Урок литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
урок соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zhivaya_shlyapa_2_klass.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема урока: Н.Носов «Живая шляпа»
Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения по ролям, умения воспринимать информацию на слух
Тип урока: Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; использовать слова-антонимы для их характеристики, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование : Компьютер, проектор, карточки для работы в группе, в паре.
Ход урока:
- Организационный момент 1мин (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Итак, повернитесь к соседу, Улыбнитесь и передайте друг другу тепло ваших рук.
-Подымите руки кто хочет стать настоящим читателем?
А что для этого надо делать?( ответы детей читать грамотно, выразительно и т.д)
Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат
Разогрев речевого аппарата
Речевая разминка 2мин (Слайд 2)
Сова
У совы-совищи
Круглые глазищи.
В темноте горят огнём,
Ночью видят всё, как днём!
Неохота, братцы,
Мне с совой встречаться!
- Прочитайте медленно, в полголоса.
- Прочитайте с радостным настроением.
- Прочитайте, чтобы выразить грусть.
-Прочитайте быстрее.
-Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой?( Испытывает чувство страха )
-А когда вам бывает страшно? ( Ответы детей )
- Сегодня мы будем читать рассказ о страхе.
Отгадайте загадку. Слайд3
Она– лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет, (на доске спрятано Н. Носов «Живая шляпа»)
Пожелает нам удачи!
-Что это?(Шляпа) Слайд 4
(Открыть слово «шляпа»)
-Что такое шляпа?(головной убор)
-Какая часть речи слово шляпа?(Имя существительное)
-Шляпа это одушевленный или неодушевленный предмет?
(Открыть слово «живая»)
-Как вы понимаете это выражение?( Живая – это значит одушевлённая, может передвигаться )
-Так чего можно испугаться в рассказе?
Целеполагание 2мин
-Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство.
-Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя (работа в паре)
Аг*ия Барт* (Вписывать красной пастой) Слайд,5-6
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей - НОСОВ
- Догадайтесь, кто это? (Носов) (Слайд 7)
-Мы продолжаем знакомство с творчеством Н.Носова
(подготовленный ученик: рассказывает о писателе)
« Взрослым ребёнком» в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Н. Н. Носов стал писать рассказы, когда у него родился сынишка. Отец наблюдал за сыном и интересные случаи из его жизни старался записать. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Рассказчиком у Н. Н. Носова всегда бывает ребёнок, чаще всего мальчик.
-Какие рассказы Николая Носова вам знакомы? (Слайд 8)
???
– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, они самые, зачитанные.
-Как вы думаете, почему?
– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках. Потому что герои рассказов Носова самые весёлые, самые смешные.
- Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня поработаем над рассказом «Живая шляпа».
Постановка целей урока.2мин
- Давайте определим цели сегодняшнего урока. (Слайд 9)
Познакомиться… с содержанием рассказа (Сначала дети говорят,
потом на слайде )
Будем учиться выразительно читать.…
Учиться определять тему и основную мысль произведения.
Проверка домашнего задания 5мин
У. – С каким рассказом Носова познакомились на прошлом уроке?
-(Затейники) Слайд 10
У.- На сколько смысловых частей разделили текст? 5
У.-«Восстановите последовательность событий» выполняя задание по группам. (Напечатать на листочке, Карточка 2)
Проверьте себя. Правильно или не правильно.
Работают на листочках. Проверяют с помощью СЛАЙДА11 (перепутать план стр.53)
-А 3 часть прочитаем по ролям.
(Оценить ответы: манеру исполнения, фактические ошибки.)
-Немного отдохнём
Физкультминутка 2 мин СЛАЙД 12
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!
Изучение нового материала 15мин (Слайд 13)
-Мы продолжаем наш урок.
-А подымите руки, кто хочет узнать, почему автор назвал шляпу живой?
Сейчас вы услышите этот рассказ.
-В рассказе Н.Носова «Живая шляпа»вам встретятся незнакомые слова
-Слово «комод», -
-Может вам знакомо это слово?
-В толковом словаре об этом говорится так СЛАЙД 14
Комод –низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
-А встречались ли вы со словом «кочерга»?
-Лексическое значение этого слово таково:
СЛАЙД15
Кочерга – железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
СЛАЙД 16
Лыжная палка- спортивный инвентарь, используемый лыжниками для равновесия, отталкиваются во время движения на лыжах.
СЛАЙД 17
Трястись от страха-сильно испугаться.
Треснуть – ударить.
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
-В тексте встретятся сложные слова для чтения.
-Давайте потренируемся в чтении этих слов.
- Читаем слова по слогам, затем целыми словами.
-Мы знаем, что в русском языке, слова произносятся не так как пишутся, давайте их прочитаем как мы их произносим (чтение слов полностью).
-Но вы должны запомнить правильное написание этих слов и не ошибаться при письме.
-Итак мы отправляемся в гости к «Живой шляпе».
-Наш текст мы разделим на несколько частей, с каждой частью мы будем работать отдельно.
Читают учитель и хорошо читающие дети. В ходе чтения учитель делает остановки.
Читают 1-ю часть (до слов «увидели возле комода шляпу»). СЛАЙД 19
– Кто был в комнате?
