Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»
классный час по чтению (4 класс)
Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Мари-Турекский муниципальный район"
МБОУ "Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа им.Н. П. Венценосцева"
Тема: Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»
(Программа «Гармония», автор О.В. Кубасова)
Открытый урок литературного чтения
4 класс
Работа учителя начальных классов
Аксеновой Валентины Аркадьевны
с. Мари-Билямор
2018г
Тема: Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине» (Программа «Гармония», автор О.В. Кубасова)
Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел 10. «Когда, зачем и почему?» Познавательная литература, урок 92.
3. Тип урока: Открытие нового знания.
4. Цель: Ознакомление учащихся с понятием Родина на основе произведения Ю.Я. Яковлева «О нашей Родине».
5. Задачи:
* учить анализировать литературное произведение, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания;
* воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине.
6. Ожидаемый результат: умение демонстрировать понимание прочитанного произведения, отвечая на вопросы по содержанию; умение задавать вопросы по прочитанному тексту.
7. Метапредметные результаты.
Регулятивные: умение удерживать цель деятельности до получения её результата; умение формулировать тему урока и ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.
Познавательные: поиск и выделение информации в тексте; преобразование объекта из чувственной формы в графическую (кластер); осознанное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение задавать вопросы по содержанию текста; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты: соотносить себя с родным селом, государством; проявлять уважение и интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; оценивать свою учебную деятельность.
8. На уроке применяется технология продуктивного чтения.
9. Методы, способы и приёмы: подводящий к теме диалог, фронтальная, групповая и парная работа, приём составления кластера, приём «Пометки на полях», приём «Кубик Блума», приём «Задай вопрос».
Оборудование: Аудио запись "О, моя Россия"( муз. и сл. А. Стихарёвой),презентация PowerPoint., видеофильм "Чудо-мастерица"
Ход урока
- Организационный момент.
Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок.
- Актуализация знаний.
- Ребята, прослушайте музыкальное произведение и определите, о чём пойдёт речь в этом произведении?
( Говорится о России, о природе нашей страны, о том какая она красивая)
- Что такое Россия для нас с вами? Это наша страна, государство.
- Как по-другому можно назвать нашу страну? Родина, Отечество, Отчизна
- Подберите однокоренные слова к слову Родина. Род, родной, родимый, родственник.
Что у них общее? - Корень-род. Что они близкие,
родные
- Подберите однокоренное слово к слову Отечество. отец
- Как мы назовём слова Родина, Отечество, Отчизна? Слова синонимы
3. Формулирование темы урока.
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока (Мы сегодня будем говорить о нашей Родине)
(Тема урока будет звучать «О нашей Родине»)
- Попробуем поставить учебную задачу на урок. С какой целью мы будем рассматривать тему о Родине? (Выяснить, что такое Родина)
- Давайте вспомним, что вы знаете по данной теме. Поработайте в паре, сообщите друг другу, что вы знаете о Родине. Используйте знания по окружающему миру. Обменяйтесь информацией.
- А сейчас повернитесь к соседям и обменяйтесь информацией в группе, договоритесь и расскажите, что вы знаете о своей Родине.
- Это самая большая страна на планете Земля. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
- Двенадцать морей трех океанов омывают берега России. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра.
- Наша страна очень богатая. Она богата лесом, нефтью, газом, углем и другими полезными ископаемыми.
- А еще наша страна богата памятниками архитектуры.
В России много красивых сел, деревень, городов, храмов, церквей.
- Богата Россия своей природой: лесами, реками, озерами. В лесах много растений, животных, а в водоемах – рыбы.
- Не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. В России живут много людей разных национальностей. Это русские, украинцы, белорусы, татары, черкесы, якуты, ненцы, мордва, калмыки и др. У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Но все они проживают на территории одной страны в мире и согласии.
- Открытие нового знания
- Сегодня мы с вами будем читать эссе. О том, что такое эссе прочитайте сноску снизу после текста. Выделите главные слова, которые помогут вам запомнить, что такое эссе. (словарная работа).
(Небольшое произведение, в котором выражаются впечатления и раздумья автора.)
- Перед вами произведение. Прочитайте про себя название произведения. О чём оно должно быть?
- прочитайте самостоятельно
- Понравился рассказ?
- Написал это произведение замечательный писатель Яковлев Юрий Яковлевич.
Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным.
Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик с коньками» и многих других.
- Кто такой сценарист? (Сценарист-автор сценария для кинофильма, мультфильма, спектакля, компьютерной игры. Сценарист занимается тем, что прописывает, что актеры будут говорить, в каких условиях, что в это время будут делать )
Вернемся к теме урока,
Сейчас вам предстоит выяснить, верны ли ваши предположения о том, что такое Родина?
- Внимательно изучите текст, карандашом оставляйте пометки на поля.
v “- «знал»- этим значком пометьте те фрагменты текста, которые вам были известны.
«+» - «узнал новое» - а этим значком пометьте фрагменты, о которых узнали из текста.
- Обобщить ответы детей, подвести итог по этой части урока.
- Давайте вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы, что такое Родина?
-Малая родина -место, где вы родились, растете, учитесь, где живут ваши родители. Великая наша Родина — Россия состоит из таких сёл, деревень, городов.
