Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чередниченко Юлия Николаевна

Цели:  познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе.

Задачи: учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения; воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Родина» 2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине».

Цели:  познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе.

Задачи: учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения; воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине.

Литература: 1) О.В. Кубасова, Любимые страницы (учебник литературного чтения 4 кл. часть 4) Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. (УМК «Гармония»);

Оборудование: листочки с текстами литературных произведений для каждого уч-ся, таблицы «ЗХУ» на листочках для пары уч-ся, тетради по чтению, компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ВЫЗОВ

1. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение Е. Серова «Мой дом»

У меня есть родной
Удивительный дом.
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок -
Голубой – голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.

 - О каком доме идёт речь в стихотворении? (о Земле) Как вы догадались? Что мы называем домом? Как вы понимаете строки: Хорошо, что я в доме
                                           Живу не один.

2 слайд

- Но мы живём не просто на Земле, но и в стране. Как она называется? Как ещё мы называем нашу страну? (Родина)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

2. Работа с таблицей «ЗХУ»

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

- Что мы представляем, когда произносим слово Родина?  Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё что вспомните в 1 столбик.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Рассказ об авторе. 

- А как выражают своё отношение к Родине писатели и поэты? Что для них Родина? Сегодня мы это выясним. И первым автором, с произведением которого мы сегодня познакомимся, будет Ю. Яковлев. Прочитайте самостоятельно информацию о нём.

3 слайд

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик  с коньками» и многих других.

- Что интересного для себя узнали?

4 слайд

 - Кто из вас смотрел эти м\ф. Кто главные герои? Понравились они вам? Чем?

- Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать автор этого м/ф?

- Верите ли Вы что у Яковлева есть статья о Родине?

- Давайте вспомним, что такое «статья» (1.Сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике – толковый словарь русского языка Ушакова; Общие отличительные признаки статьи: осмысление и анализ значительного явления - БЭС)

5 слайд

2. Работа с текстом.

- Как вы думаете, чем статья отличается от худ. произведения? (Учитель подводит итог после ответов детей – по щелчку появляется определение худ. произведения)

(Продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника – Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру)

 6 слайд

- Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» (стр. 13) и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком  «+». (По щелчку появляется инструкция)

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

- Сравните текст  с тем, как вы заполнили таблицу.  Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.

- Как вы думаете, почему это произведение назвали статьёй?

- Что является «значительным явлением» в данной статье? Какова её основная мысль?

- О какой Родине идёт речь?

- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

(г. Данков)

7 слайд

Что вам особенно дорого в нашем городе?

Составление схемы на основе текста (на экране и в тетрадях по чтению)

8 слайд

- А что такое “великая Родина”?

- Как по-другому  автор называет великую Родину?

- Как Родина относится  к своему народу?

Дополнение  схемы на основе текста.

Запишите в 3 столбик таблицы «ЗХУ», что ещё нового вы узнали для себя о Родине?

3. Работа с дополнительным материалом.

9 слайд

- Как вы думаете, можно ли написать о Родине в другом литературном жанре? Каком? Чем описания будут различаться?

- А. Прокофьев написал немало прекрасных произведений. Посмотрите на его портрет.

- Вот как представляет себе Родину поэт А. Прокофьев.

Выразительно читает ученик, тексты у всех на партах.

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и  дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

- Что для автора Родина? Как он описывает её в своём произведении? Чем это стихотворение отличается от статьи?

- Можно ли сказать, каково отношение автора к Родине? Прочитайте строки, которые доказывают это.

- Как вы понимаете строчки: Где, когда настанет непогода,         
                                                Весь народ выходит, как гроза!
- Какие эпитеты мы можем добавить в нашу схему на основе этого произведения?

10 слайд

- Но Родину можно не только описывать, хвалить, её можно и воспевать. Как вы понимаете это слово? Именно «гимн отчей земле» вдохновенно пропел в стихотворении «Русь» И.Никитин. (Знакомство с биографией)

11 слайд

- Познакомимся с отрывком из произведения «Русь».

Учащиеся читают самостоятельно.

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра – земля
Колебалася,

И зловещий дым
От сгоревших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань, -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям,
Из далеких стран,
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

- Похоже ли стихотворение на песню? Чем? Как нужно читать его? Что вам особенно запомнилось?

- С кем воевала Русь? Подтвердите словами из текста.

- Каких героев – русских воинов вы знаете? Какими чертами характера они обладали?

12 слайд

Александр Невский

(1220 или 1221—1263), князь новгородский в 1236—1251, тверской в 1247—52, великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. Канонизирован Русской православной церковью.

Дмитрий Донской

(1350—1389), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын великого князя Ивана II Красного. При нём в 1367 построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооружённую борьбу русского народа против Золотой Орды; руководил разгромом ордынцев в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант; был прозван Донским. Канонизирован Русской православной церковью.

- Какими словами автор называет Русь в последних строчках?

- Какое чувство вы испытали, когда читали это произведение?

- Какие эпитеты можете подобрать вы на основе этого произведения?

13 слайд

- Добавьте в 3 столбик таблицы «ЗХУ» информацию, которая была для вас новой.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с различными произведениями о Родине и убедились в том, что каждый человек по-своему выражает любовь к своей Родине.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.

14 слайд

Чтение уч-ся синквейнов, записанных в тетрадь по чтению.

15 слайд

Родина

Бескрайняя, великая.

Заботится, оберегает, придаёт силы.

Где родился – там и пригодился.

Мать.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

16 слайд

Напишите сочинение – рассуждение на тему «Моя малая Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме: "Нет ничего краше, чем Родина наша"

В ходе мероприятия ребята путешествуют от Москвы до малой Родины, знакомятся с символами.Направлено оно на воспитание любви к Родине, чувства патриотизма и гордости за свою Родину....

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Ю. Яковлев. О нашей родине.

Презентация по литературному чтению. 4 класс....

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Конспект урока по литературному чтению....

Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и ...

Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".

Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:·       воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ЗПР) на тему «Леса и луга нашей Родины».

Сейчас, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповт...