Рабочая программа по родной литературе 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Монахова Ольга Александровна

Рабочая программа  по   литературному чтению  3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_literatura_3_klass_34_chasa.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 «СОГЛАСОВАНО»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                      

Зам. директора по УВР                                         Директор  МБОУ « СОШ №4»

                                                                                               

 _________Т.В. Оксенюк                                       ______________Е.В. Окунева                                                                      

       

                                                                                                                                   

Рабочая программа

 по родной литературе на 2019/2020 учебный год

(базовый уровень)

3 класс

Учитель: Монахова О.А.

Высшая квалификационная категория

  1. Пояснительная записка

     Данная рабочая программа разработана на основе:

основной  образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №4»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”  от  06.10.2009г №373; с изменениями, утвержденными  приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МОиН РФ №1576 от 31 декабря 2015 года); авторской программы В.П. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» (издательство: - М.: Просвещение, 2016), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального  государственного стандарта начального образования, УМК «Школа России», прошедшей экспертизу и апробацию.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, за год – 34 часа

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

 1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно – эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской  литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.  

 Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

 Учащиеся научатся:

  • Осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или подготовленного ребёнка (в сочетании с музыкальным сопровождением);
  • Четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;
  • Читать целыми словами без разделения на слоги дву- и тресложных слов;
  • Читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
  • Сознательно, правильно читать ( без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту; Читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
  • Подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой  на вопросы и иллюстрации;
  • Ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Делить текст на части, находить главную мысль прочитанного   ( с помощью учителя). На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя);
  • Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.  

Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся научатся:

  • Выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;
  • Различать слова авторов и героев;
  • Определять тему произведения по заглавию;
  • Составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок, объединённых общей темой;
  • Высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
  • Отгадывать загадки;
  • Читать по ролям литературное произведение;
  • Использовать различные способы работы с деформированным текстом;
  • Создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта
  • Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом  (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта..

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью учителя);
  • Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.  Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.

Раздел «Литературоведческая  пропедевтика»

Учащиеся научатся:

  • Знать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
  • Знать 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;
  • Знать имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;
  • Находить в тексте сравнения ( простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
  • Отличать прозаический текст от поэтического  Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака; Отличать прозаический текст от поэтического;
  • Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности  ( сравнение, олицетворение, метафора); Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 

  1. Содержание учебного предмета

Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Печальная берёза». Федор Тютчев «В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Времена года. Средства художественной выразительности.

Чтение и инсценирование русских народных сказок «Медведь и лиса», «Лиса и волк» Богатство Древности. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Алёша Попович и Илья Муромец. (Славянский эпос).

Н.А. Некрасов. Стихи о природе.

Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Печальная берёза». Федор Тютчев «В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Времена года. Средства художественной выразительности

Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. 

А.С. Пушкин. Стихи и рассказы о родной природе. «Гонимы вешними лучами», «Зимнее утро», «В тот год осенняя погода».

А.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

К.Г.Паустовский и его произведения: «Растрёпанный воробей», «Жёлтый свет», «Стальное колечко», «Собрание чудес». Герои произведения. Характеристика героев.

С.А.Есенин. Стихи. «Черёмуха» Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи. Праздник поэзии. Стихи о детях. А.Барто, С. Михалков, Е. Благинина.

Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Особенности юмористических произведений.

  1. Тематическое планирование по предмету

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Устное народное творчество.  

2

2

Мир народной сказки

3

3

Краски осени

2

4

Русские писатели

3

5

Мы - друзья

3

6

По страницам  детских журналов

2

7

Люблю природу русскую. Зима.

3

8

Писатели – детям.

6

9

Люблю природу русскую. Весна. Стихи русских поэтов о весне.

3

10

И в шутку и всерьёз.

3

11

Литература зарубежных стран.  

4

Итого

34

  1. Календарно-тематическое планирование

№ 

п/п


Раздел, тема

Дата

Примечание

по плану

по факту

Устное народное творчество.  Виды устного народного творчества.

Сокровища духовной мудрости. Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества

Богатство Древности. Илья Муромец и Соловей Разбойник.

Алёша Попович и Илья Муромец. Славянский эпос.

Чтение и инсценирование русских народных сказок «Медведь и Лиса», «Лиса и Волк».

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Печальная берёза». Ф. Тютчев «В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихи о природе. Средства художественной выразительности.

А.С. Пушкин- великий русский писатель. Стихи и рассказы о родной природе. «Гонимы вешними лучами», «Зимнее утро», «В тот год осенняя погода»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Работа над содержанием сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение с художественным текстом.

И.А. Крылов- русский баснописец. И.А. Крылов «Ворона и лисица». Характеристика героев на основе их поступков..Инсценирование басен И.Крылова.

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Составление различных вариантов плана.

Н.А. Некрасов «Стихи о природе»

В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев и нравственный смысл сказки.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнительная характеристика героев.

К.Г. Паустовский и его произведения: «Растрёпанный воробей», Жёлтый свет», «Стальное колечко», Собрание чудес».Герои произведения. Характеристика героев.

Стихи С. Есенина. «Черёмуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Праздник поэзии. Стихи о детях А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой.

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Особенности юмористических произведений.

А. И. Куприн «Слон». Составления различных вариантов плана произведения

Саша Чёрный «Воробей», «Слон».

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ.

Текст-описание. Л.Н. Толстой, «Какая бывает роса на траве». Текст- рассуждение.Л.Н. Толстой «Куда девается вода в море».сравнение текстов.

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок –«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

Н.Сладков.Лесные сказки. Разноцветная земля.

Г.Скребицкий Рассказы.

Ю.Сотник .Весёлые рассказы.

Э.Успенский Произведения по выбору.

О.Тихомиров «На поле Куликовом». «Александр Невский». «На страже Руси». «Победы русского оружия».

А.Ишимова История России в рассказах для детей.

Л.Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

И.Токмакова Сборники стихотворений «Зёрнышко», «Радость», «Скоро в школу»,«Деревья», «Разговоры», «Сказочка о счастье».

Развивающий час «Поэтическая тетрадь »

Урок - конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по теме «Люби живое»)

Урок - викторина по прочитанным произведениям


Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....