Технологическая карта. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах поэта
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока литературного чтения для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_i.a._bunin_listopad._kartina_oseni_v_stihah_poeta.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Антипова А.А.
Тема урока: «. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах поэта.»
Класс: 4 «А»
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина;
Задачи урока:
Дидактические:
- активировать знание учащихся, необходимых для изучения нового материала
- сформировать познавательные мотивы
Развивающие:
- учить выделять существенные признаки в изученном материале
- способствовать развитию речи, памяти, внимания учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, расширять коммуникативные способности детей, закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф -фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организация начала занятия | Проверить готовность к уроку. Создать благоприятный эмоциональный настрой. | Беседа | Проверка готовности класса к уроку. | Подготовка рабочих мест к уроку. | ф | - | - | - | Мобилизуют силы и энергию; осуществляют учебное сотрудничество – слушать и слышать других. | Уметь слушать и анализировать ответы |
2.Актуализация знаний | Создать условия для воспроизведения знаний, необходимых для построения нового знания | Беседа, Наглядный | Загадка на тему урока | Отгадывают загадку Отвечают на вопросы | ф | - | Взаимопроверка | Формирование умения отвечать на вопросы | Развивать умение быстро мыслить и четко отвечать на вопросы | Развитие памяти и анализа прошлых знаний |
3.Целеполагание. Выход на тему, цель, учебную задачу | Определить тему урока и поставить цели | Беседа. Практический метод | Задаю вопросы. Читаю отрывок из поэмы «Листопад»
| Слушают, отвечают на вопросы | Ф | Презентация | Комментирование | Формирование умения определять задачи и цели урока | Развивать умение слушать друг друга Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование позновательной цели; поиск и выделение необходимой информации. . | Развитие коммуникативных качеств личности |
4.Ознакомление с новым материалом | Ознакомит с новым материалом, развит логическое мышление с помощью алгоритма выполнения задания | Беседа Практический метод | Работа над темой урок «Слово о поэте». Чтение стихотворения Поверка восприятия стихотворения | Слушают, высказывают своё мнение о чём данное стихотворение | ф | Учебник, презентация | Комментирование | Учить выстраивает алгоритм решения | Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность. -обобщать и классифицировать по признакам | Умение акцентировать внимание на мелочах |
5. Закрепление новых знаний | Закрепить усвоенный материал | Беседа, практический и наглядный | Работа в группах. Повторение понятий (эпитете, сравнение, олицетворение) Знакомство с понятие «Аллитерация» Физкультминутка Работа с репродукцией картины И. Остроухов «Золотая осень» 1886 г. Чтение стихотворения. работа над выразительностью | Работают в группах, повторяют пройденное, знакомятся с новым понятием. Работают с картиной. Вспоминают критерии выразительности, читают стихотворение, оцениваю чтение друг друга | Ф, Г | Презентация | Комментирование, Взаимопроверка | Формирование умения анализировать и решать поставленные задачи | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации | Уметь учитывать мнение других |
6. Подведение итогов занятия | Выявит степень усвоения материала | Беседа | Работа в парах. Составление синквейна на тему осени | Повторяют прошедший материал. | Ф, П | - | Комментирование | Умение оценивать работу на уроке | Формировать способность к самооценке своих действий, поступков | |
7. Рефлексия | подвести детей к самостоятельному анализу своей работы на уроке | Беседа | Вопросы. | Отвечают на вопросы | Ф | - | Самоконтроль, само оценивание | Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач |
Приложение
Загадка
В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это…(Листопад)
- Ребята, скажите, что же значит слово «Листопад»?
- Попробуйте разделить это слово на два, из каких слов оно образовано?
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Назовите 5 прилагательных, которые ассоциируются у вас с осенью?
- Почему листья падают? (Недостаток солнечного света. Такое вещество как Хлорофилл разрушается, в листе не производится новый строительный материал и жизненные процессы растения затухают).
- Ребята, посмотрите в окно, ведите у нас свами уже наступил ноябрь, все листья опали, деревья стоят голые и даже уже начал появляется первый снег. Но сегодня я предлагаю нам с вами ненадолго вернутся в «Золотую осень», а поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин.
- Скажите кто вспомнит, мы уже знакомились с творчеством этого писателя? Попробуйте вспомнить, что именно мы с вами изучали?
Работа над темой урока
Краткая биография
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем.
Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.
В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И. А. Бунина.
Первичное знакомство со стихотворением
Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина.
Чтение стихотворения учителем под композицию «Шопен — Осенний вальс»
Проверка восприятия стихотворения:
– Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какое время года описывает поэт? Докажите.
- Какие чувства вызвало стихотворение?
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися
Первичная проверка понимания
- Прочитайте стихотворение про себя и скажите, что напомнил осенний лес Бунину.
- Смотрите, с какой легкостью автор предает атмосферу осени и её краски? Что помогает ему в этом?
(с помощью художественных средств)
- Какими художественными средствами пользуется Бунин в своём стихотворении? (эпитетами, сравнением, олицетворением)
- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.
Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.
- Поработаем в группах.
1 группа - ищут эпитеты,
2 группа - сравнения.
3 группа –олицетворения
Проверка
- Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема
- А какие эпитеты использует для этого автор?
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор?
(Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.
(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).
Знакомство учащихся с понятием «Аллитерация»
Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.
- Какие звуки повторяются?
- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).
- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ" (учащиеся записывают новое определение в тетрадь)
- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листовою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
Работа с репродукцией картины И. Остроухов «Золотая осень» 1886 г.
Рассмотрите картину, какие чувства вам навеивает атмосфера на ней?
- Какие краски на ней преобладают?
- Что изобразил художник? Совпали ли «осень» Бунина и краски Остроухова?
Первичное закрепление. Работа над выразительностью чтения
-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно?
- А теперь давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
1. Темп чтения.
(Что вы понимаете под темпом чтения?)
2.Тон чтения.
(Чем темп чтения отличается от тона?)
3. Логические ударения.
(Для чего нужны логические ударения?)
4. Паузы.
(Где мы должны делать паузы?)
Работа в парах.
Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.
Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.)
Составьте Синквейн на тему осени (Объяснение учащимся задания)
Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма
Подведение итогов
- О чём мы сегодня говорили?
- Творчество какого писателя изучали?
- Какие средства художественной выразительности вспомнили, с каким познакомились?
Рефлексия
(Ученикам раздаются листочки в форме лист клёна.)
- Напишите на листочках с чем у вас ассоциируется осень
На ватман, где нарисован ствол дерева и ветки крепятся листочки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Картина-натюрморт"
Технологическая карта урока для третьего класса по изобразительному искусству по программе "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...
Технологическая карта к уроку «Изобразительное искусство. Картина-пейзаж», 3 класс
Программа под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 3 класс...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина
Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....
Технологическая карта урока ИЗО по теме "Картина-портрет"
Технологическая карта урока ИЗО по теме "Картина-портрет", УМК "Школа России", 3 класс...
Презентация к уроку И.А. Бунин "Листопад". Картина осени в стихах поэта" для 4 класса
Презентация для урока чтения по теме: И.А. Бунин "Листопад. Картина осени в стихах поэта" 4 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Проверочная работа по стихам " Э. Успенский и Б.Заходер(2 класс, УМК "Школа России").
план-конспект урока по чтению (2 класс)...