Рабочая программа по родной литературе (чтение) 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
МО Иволгинский район
МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/____________/ Протокол № ___ от «____» ____________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Сужинская СОШ ___________/Жамсаранова Н.А./ «____» ______________20___г.
| «Утверждено» Директор МОУ Сужинская СОШ _____________/Жапова Т.Ц./ Приказ №___от «___»______20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
______________________________________________
Уровень образования (класс)
___________________________________________________________________________
Количество часов ____________________
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
_________________________________________________________________________
с. Сужа
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ)
Рабочая программа по родной литературе (лит.чтение) для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
· Программа «Литературное чтение». Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
· Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
· Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ
Курс родной литературы (лит.чтение) направлен на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретении опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,дружбе, равде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной
· культуре народов многонациональной России и других стран.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно - нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям .Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках родной литературы (лит. чтение) формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс родной литературы (лит. чтение) пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Место предмета в учебном плане:
Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего
34 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ) 4 КЛАСС.
№ п/п | Раздел программы 4 класс |
Всего часов |
Содержание |
1 |
Летописи, былины, сказания, жития
|
2 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
2 |
Чудесный мир классики |
6 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использованиеинтонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения,иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
3 |
Поэтическая тетрадь
|
3 | Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
4 |
Сказки русских писателей |
4 | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.
|
5 |
Делу время – потехе час |
2 | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. |
6 |
Страна далёкого детства |
4 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. |
7 | Природа и мы
| 4 | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
8 |
Родина |
4 | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). |
9 | Страна «Фантазия»
|
1 . | Различение жанровпроизведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
10 |
Литература зарубежных стран |
4 | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы (раздела) | По плану | По факту | Примечания |
1. | Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 06.09 |
|
|
2. | «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения. | 13.09 |
|
|
3 | Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк- Горбунок» | 20.09 |
|
|
4 | Реальные и фантастические события в сказке Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 27.09 |
|
|
5 | А. Пушкин «Сказка о мертвойцаревне и о семи богатырях» | 04.10 |
|
|
6 | М. Ю. Лермонтов.Олицетворение —прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 11.10 |
|
|
7 | «Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки и отношение к ним. | 18.10 |
|
|
8 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 25.10 |
|
|
9 | Тоска по родине икрасоте роднойприроды в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 15.11 |
|
|
10 | Картина сельскогобыта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 22.11 |
|
|
11 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 29.11 |
|
|
12 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности героев сказки. | 06.12 |
|
|
13 | Главная мысль в "Сказке о жабе и розе" | 13.12 |
|
|
14 | Народные волшебные сказки исказки литературные. С. Т. Аксаков«Аленький цветочек» | 20.12 |
|
|
15 | Обобщение по разделу "Литературные сказки" | 27.12 |
|
|
16 | В. Ю. Драгунский«Главные реки».Средства создания комического эффекта | 17.01 |
|
|
17 | Обобщение по разделу "Делу время - потехе час". | 24.01 |
|
|
18 | Вн.чт. Творчество Н.Н.Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Взаимоотношения детей и взрослых. | 31.01 |
|
|
19 | Вн.чт. М.М.Зощенко "Елка". | 07.02 |
|
|
20 | Вн.чт. Т.Янссон "В волшебной долине". В.Я. Брюсов "Детская". | 14.02 |
|
|
21 | М.И.Цветаева "Наши царства". | 21.02 |
|
|
22 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш". | 28.02 |
|
|
23 | Характеристика главных героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка". | 06.03 |
|
|
24 | Тема природы в рассказе В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | 13.03 |
|
|
25 | Обобщение по разделу "Природа и мы". | 20.03 |
|
|
26 | Вн.чт. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б.Кедрин "Бабье лето". | 03.04 |
|
|
27 | Иносказательный смысл произведения С.А.Есенин "Лебедушка". | 10.04 |
|
|
28 | Вн.чт. С.Алексеева о жизни на Руси. С.Д.Дрожжин "Родине". | 17.04 |
|
|
29 | Обобщение по разделу "Родина". | 24.04 |
|
|
30 | Обобщающий урок по теме "Страна фантазия" | 01.05 |
|
|
31 | Вн.Чт. Творчество Г.Х.Андерсена. Персонажи сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка" | 08.05 |
|
|
32 | Вн.чт. Братья Гримм "Метелица". Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка". | 15.05 |
|
|
33 | Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Библейские сказания. С.Лагерлеф "Святая ночь". | 22.05 |
|
|
34 | Вн.чт. Самые интересные книги-КВН. Характер и поступки героев в произведении С.Лагерлефа "В Назарете". | 29.05 |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МО Иволгинский район
МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________/____________/ Протокол № ___ от «____» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Сужинская СОШ ___________/Жамсаранова Н.А./ «____» ______________20___г. | «Утверждено» Директор МОУ Сужинская СОШ _____________/Жапова Т.Ц./ Приказ №___от «___»______20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
______________________________________________
Уровень образования (класс)
___________________________________________________________________________
Количество часов ____________________
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
_________________________________________________________________________
с. Сужа
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ)
Рабочая программа по родной литературе (лит. чтение) для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Программа «Литературное чтение». Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ Сужинская СОШ)
- Положение о рабочей программе педагога МОУ Сужинская СОШ
Курс родной литературы (лит.чтение) направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретении опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, равде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной
- культуре народов многонациональной России и других стран.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно - нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям . Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках родной литературы (лит. чтение) формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс родной литературы (лит. чтение) пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Место предмета в учебном плане:
Тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего
34 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЛИТ. ЧТЕНИЕ) 4 КЛАСС.