Перечитывание текста
Чтение текста хорошо читающими детьми.
Обсуждение после чтения
-. Как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении? А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.( Любить Родину, значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник, и страдать, когда ей тяжело. И главное - беречь Родину, беречь как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на неё с оружием. Не давать в обиду всем, кто думает только о себе и забывает, о Родине).
- С чем сравнивается в этом эссе Родина? Как вы думаете почему?
Родина – мать своего народа, она гордится……..
- Каково отношение автора к Родине? Мы любим Родину
- Сейчас вы поработаете в группах. Каждой группе предстоит составить вопрос по тексту для других групп. Вам нужно перечитать текст и выделить то, о чём хотите спросить.
Приём «Кубик Блума». Начало вопросов написано на гранях кубика: «Почему...», «Объясни...», «Предложи...», «Придумай...», «Поделись...», «Назови».
- Подвести итог по данной работе.
Ответ
Назови главный город Марий Эл.
Почему малая родина всегда в памяти человека, где бы он ни жил? (У каждого она одна , как мама.)
Объясни, что , значит, родина начинается на пороге твоего дома? (1-й абзац)
Предложи, как каждый из нас может помочь нашей Родине. (Заботиться о родителях, значит, быть заботливым, оказывать посильную помощь другим – быть милосердным, читать хорошие книги – быть умным, заботиться о своем здоровье, вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться)
Поделись своими впечатлениями о природе нашего края.
Придумай своё эссе на тему «Моя Родина».
- Я тоже хочу вам задать вопрос. Скажите, за какие дела своего народа может гордиться Родина? (За подвиги, открытия, изобретения)
- Вы знаете таких знаменитых людей?
- Я вас познакомлю с некоторыми известными личностями, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны.
Само название «Россия» официально закрепил за нашей Родиной Петр I, основав империю со столицей в Петербурге. С этого времени начался один из самых замечательных периодов в истории Отчизны. Так возникла Великая Россия – одно из сильнейших государств того времени. Зарождением его славы и мощи мы обязаны именно Петру I.
- Александр Невский — русский князь, в 1240 году разбил шведов на реке Ижоре, впадающей в реку Неву. За что и получил прозвище Невский, а в 1242 году одержал победу над немецкими рыцарями, тем самым обезопасил западные границы Руси.
- Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный русский учёный: философ, поэт, историк.
- Георгий Константинович Жуков, маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, в Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец.
- Юрий Алексеевич Гагарин — советский лётчик — космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 года.
- Но как говорят — большое начинается с малого. Поэтому мы прежде всего должны знать известных людей своего села, района. Вы знаете таких людей?
Сообщения детей о знаменитых людях нашего села
- Герои Советского Союза Иван Ильич Марьин. За время войны совершил 793 боевых вылета, два раза был ранен в воздухе. Уничтожил 8 складов с боеприпасами, 2 железнодорожных моста, 9 самолетов, много орудий, автомашин. После войны окончил военную академию, служил на Дальнем Востоке, на Украине. Полковник. Награжден орденами и медалями.
- Вячеслав Николаевич Ардашев- доктор медицинских наук, профессор, который долго время работал заместителем начальника военного госпиталя имени Бурденко. А его сын сегодня – ведущий нейрохирург России.
- Ершов Василий Григорьевич- начальник отдела городского дизайна и
ландшафтной архитектуры, главный художник г. Йошкар-Олы.
- Иван Иванович Меркушев-Герой Советского Союза, родился в деревне Верхняя Сенда. Хотел стать полеводом, окончил Нартасский сельхозтехникум, но началась война. Во время войны был командир минометной роты. За проявленное мужество ему присвоили это высокое звание.
- Зинаида Николаевна Маякова – 28 лет проработала дояркой на молочно-товарной ферме колхоза «Путь Ленина». За добросовестный труд Зинаиду Николаевну наградили медалью, затем орденом «Знак Почета». Имя ее заносили на районную Доску почета, дважды принимала участие на совещании животноводов в городе Йошкар-Оле. Вырастила и воспитала 5 детей. Все они работают в родном колхозе. Сейчас Зинаида Николаевна на заслуженном отдыхе.
- Фоминых Сергей Федорович - журналист районной газеты «Знамя», поэт. Первый сборник стихов и рассказов»Тени прошлого был опубликован в 2003году.Вторая книга »От часовни до Божья храма вышла в свет в 2011г.
Рефлексия
- А теперь подведём итог нашей деятельности на уроке. Составим кластер.
- Обратимся к теме урока. (О нашей Родине)
- У каждого человека есть какая родина? (малая и страна).
- Что отнесём к малой родине? (дом, село, улица, мама, папа).
- С кем автор сравнивает Родину? (с матерью).
- Что говорит автор о нашей Родине?(огромная, бескрайняя, прекрасная).
Домашнее задание: Напиши свое эссе на тему: "Моя малая Родина"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия – наша Родина.
Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...
Россия - наша Родина
Беседа...
Урок "Наша Родина-Россия"
Цель урока - познакомить учащихся с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине».
Цели: познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе.Задачи: учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и гра...
Ю. Яковлев. О нашей родине.
Презентация по литературному чтению. 4 класс....
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
Конспект урока по литературному чтению....
Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".
Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:· воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...