Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок разработан согласно требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_esenin_babushkiny_skazki.docx | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 класс
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
УМК «Школа России»
Учитель: Силкина Виталина Витальевна
Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
Учить анализировать поэтическое произведение
Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие:
Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
Развитие познавательной активности
Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные:
Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
Воспитывать любовь к русской поэзии
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
5. Необходимое техническое оборудование
Мультимедийная установка, ПК учителя
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название использу-емых технологий | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | Организационный момент | Мотивирует учащихся на деятельность Сегодня у вас на уроке много гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. | Готовятся к уроку, настраиваются | 1 мин | |
2 | Речевая разминка | Начнем урок с речевой разминки.
Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой. И.З.Суриков - Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали? - А вот почему именно отрывок из этого стихотворения я взяла для разминки, вы узнаете чуть позже. | Читают хором Логические ударения («Детство») | 3 мин | |
3 | Проверка д з | Выставка работ | Ваш речевой аппарат готов к работе, мы можем приступить к проверке дз. Что выполняли дома? Прочитайте наизусть отрывки в парах. Какие пожелания? | Отвечают. Читают наизусть. | 3 мин |
4 | Актуализа- ция знаний | Фронталь-ная работа | Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта.Послушайте стихотворение и вы узнаете, какого. (Слайд)В этом имени — слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь-рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты... Только скажут — «Сергей Есенин», Всей России встают черты... Посмотрите на портрет Есенина. Что вы можете о нем сказать? Есенин – поэт Руси.. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт. | Называют ФИО поэта: Сергей Есенин Молодой, красивый, умный, у него серьезные глаза, мечтательный, задумчивый, добрый | 2 мин |
5 | Формулирование учениками темы и задач урока | Фронталь-ная работа | Нам осталось определить произведение, которое мы будем изучать.Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ.О ком с такой нежностью вспоминает Есенин?Назовите иллюстрации одним словом.Подберите к существительному бабушка однокоренное прилагательное и образуйте словосочетание.Сформулируйте тему урока.Зная тему, поставьте задачи урока | Бабушка Сказки С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Познакомиться со стихотворением Сергея Есенина “Бабушкины сказки”, Учиться правильно, выразительно читать. | 2 мин |
6. | Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия | Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении артиста С. Безрукова. Организует проверку первичного восприятия стихотворения: Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? О ком? - Откройте учебники на странице 72 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей Есениным? (Кудрявый мальчик.) | Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают Стихотворение о детях, бабушка рассказывает сказки Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут за собой санки; Деревенская изба внутри, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки. | 3 мин | |
7 | Физминутка | У Есенина много стихотворений о природе, о временах года. Давайте с вами перенесемся в лес и представим, что мы деревья. Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растём, йога | Выполняют упражнения | 1 мин | |
8 | Чтение и анализ стихотворе ния | Приём стилисти- ческого эксперимен-та | Чтение по логическим частям. Комментарии. 1-4 5- зовет Сказки- спать? И-говори. Прочитайте стихотворение про себя. Понятно ли вам лексическое значение всех слов?(называют) Проверка: Уточним значения некоторых слов: Задворки, разухабистый, опостылели, салазки (толковый) Синонимы гурьба, бредем, загалдели ( чтение и замена) шагаем, заговорили, толпа Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему Прочитайте стихотворение. КАкя часть речи наиболее часто встречается? Определите тип текста? Определите тему. С каким чувством поэт вспоминает детские годы? Основную мысль. Какие вопросы из биографии Сергея Есенина хотелось бы узнать? | комментарии Дети читают и отмечают непонятные слова. Работа со словарём Работают в группах и парах. Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. Всё своё детство провёл Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка | 5 мин |
8 | Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина | Чтение биографии. | Задайте вопросы друг другу так, чтобы было понятно содержание текста. 1 ученик (Слайд) Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. 2 ученик. (Слайд) Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами. Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери). 3 ученик. (Слайд) "Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.» Учитель Можно без преувеличений сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории, совершая подвиги. Став взрослым поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой. | Читают. Задают вопросы. | |
9 | Выразительное чтение стихотворе-ния (1 этап – подготовка) | Тренировоч-ное чтение Индивиду-альная Работа на ИД | а) Самостоятельное чтение первой строфы. - Подумайте над тем, как меняется настроение, тон и темп стихотворения. - Прочитайте первое четверостишие вслух. Какие слова хочется выделить голосом? Подчеркните их (логические ударения). б) Чтение следующей строфы. - Как меняются настроение, тон, темп стихотворения? - Какие сказки про Иванушку– дурачка вы знаете? (Русская народная сказка «Царевна – лягушка», Ершов «Конёк – Горбунок и др.). - Какую картину вы себе представляете? - Прочитайте четверостишие ещё раз, выделяя голосом слова (логическое ударение). в) Чтение следующего четверостишия. - Как теперь меняется настроение? - Прочитайте четверостишие. - Любил ли С.А. Есенин сказки? - Подчеркните главные, важные слова. - Выразительно прочитайте четверостишие вслух. г) Самостоятельное чтение четвертого четверостишия. - Как меняется настроение? - Расставьте логические ударения. - Прочитайте четверостишие вслух д) Самостоятельное чтение пятого четверостишия. | Учащиеся работают с текстом стихотворения, подчёркивают логические ударения. 1-2 строки –веселье; 3-4 строки – усталость. Усталость сменяется успокоенностью, желанием слушать бабушкины сказки. Разочарование, возмущение | 7 мин |
10 | Выразитель- ное чтение (2 этап самостоя-тельное) | Работа в парах | Самостоятельное выразительное чтение стихотворения. Алгоритм. На каком этапе мы остановились? Выразительное чтение. Работа в парах Чье чтение рекомендуете послушать?
| Чтение в парах Взаимопроверка. 1ученик выразительно читает вслух | 4 мин |
11 | Сравнение стихотворений С. Есенина «Бабушкины сказки» и И. Сурикова «Детство». | Работа в парах | Есть еще один поэт, который запомнил на всю жизнь бабушкины сказки . Это Иван Суриков. Сравните эти стихотворения. | 6 мин | |
13 | Домашнее задание. | Уровневая дифференциация | 1 уровень – выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки». | 2 мин | |
15 | Итог урока | Учитель: Поэзия Есенина всегда вдохновляла композиторов на создание музыкальных произведений. Сейчас я предлагаю вам послушать песню «Бабушкины сказки» на слова С. Есенина в исполнении детского хора. | 2 мин | ||
Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы. | Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”, Учились правильно, выразительно читать | ||||
16 | Рефлексия работы на уроке | Оцените свою работу на уроке - Мне понравилось … - Я научился … - Я сегодня работал … Кого из одноклассников вы сегодня можете похвалить? | Оценивают свою работу на уроке.☺ - Мне понравилось … - - Я научился … - Я сегодня работал … Оценивают работу одноклассников на уроке. | 2 мин | |
17 | Заключительное слово учителем о Есенине. | Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России. И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны перед его смертью, когда ему было 30 лет «До свиданья, друг мой, до свиданья… Милый мой, ты у меня в груди, Предначертанное расставание Обещает встречу впереди» Спасибо за работу на уроке! | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....