Рабочая программа по родной литературе. 4 класс.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа. Родная литература. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_4kl.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1577).
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке». «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даѐтся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература»
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 3-4 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования , авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной
«Литературное чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классов, Москва
«Просвещение» 2015 год. а также учебников для общеобразовательных учреждений: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях М.Просвещение 2014; Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях М.Просвещение 2014.
- Цель программы: расширение представлений о родной литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; формирование познавательного интереса к чтению и изучению произведений писателей и поэтов Омского Прииртышья, совершенствование умений работать с текстом и коммуникативкных умений.
Задачи:
- Знакомство с культурно-историческим наследием России, малой Родины и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,
- осознáние значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
- формирование причастности к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений
- участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
- обогащение активного и потенциального словарного запаса,
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
– Знакомство с произведениями русских писателей, писателей и поэтов родного края происходит в процессе учебной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков чтения (правильного плавного чтения, приближающегося к темпу нормальной речи, чтения вслух, про себя, по ролям; выборочного, комментированного, др.) и овладение различными видами чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов).
Общая характеристика учебного курса
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного
языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной форме, грамотного читателя. Рабочая программа предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с коммуникативной задачей. В третьем- четвертом классах учащиеся на уроках литературного чтения получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено расширение читательских
представлений и умений развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников посредством включения в программу произведений
писателей и поэтов Омского Прииртышья..
Курс «Родная литература» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя
обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья, произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы, соответствующие
разделам учебников литературное чтение:
- Устное народное творчество.
- Поэтическая тетрадь
- Великие русские писатели
- Люби живое
- Литературные сказки
- Были-небылицы
- Собирай по ягодке-наберешь кузовок
- Летописи. Былины. Жития.
- Чудесный мир классики
- Делу время- потехе час
- Страна детства
- Природа и мы
- Родина
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 3-4 классах и рассчитана на 17 часов.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
3 | 0,5 | 17 |
4 | 0,5 | 17 |
Итого | 1 | 34 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в 3-4 классах – выразительное чтение
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи);
Виды и формы контроля:
- Устный ответ на вопрос;
- выразительное чтение (чтение наизусть);
- устное сочинение, перессказ текста
- проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства c произведениями русской литературы;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно- диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД.: Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,работать по плану,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД: Ученик научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- основам смыслового восприятия художественных текстов,
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученикник получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
- владеть диалогической формой коммуникации,
- формулировать собственное мнение и позицию
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Личностные результаты и и метапредметные УУД формируются поэтапно на всех предметах без исключения в том числе и на учебном предмете «Родная литература» к 3-4 классу уровень самостоятельности и осознанности применения УУД для решения учебно-познавательных и
учебно- практических задач становится выше.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,
познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение
читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать
поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы.
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Календарно- тематическое планирование 3 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | |||
Общее | Р/Р | К/Р | ||||
1 | Вводный урок. Что такое «родная литература». | 1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни, традиций и культуры своего народа. | |||
2 | Устное народное творчество | 2 | 1 | Устное народное творчество Омского Прииртышья. Сказки, пословицы, загадки, обрядовый фольклор Омского Прииртышья. Сборник «Устное народное творчество Омской области».-Омск, 1955 | ||
3 | Поэтическая тетрадь | 2 | Стихи омских поэтов о Родине, родном городе, о природе родного края (Т. Белозеров, И. Романча, В. Новиков, Т. Четверикова, | |||
4 | Великие русские писатели | 2 | М. Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». События сказочного текста. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. | |||
5 | Люби живое | 2 | 1 | Поэтическое изображение родной природы в произведениях омских писателей. .М. Юрасов «Животный мир Западной Сибири», рассказы о животных Т Белозерова, Л. Трутнева, М. Юрасова.Б. Гвоздева | ||
6 | Поэтическая тетрадь | 2 | 1 | Стихи Т. Белозерова, Т. Четвериковой, В. Новикова, Г. Шмакова, Н. Разумова, С. Курач о «братьях наших меньших». Конкурс чтецов | ||
7 | Литературные сказки | 1 | Пермяк Е.А. Сказка«Волшебные краски». Сравнение народной и литературной сказок, | |||
характеристика героев литературной сказки. | ||||||
1 | Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?». | |||||
8 | Были-небылицы | 2 | Юрий Виськин «Сорока, которая крякала». Владимир Новиков «Пень и пичуга». Жанр, основные события произведения. | |||
9 | Собирай по ягодке-наберешь кузовок | 2 | 1 | Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. Мария Юрасава «Мой друг Чапа». | ||
Итого: | 17 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | |||||||
Обще е | Р/р | К/р | ||||||||
11 11 11 111 | Своеобразие родной литературы | 1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. Прогнозирование содержания курса. | |||||||
2. | Летописи. Былины. Жития. | 2 | Летопись- источник исторических фактов «Родословная Ермака» (Отрывок из Есиповской летописи). Жизнь человека в деяниях его. Легенды о Ермаке. | |||||||
3. | Чудесный мир классики | 2 | 1 | М.М. Зощенко «Самое главаное». Нравстственный выбор героя рассказа. | ||||||
4. | Литературные сказки | 1 | Сказка или рассказ. Особенности жанра. Анна и Александр Дерюшевы «Сказка про светофорчик» | |||||||
2 | 1 | Николай Трегубов «Просто сказка». Мотивы народных сказок в литературном тексте. | ||||||||
5. | Делу время- потехе час | 1 | Наталья Елизарова «Прекрасная дама из пятого Б». Нравственный смысл произведения. | |||||||
6 | Страна детства | 2 | Герои произведения, их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Доброта и дружба. Мария Юрасова «Красивая Риточка Гагина», П. Брычков «Предательство Петьки Хомякова»(главы из повести «Звезда на соломенке». | |||||||
7 | Поэтическая тетрадь | 1 | Александр Распопин «В природе столько красоты», «Вечером на речке», «Лунная вода», «Лесное утро». | |||||||
8 | Природа и мы | 2 | 1 | Т. Белозеров «Как медведица рыбу ловила», «Заяц», Л. Мартынов «Иртыш»,Н. разумов «Грачиха» | ||||||
1 | Образ родной природы в рассказах омских писателей, отношение автора к природе. Мария Юрасова «Мой друг Чапа», Б. Гвоздев | |||||||||
9 | Родина | 2 | 1 | Т. Белозеров «Родина», Е. Горчакова «Сторона моя», Т. Белозеров «Береза», Т. Четверикова «Гармонь иль домбра», «Мой край»; И. Романча «С чего начинается Родина?». Образ малой родины в поэтических текстах. Автор и его отношение к родине встроках лирических | ||||||
стихотворений. | ||||||||||
1 | Образ малой родины в текстах омских писателей. Т. Белозеров «Родина», Г. Оселедцев «Родина» | |||||||||
Итого: | 17 час | 2 | 2 |
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста,
последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание
литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить в устной форме
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово
«средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после
чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные
карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могутбыть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Рабочая программа составлена на основе следующей литературы:
1.На солнечной гриве. Антология произведений омских писателей для детей.
– Омск, 2011. – 496 с.: ил
2.Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, «Просвещение». 2017
3. Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных
учрежденийу1-11классы/ Н.А. Ждан, Т. С. Горбунова и др.- 2-ое издиспр и доп.-Омск БОУДПО «ИРООО»,2013.
4.Культура Омского Прииртышья: хрестоматия 5 кл.\авт.-сост. М.А.Булавина, З. И. Рудакова.-Омск ГОУДПО «ИРООО»,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС
Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....
Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС
В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....
рабочая программа по родной литературе(башкирской) 2 класс
“Башҡорт әҙәбиәте”буйынса программа “Мәғариф тураһында”ғы законға, “Дөйөм белем биреү йөкмәткеһенең фундаменталь үҙәге” документына, “Рәсәй Федерацияһының икенсе быуын Федераль дәүләт хөкүмәт стандарт...
Рабочая программа по родной литературе, 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по Родной литературе 3 класс
Бу предмет нэдиэлэ5э устэ уерэтиллэр, уопсайа уерэх сылыгар 112 чаас буолар. Аа5ыы уруогар Л.В. Захарова, Л.К. Избекова «Кустук...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК "ШКОЛА РОССИИ"...
Рабочая программа по родной литературе 3 класс
Рабочая программа по родной литературе. 3 класс 34 часа...