-Что услышали мальчики позади себя?
-Какой предмет Володя увидел на полу?
-Переходим ко 2 части.
Читают 2-ю часть (до слов «Вовка за ним»). СЛАЙД 20
– Почему Володя и Вадик решили, что шляпа живая(она двигалась)?
– Мальчики обрадовались или испугались? (испугались)?
– Почему вы так думаете?
-Как вы думаете, смогут ли ребята преодолеть свой страх?
-Продолжим проверять наши предположения.
Читают 3-ю часть (до слов «Ну, пойди посмотри»). (Чтение цепочкой одного ряда. Посадить сильных учеников) СЛАЙД 21
– Как вы думаете есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель? (трястись от страха)
-А почему же мы с вами не испугались?
– Можно ли предположить, что ребята возвратятся в комнату?
-Охарактеризуйте мальчиков. Какие они были?
-А вы бы не испугались на их месте?
-Молодцы. Перед чтением следующей части дадим нашим глазкам отдохнуть.
Физкультминутка 2мин Упражнение для глаз. СЛАЙД 22
-А 4 часть нашего произведения мы прочитаем по ролям.
Читают 4-ю часть (до слов «шляпа как подскочит кверху»). (по ролям)
СЛАЙД 23
– Чем вооружились мальчики выходя из кухни?
-Что они собирались сделать?
-Как вы думаете, поможет ли им эта стрельба?
-Об этом мы узнаем в 5 часть, которую вы будете читать самостоятельно.
Читают 5-ю часть
СЛАЙД 24
– Понравился ли вам рассказ? Чем?
-Что за секрет хранила «Живая шляпа»?
-Объясните,почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?
-Зачитайте, какими словами он к нему обращается.
-Как же мальчики относятся к животным?
-А вы?
- Случались ли с вами такие необычные истории, когда было страшно, а затем смешно? ( ответы детей)
-От чего появляется страх? (от незнания)
– Как можно побороть свой страх? ( ответы детей)
– Определите (главную мысль рассказа). ( Нельзя боятся того, чего не знаешь )(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
Обобщение
-В устном народном творчестве очень много пословиц о страхе. Вот некоторые из них: СЛАЙД 25
• Волков бояться – в лес не ходить.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
• У страха глаза велики.
-Какая пословица по вашему мнению подойдет для описания поведения мальчиков.
(Слайд 9)
-А сейчас мы воспроизведём события, которые произошли в рассказе по иллюстрациям.
Выборочное чтение.
– Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?
-Найдите в тексте слова, которые описывают иллюстрацию на с. 55. СЛ.26
- Какие эмоции мальчиков предает художник?
-Найдите в тексте слова, которые описывают иллюстрацию на с. 56. СЛ.27
Объясните выражение «тряслись от страха»(боялись).
– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?
Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.
Определение жанра произведения.
У- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали?
( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?
(Юмористический рассказ.)
-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение
Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. СЛ.28
Закрепление изученного материала.
8мин ?
- Мы прочитали рассказ .А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы усвоили содержание текста.
Игра ”( да нет)
– Расскажи, как всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”. (Дети отвечают на вопросы быстро): (У доски 1 учащийся. Оценить)
1.Котёнок Васька сидел на полу? (на полу+)
2. Володя и Вадик видели, как котёнок попал под шляпу? (не видели-)
3. Вадик поднял шляпу? (Володя-)
4. Шляпа подползла к Володе? (к Вадику-)
5. Вадик попал картошкой в шляпу? (в шляпу+)
6. Васька фыркал и жмурился от света? (фыркал и жмурился от света+)
Молодцы!
- А теперь поработаем в группах 29 СЛАЙД
-А помогут нам в этом шляпы, но не простые, а шляпы Дэ Бонэ.
Проверка
Подведение итогов урока 2мин
-Наш урок подходит к концу и пришло время подвести итоги урока.
-Мы должны показать чему мы научились и что нового узнали.
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился?
-Почему?
- Достигли мы цели, которые поставили в начале урока?
И вывеси цели . Слайд 30
Рефлексия 2мин
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось? (Слайд 11)
– Продолжите предложение:
• Мне было интересно…
• Мне захотелось…
• Я узнал, что…
-А сейчас давайте представим, что наша шляпа из рассказа стала волшебной. Закроем глаза, мысленнон оденем её на голову и загадаем самое заветное желание.
-Что вы загадали?
- Я тоже загадала желание, мне бы очень хотелось, чтобы ребята нашего класса были здоровыми, умными,смелыми, весёлыми,находчивыми. А для этого надо много трудиться. Работать на собой, выполнять д.з.
-А д.з.будет….
Домашнее задание 2мин (Слайд 15)
Подготовить пересказ по плану с. 59
• По желанию:
подобрать к прочитанному
тексту пословицы, загадки;
Дополнительный материал
Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.
- Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)
натаком (комната)
токаршка (картошка)
модко (комод)
зикорна (корзина)
чергако (кочерга)
ватькро (кровать)
ноктёко (котёнок).
А сейчас следующее задание. (Слайд 11)
– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (работа в группах) (Слайд 12)
К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....