№ п/п | Раздел программы 4 класс | Всего часов | Содержание |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 2 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
2 | Чудесный мир классики | 6 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
3 | Поэтическая тетрадь | 3 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
4 | Сказки русских писателей | 4 | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
5 | Делу время – потехе час | 2 | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. |
6 | Страна далёкого детства | 4 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. |
7 | Природа и мы | 4 | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
8 | Родина | 4 | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). |
9 | Страна «Фантазия» | 1 . | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
10 | Литература зарубежных стран | 4 | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы (раздела) | По плану | По факту | Примечания |
Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 06.09 | |||
«Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы. Анализ произведения. | 13.09 | |||
3 | Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. «Конёк- Горбунок» | 20.09 | ||
4 | Реальные и фантастические события в сказке Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 27.09 | ||
5 | А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 04.10 | ||
6 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение — прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | 11.10 | ||
7 | «Ашик-Кериб». Характеристика героев сказки и отношение к ним. | 18.10 | ||
8 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 25.10 | ||
9 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 15.11 | ||
10 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 22.11 | ||
11 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | 29.11 | ||
12 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности героев сказки. | 06.12 | ||
13 | Главная мысль в "Сказке о жабе и розе" | 13.12 | ||
14 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 20.12 | ||
15 | Обобщение по разделу "Литературные сказки" | 27.12 | ||
16 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта | 17.01 | ||
17 | Обобщение по разделу "Делу время - потехе час". | 24.01 | ||
18 | Вн.чт. Творчество Н.Н.Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". Взаимоотношения детей и взрослых. | 31.01 | ||
19 | Вн.чт. М.М.Зощенко "Елка". | 07.02 | ||
20 | Вн.чт. Т.Янссон "В волшебной долине". В.Я. Брюсов "Детская". | 14.02 | ||
21 | М.И.Цветаева "Наши царства". | 21.02 | ||
22 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приемыш". | 28.02 | ||
23 | Характеристика главных героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка". | 06.03 | ||
24 | Тема природы в рассказе В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". | 13.03 | ||
25 | Обобщение по разделу "Природа и мы". | 20.03 | ||
26 | Вн.чт. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б.Кедрин "Бабье лето". | 03.04 | ||
27 | Иносказательный смысл произведения С.А.Есенин "Лебедушка". | 10.04 | ||
28 | Вн.чт. С.Алексеева о жизни на Руси. С.Д.Дрожжин "Родине". | 17.04 | ||
29 | Обобщение по разделу "Родина". | 24.04 | ||
30 | Обобщающий урок по теме "Страна фантазия" | 01.05 | ||
31 | Вн.Чт. Творчество Г.Х.Андерсена. Персонажи сказки Г.Х.Андерсена "Русалочка" | 08.05 | ||
32 | Вн.чт. Братья Гримм "Метелица". Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г.Х.Андерсена "Русалочка". | 15.05 | ||
33 | Вн.чт. В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Библейские сказания. С.Лагерлеф "Святая ночь". | 22.05 | ||
34 | Вн.чт. Самые интересные книги-КВН. Характер и поступки героев в произведении С.Лагерлефа "В Назарете". | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС
В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....
Рабочая программа по родной литературе, 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по Родной литературе 3 класс
Бу предмет нэдиэлэ5э устэ уерэтиллэр, уопсайа уерэх сылыгар 112 чаас буолар. Аа5ыы уруогар Л.В. Захарова, Л.К. Избекова «Кустук...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК "ШКОЛА РОССИИ"...
Рабочая программа по родной литературе 3 класс
Рабочая программа по родной литературе. 3 класс 34 часа...
Рабочая программа по родной литературе. 4 класс.
Рабочая программа. Родная литература. 4 класс....
Рабочая программа по родной литературе 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс...