые, зачитанные.

-Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках. Потому что герои рассказов  Носова самые весёлые, самые смешные.

- Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня поработаем над рассказом «Живая шляпа».

Постановка целей урока.2мин        

- Давайте определим цели сегодняшнего урока. (Слайд 9)

Познакомиться… с содержанием рассказа                  (Сначала дети говорят,

потом на слайде )

Будем учиться выразительно читать.…

Учиться определять тему и основную мысль произведения.

Проверка домашнего задания 5мин        

У. – С каким рассказом Носова познакомились на прошлом уроке?

-(Затейники)                                                                  Слайд 10

У.- На сколько смысловых частей разделили текст?  5

У.-«Восстановите последовательность событий» выполняя задание по         группам.                                                (Напечатать на листочке, Карточка 2)

Проверьте себя.  Правильно или  не правильно.

Работают на листочках. Проверяют с помощью СЛАЙДА11 (перепутать план стр.53)

-А 3 часть прочитаем  по ролям.

(Оценить ответы: манеру исполнения, фактические ошибки.)

-Немного отдохнём

Физкультминутка        2 мин                            СЛАЙД 12

Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!

Изучение нового материала        15мин        (Слайд 13)

-Мы продолжаем наш урок.

-А подымите руки, кто хочет  узнать, почему автор назвал шляпу живой?

Сейчас вы услышите этот рассказ.

-В рассказе Н.Носова «Живая шляпа»вам встретятся незнакомые слова

-Слово «комод», -

-Может вам знакомо это слово?

-В толковом словаре  об этом говорится так         СЛАЙД 14

Комод –низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

-А встречались ли вы со словом «кочерга»?

-Лексическое значение этого слово таково:

СЛАЙД15

Кочерга – железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

СЛАЙД 16

Лыжная палка- спортивный инвентарь, используемый лыжниками для равновесия, отталкиваются во время движения на лыжах.

СЛАЙД 17

Трястись от страха-сильно испугаться.

Треснуть – ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

-В тексте встретятся сложные слова для чтения.    

-Давайте потренируемся в чтении этих  слов.      

- Читаем слова по слогам, затем целыми словами.

-Мы знаем, что в русском языке, слова произносятся не так как пишутся, давайте их прочитаем как мы их произносим (чтение слов полностью).

-Но вы должны запомнить правильное написание этих слов и не ошибаться при письме.        

-Итак мы отправляемся в гости к «Живой шляпе».

-Наш текст мы разделим на несколько частей, с каждой частью мы будем работать отдельно.

Читают учитель и хорошо читающие дети. В ходе чтения учитель делает остановки.

Читают 1-ю часть (до слов «увидели возле комода шляпу»).  СЛАЙД 19

– Кто был в комнате?

-Что услышали мальчики позади себя?

-Какой предмет Володя увидел на полу?

-Переходим ко 2 части.            

 Читают 2-ю часть (до слов «Вовка за ним»).                      СЛАЙД 20

– Почему Володя и Вадик решили, что шляпа живая(она двигалась)?

– Мальчики обрадовались или испугались? (испугались)?

– Почему вы так думаете?

-Как вы думаете, смогут ли ребята преодолеть свой страх?

-Продолжим проверять наши предположения.        

Читают 3-ю часть (до слов «Ну, пойди посмотри»).  (Чтение цепочкой одного ряда. Посадить сильных учеников)                      СЛАЙД 21

– Как вы думаете  есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель?  (трястись от страха)

-А почему же мы с вами не испугались?

– Можно ли предположить, что ребята возвратятся в комнату?

-Охарактеризуйте мальчиков.   Какие они были?

-А вы бы не испугались на их месте?

-Молодцы. Перед чтением следующей части дадим нашим глазкам отдохнуть.

Физкультминутка        2мин                Упражнение для глаз.               СЛАЙД 22

-А 4 часть нашего произведения мы прочитаем по ролям.        

Читают 4-ю часть (до слов «шляпа как подскочит кверху»).  (по ролям)

СЛАЙД 23

– Чем вооружились мальчики выходя из кухни?

