А. Блок. Стихотворение "Сны". Выразительное чтение лирического произведения.
методическая разработка по чтению (3 класс)
Перед вами методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса (УМК "Школа России") по произведению А. Блока "Сны". В ней я представила работу с лирическим произведением на уроке, направленную на понимание прочитанного и выразительностью чтения стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.А. Блок. Стихотворение "Сны". | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения, 3 класс (УМК «Школа России)
Тема: А. А. Блок «Сны». Выразительное чтение лирических произведений.
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Цель урока: Создание условий для развития навыка выразительного чтения лирических произведений.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с произведением А. А. Блока «Сны»; формировать умение сопоставлять эмоциональную окрашенность разных строф произведения, умение определять настроение рассказчика, выражать своё мнение о прочитанном, выделять средства художественной выразительности; расширять словарный запас учащихся и их читательский кругозор.
- Развивающие: развивать способность к эстетической восприимчивости к красоте художественного слова, внимание к слову в контексте литературного произведения; умение выделять главную мысль в тексте; умение сравнивать, обобщать, анализировать; действия контроля и оценки обучающихся.
- Воспитательные: воспитывать коммуникативные умения, интерес к литературе как виду искусства.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
| Формирование общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, этических чувств. |
Оборудование: ноутбук, проектор, портрет поэта, раздаточный материал.
Форма работы: фронтальная, работа в парах.
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационное начало | |
Учитель приветствует учащихся, создает положительный настрой на работу, проверяет готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Актуализация необходимых знаний | |
Учитель выявляет знания учащихся о поэзии, поэтах, поэтессах. - Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Поэтическая тетрадь». Слайд №1. С какой формой художественной речи связано название тетради? - Что такое поэзия? - Как называют авторов поэтических произведений? - Назовите поэтов, чьи произведения вы читали? | Учащиеся объясняют, что такое поэзия, как называют авторов поэтических произведений, называют поэтов, чьи произведения они читали. |
Мотивация познавательной деятельности | |
Учитель предлагает учащимся составить сообщение о поэте, организует работу по формулированию учебной задачи урока и составлению плана её решения. - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением известного русского поэта А.А. Блока. Слайд №2. Посмотрите на его портрет. Каким человеком вы его себе представляете? Когда знакомишься с произведениями писателя или поэта очень хочется узнать что-либо о его жизни, пути в литературу. Вы согласны со мной? И я предлагаю вам выступить в роли исследователей и подготовить краткое сообщение об А.А. Блоке. У вас на партах лежат листы с заданиями для сегодняшнего урока. Какое задание вам понадобится? Слайд №3. На доске вопросы. Как подготовить сообщение? Как не потерять найденные ответы? Кто может объяснить, как нужно выполнить задание? Работу будем выполнять в парах. Как вы думаете, каким должно получиться ваше сообщение? Выстраивание критериев оценивания работы. Проверяем работу пары… Самооценка пары. Оценивание работы пары классом согласно выбранным критериям. Что вы уже знали о жизни и творчестве А.А. Блока? Что было новым? Что вам больше всего запомнилось? О произведении А.А. Блока, с которым мы будем сегодня знакомиться, я скажу загадочной фразой: «Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не съесть. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, а нет милее его на свете». Что это? Откройте учебники. О каком произведении идёт речь? Почему вы так решили? Постановка учебной задачи и определение плана её решения. Слайды №4, 5. | Учащиеся работают над составлением сообщения об А.А. Блоке, оценивают свою работу и работу других учащихся, коллективно формулируют учебную задачу и составляют план её решения. Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся отвечают, аргументируют свои ответы. Учащиеся выбирают задание, объясняя свой выбор. Учащиеся формулируют задачу и пути её решения. Учащиеся повторяют правило работы в паре. Учащиеся выполняют работу в паре, оценивают свою работу и работу одноклассников согласно выбранным критериям. Учащиеся отгадывают загадку, объясняют отгадку, находят произведение в учебнике. Учащиеся формулируют учебную задачу и составляют план её решения. |
