Технологическая карта урока литературного чтения Ю.Коваль "Три сойки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
В файле представлена разработанная технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_yu.koval_tri_soyki.docx | 14.3 КБ |
tri_soyki.docx | 26.69 КБ |
tri_soyki.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Тема урока: Ю. Коваль «Три сойки».
Цель урока: Сформировать представления младших школьников о понятии контраст на основе анализа рассказа Юрия Коваля «Три сойки»
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: понимают значение литературоведческих знаний в собственной жизни.
Метапредметные: овладеют умениями определять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.
Предметные: Освоить понятие контраст; наблюдать противоположные картины в произведении.
Строить рассуждения.
Личностно-формулирующая направленность: Формирование и развитие таких качеств, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
- Способствовать полноценному восприятию рассказа Юрия Коваля «Три сойки».
- Сформировать представление младших школьников об индивидуальности создания контраста в рассказе, в частности с помощью приёма звукописи.
- Развивать систему читательских умений находить в тексте звукопись, контраст.
- Способствовать воспитанию таких качеств личности как любовь к природе, созерцание.
Тип и вид урока: комбинированный урок.
Учебно-методический комплекс урока:
Источники информации: учебник «Литературное чтение» 2 класс «Перспективная начальная школы», автор Чуракова Н.А., 2 часть.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Дидактическое сопровождение урока: рабочая тетрадь к учебнику.
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
№ | Технология проведения | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1 | Организационный момент. Цели: - проверка готовности обучающихся; - создание мотивации к учебной деятельности; - включение в работу на личностно-значимом уровне. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Приветствие -Ребята, кто не готов к уроку? У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. У кого всё в порядке, тихо садитесь. | Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя. Садятся за парты. | Регулятивные: Умение включаться в учебную работу Коммуникативные: Умение воспринимать и понимать речь учителя. |
2 | Проверка домашнего задания | -Дома вы должны были выразительно читать стихотворение Леонида Яхнина «Музыка леса» (опрос 5-7 человек) | Выразительно читают стихотворение | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. | |
3 | Знакомство, изучение нового материала | 3.1. Подготовка к первичному восприятию. Цели: - создать в классе нужную эмоциональную атмосферу -настроить на восприятие конкретного произведения. | Речевая разминка - Посмотрите и прочитайте стихотворение со слайда с разным ритмом и эмоциями (слайд 1). В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел. Трава блестит, В небе радуга стоит. - Теперь прочитайте хором, выделяя звук «р». - Ребята, а вы были в лесу? Что интересного вы там увидели? Что вам запомнилось? - Осенний лес отличается от леса в другие времена года? Чем? - Каких птиц мы с вами можем услышать в лесу? - Посмотрите на изображения птиц (слайд 2). Какие из этих птиц вам знакомы? - Все эти птицы – жители леса. Вы слышали, как они поют? Какие у них голоса? - Прочитайте загадку и отгадайте ещё одного жителя леса, о котором пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке (слайд 3). Синих крылышек красу Разглядеть нельзя в лесу, По сучкам порхает бойко С резким хриплым криком ... (Сойка) - Молодцы, ребята! Верно справились с заданием! (слайд 4, появляется изображение сойки). - А вы слышали, как поёт сойка? - Познакомиться с этой птичкой поближе и представить, как она поёт, нам поможет писатель Юрий Иосифович Коваль. - Мы впервые встречаемся с этим писателем. Его портрет вы видите на слайде (слайд 5). Это детский писатель и сценарист многих детский мультфильмов. - Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется «Три сойки». - Как вы думаете, о чём этот рассказ? - Давайте скорее прочитаем его и узнаем, о чём нам хотел рассказать автор. - Открываем наши учебники на стр. 106. Я буду читать, а вы внимательно слушаете и следите за мной. | Читают стишок медленно, быстро, грустно, весело и т.д. Читают хором. Ответы учеников. В лесу очень тихо, слышно пение птиц. Да. Осенью деревья приобретают особенный цвет, они как будто в золоте. Дятел, соловей, иволга , кукушка и т.д. Отгадывают загадку Слушают учителя Описание соек или интересный случай, связанный с этими птицами. Открывают учебники на стр.106 | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества Регулятивные: целеполагание |