-Что они собирались сделать?

-Как вы думаете, поможет ли им эта стрельба?

-Об этом мы узнаем в 5 часть, которую вы будете читать самостоятельно.

Читают  5-ю часть

СЛАЙД 24

– Понравился ли вам рассказ? Чем?

-Что за секрет хранила «Живая шляпа»?

-Объясните,почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

-Зачитайте, какими словами он к нему обращается.

-Как же мальчики относятся к животным?

-А вы?

- Случались ли с вами такие необычные истории, когда было страшно, а затем смешно?                    ( ответы детей)

-От чего появляется страх? (от незнания)

– Как можно побороть свой страх?            ( ответы детей)

– Определите (главную мысль рассказа).          ( Нельзя боятся того, чего не знаешь )(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

Обобщение

-В устном народном творчестве очень много пословиц о страхе. Вот некоторые из них:                        СЛАЙД 25

•  Волков бояться – в лес не ходить.

•  Семь раз отмерь – один раз отрежь.

•  У страха глаза велики.

-Какая пословица по вашему мнению подойдет для описания поведения мальчиков.

(Слайд 9)

-А сейчас мы воспроизведём события, которые произошли в рассказе по иллюстрациям.

Выборочное чтение.

– Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

-Найдите в тексте слова, которые описывают иллюстрацию на с. 55. СЛ.26

- Какие эмоции  мальчиков предает художник?

-Найдите в тексте слова, которые описывают иллюстрацию на с. 56. СЛ.27

Объясните выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Задача художника состоит в  том,  чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Определение жанра произведения.

У- К какому жанру относится  произведение, которое мы сегодня изучали?

( Это  рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев.  Рассказывается только один случай из жизни героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?

(Юмористический рассказ.)

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение

Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.                      СЛ.28

Закрепление изученного материала.

        8мин        ?

- Мы  прочитали рассказ .А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы  усвоили  содержание текста.

Игра ”( да нет)

– Расскажи, как всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”. (Дети отвечают на вопросы быстро):                        (У доски 1 учащийся. Оценить)

1.Котёнок Васька сидел на полу? (на полу+)

2. Володя и Вадик видели, как котёнок попал под шляпу? (не видели-)

3. Вадик поднял шляпу? (Володя-)

4. Шляпа подползла к Володе? (к Вадику-)

5. Вадик попал картошкой в шляпу? (в шляпу+)

6. Васька фыркал и жмурился от света? (фыркал и жмурился от света+)

Молодцы!

- А теперь поработаем в группах                            29 СЛАЙД

-А помогут нам в этом шляпы, но не простые, а шляпы Дэ Бонэ.

Проверка

Подведение итогов урока        2мин

        -Наш урок подходит к концу и пришло время подвести итоги урока.

-Мы должны показать чему мы научились и что нового узнали.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился?

-Почему?

- Достигли мы цели, которые поставили в начале урока?              

И вывеси цели . Слайд 30

Рефлексия         2мин        

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось? (Слайд 11)

– Продолжите предложение:

•  Мне было интересно…

•  Мне захотелось…

•  Я узнал, что…         

-А сейчас давайте представим, что наша шляпа из рассказа стала волшебной. Закроем глаза, мысленнон оденем её на голову и загадаем самое заветное желание.

-Что вы загадали?

- Я тоже загадала желание, мне бы очень хотелось, чтобы ребята нашего класса были здоровыми, умными,смелыми, весёлыми,находчивыми. А для этого надо много трудиться. Работать на собой, выполнять д.з.

-А д.з.будет….

Домашнее задание        2мин        (Слайд 15)

Подготовить пересказ по плану с. 59

•         По желанию:

подобрать к прочитанному        

тексту пословицы, загадки;

Дополнительный материал

Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.

- Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)

натаком (комната)

токаршка (картошка)

модко (комод)

зикорна (корзина)

чергако (кочерга)

ватькро (кровать)

ноктёко (котёнок).

А сейчас следующее задание. (Слайд 11)

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (работа в группах) (Слайд 12)

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...