Организация познавательной деятельности | |
Учитель организует работу над произведением, его жанровыми особенностями. Первичное чтение стихотворения учителем. -Вам понравилось произведение? Чем? От чьего имени ведётся повествование? В тексте стихотворения есть устаревшие слова, которые в современном языке мы не употребляем, но без понимания значений этих слов работа над произведением будет затруднена. Слайд №6. Что мы должны сделать? Положите перед собой лист с заданием. С каким заданием мы будем работать? Прочитайте слова. Рассмотрите таблицу. Что вы видите? Кто может объяснить, как нужно выполнить задание. Работу выполняем в парах. Проверяем работу пары… Самооценка пары. Оценивание работы пары классом согласно выбранным критериям. Самостоятельное чтение произведения с карандашом. - Отметьте отрывок, где говорится о том, что снится мальчику. Какие картины видит мальчик? - Отсюда мы можем сделать вывод, какие сказки рассказывала няня своему воспитаннику? Физминутка (Приём оживления, потягивание, попадаем в сон рассказчика). Конник, Царевна, Сражение, Сноп лучей, Пробуждение царевны. - Внезапное пробуждение. Последнее четверостишие. - Как вы думаете, кто говорит слова «Я тебя люблю»? Работа над выразительным чтением произведения - Закройте глаза и попытайтесь увидеть картину, которую создал автор. - Что вы увидели? - Если бы вы были композиторами, какую мелодию вы бы выбрали для этого произведения? Будет ли она одинаковой для всех строф? - Согласны ли вы с тем, что музыкальность и выразительность прочтения оживляют стихотворение? Чтение каждой строфы. Обращаем внимание на знаки препинания, средства художественной выразительности, выбор темпа прочтения. Чтение стихотворения несколькими учащимися. Самооценка. Оценка чтения ученика одноклассниками. | Учащиеся делятся своими впечатлениями. Учащиеся определяют решение поставленной задачи. Учащиеся определяют задачу и определяют алгоритм её решения. Учащиеся выполняют работу в паре, оценивают свою работу и работу одноклассников согласно выбранным критериям. Учащиеся выполняют чтение с обсуждением. Предположения детей. Учащиеся предполагают, что это могут быть слова няни, обращенные к своему воспитаннику, а могут быть и слова мальчика, которые он адресует своей няне. Учащиеся описывают картины, которые они увидели в своём воображении. Учащиеся выбирают спокойную, напоминающую колыбельную, музыку, высказывают предположение, что она будет разной в зависимости от строфы. - Через выразительное чтение передаются те чувства, которые поэт вложил в своё стихотворение. |
Подведение итогов. Рефлексия. Оценка работы. | |
- Какое настроение у вас в конце урока? - Что нового вы открыли для себя? - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни? - Какой этап урока, вид работы вам больше всего понравился? | Высказывания учащихся. |
Приложение
Задание №1
Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Отец был юристом, а мать – писательницей и переводчицей. Детство и юность Блока прошли в семье матери в Петербурге.
С детства он мечтал стать актёром, участвовал в постановке спектаклей домашнего театра. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет.
В пять лет начал писать стихи, с помощью мамы создавал книжечки стихов. Первое стихотворение Блока, как начинающего поэта, было напечатано в 1903 году.
Задание 2
Лампадка, внемлю, дрёмные покровы, покров
Дремота – полусон, состояние при котором хочется спать и невольно закрываются глаза. | |
Небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой. | |
Слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием. | |
Верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь |
Библиография
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.Ф. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
- Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Н.А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с. (Школа России).
- Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М: Вентана – Граф, 2005. – 128 с.
- Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – 256с. – (Современная школа).
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 736 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...
Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения поэтических произведений у обучающихся второго класса
Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий ...
НПК Изобразительно-выразительные средства лирических произведений
Работы учащихся...
Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»
Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...
Работа над изобразительно - выразительными средствами языка лирических произведений
Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям б...