3.2. Первичное восприятие. Цель: -знакомство с текстом изучаемого произведения. | Когда в лесу кричит сойка — мне кажется, что огромная еловая шишка
| Слушают рассказ в прочтении учителя. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других | ||
3.3. проверка первичного восприятия. Цели: -проверить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; -внести коррективы в дальнейший ход урока | - Вам понравился рассказ Юрия Иосифовича Коваля? Что вам особенно запомнилось? - Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ именно так? - С каким настроение нужно читать этот рассказ? Почему? | Ответы учеников. | Познавательные: умение находить ответ на вопрос. | ||
3.4. постановка учебной задачи. Цель: -выявление места и причины затруднения восприятия текста; -мотивирование на повторную читательскую и аналитическую деятельность | - Как вы понимаете значения выражения «драть горло»? - Проследите и скажите, с помощью каких звуков автор передал нам голос соек? | Громко кричать | |||
3.5. вторичное восприятие текста. Цель: -определение стилевых и содержательных доминант рассказа | - Давайте прочитаем его ещё раз самостоятельно, по цепочке. | Читают рассказ по цепочке. | |||
3.6. анализ. Цель: -сформировать субъективное представление школьников о произведении, приблизить их к пониманию авторской идеи. | - Ребята, от чьего имени ведётся повествование? Кто нам рассказал эту историю? - Какова тема произведения? - Найдите и прочитайте в тексте строчки, в которых Юрий Иосифович Коваль описывает эту птицу. - Как вы считаете, эта птичка красивая? - А теперь давайте с вами найдём и прочитаем строчки, в которых автор описывает голос соек. - Внешность соек соответствует их голосу? Автор считает их голос красивым? С чем он его сравнивает? - Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает песню соек. - Как птицы произносят слово сентябрь? - Есть противоречие? Какие ещё противоречия из жизни вы можете назвать? - Приём, при котором одно противоположено другому, называется КОНТРАСТ. - Откройте учебники на стр. 108 и давайте все вместе ещё раз прочитаем это определение. - Итак, давайте теперь ещё раз найдём в произведение контраст и как его описывает автор. | Автор. Рассказ о трёх сойках. Ищут нужные строки и зачитывают. Да. Ищут нужные строки и зачитывают. Нет. Он сравнивает голос соек со скрипом граблей. «…голос ,как у граблей- скрип да скрип» ; «орали ,орали, драли горло». Слово красивое по звучанию, но сойки произносят его грубо. Да. Соль и сахар, белый и чёрный, добро и зло, и т.д. Слушают учителя. Читают определение хором. Ответы учащихся. | Коммуникативные: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. | ||
3.7. Обобщение. Цель: -интерпретация произведения с учетом авторской позиции; -подведение итогов анализа. | - Перечислите слова, которые автор расшифровал в пении соек (записывают на доске). - Ещё раз обратите внимание, с помощью каких звуков автор передаёт нам звук голоса соек. Работа в рабочей тетради на стр. 18 - Как вы думаете, автор понял, о чём говорят птицы? - Вам понравилось, как он расшифровал разговор птиц? - Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь животных? - А вы хотите послушать, как на самом деле поют сойки? - Тогда сядьте поудобнее и закройте глазки. Представьте, что вы находитесь в лесу. И может вам тоже удастся разгадать, о чём говорят сойки в лесу. - Кто-нибудь смог разгадать, о чём говорят наши сойки? | Дозреет, догреет, тринтябрь. Зр, гр, тр. Выполняют задания в рабочей тетради Ответы учеников. Воображением, любовью к природе, фантазией, наблюдательностью и т.д. Прослушивают аудиозапись с голосом соек. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: высказывание предположения; построение речевых высказываний в устной форме. | ||
4 | Итог урока. Рефлексия. Цель: -самооценка результатов деятельности. | - Наш урок подходит к концу. С каким настроением вы его заканчиваете? - На уроке хорошо работали…(выставление оценок). | Ответы учеников. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей | |
5 | Домашнее задание | 1) Выразительное чтение рассказа. 2) Нарисовать пейзаж по мотивам рассказа. 3) Найти рассказы, в которых используется приём контраста. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синих крылышек красу Разглядеть нельзя в лесу, По сучкам порхает бойко С резким хриплым криком…
Юрий Иосифович Коваль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения Юрий Коваль «Три сойки» (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа Ю. Коваля «Три сойки»: умения ориенти...