Внеклассное чтение. Творчество Олега Кузнецова. «Морской заяц»
план-конспект урока по чтению

Коршунова Юлия Владимировна

Внеклассное чтение. Творчество Олега Кузнецова. «Морской заяц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Организационный момент

 Сообщение темы и цели урока

   Работа с выставкой

  Работа по теме урока

   Рассматривание книги

   Биографическая справка о писателе

  Физкультминутка

  Работа над произведением

    Итог урока

Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята!

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, есть ли на нашем острове Сахалине люди, которые пишут свои произведения для таких как вы? Для детей?

- Конечно же, вы правы. Дома вы знакомились с творчеством одного из сахалинских писателей? О ком я сейчас веду речь?

- Молодцы!

Сегодня мы с вами познакомимся более подробно с творчеством этого замечательного детского писателя Олега Кузнецова.

- Обратите внимание на наш «Книжкин дом». Какие книги сегодня пришли к нам в гости?

Прочитайте названия этих книг и их автора. Что общего в этих книгах?

О чем нам говорят их названия?

С какими из этих книг кто-нибудь из вас уже успел подружиться?

- Молодцы!

- На нашем острове есть очень много талантливых писателей, которые пишут для детей.

И сегодня к нам в гости пришла Сахалена ( на доску вывешивается картинка с изображением девочки Сахалены), которая хочет нас познакомить с очень интересной книгой, а нам с вами еще предстоит подумать, сможем ли мы позвать эту книгу сегодня в наш «Книжкин дом».

Книга, которую принесла наша гостья, была выпущена в 1996 году, в нашем городе Южно-Сахалинске.

В нее вошли произведения различных сахалинских писателей, которые пишут для детей.

Но, перед тем как познакомить вас с этой книгой, давайте отгадаем, как же она называется.

Задание. Переставить буквы в словах в заданном порядке.

Й В М И Е Д Ж        3 5 6 2 6 7 4 1

О С Р В Т К              1 2 5 3 1 4 1 6

- Молодцы! (Показываю книгу)

- Посмотрите, пожалуйста, на обложку.

Что изображено на ней?

- Кто изображен?

- Как вы думаете, почему именно  эти животные и растения?

- Хорошо.

- Прочитайте надпись под названием книги?

- О чем нам говорит эта надпись?

- Эту книгу называют сборником, как вы думаете, почему?

- Давайте пролистаем ее и убедимся в этом.

- Что мы заметили на страницах книги?

-  Как вы думаете, для чего они?

- Молодцы!

- А сейчас откроем содержание книги.

 - Произведения каких авторов мы  можем  встретить в этом сборнике?

Давайте узнаем это, открыв содержание книги.

- Молодцы!

- А как вы думаете, сегодня на уроке с творчеством кого из представленных в сборнике авторов мы будем знакомиться?

- Хорошо.

Найдите с помощью содержания, на какой странице «поселился» наш писатель.

Откройте сборники на этой странице.

- Глядя на иллюстрацию, можем ли мы сразу сказать, о чем рассказы Олега Кузнецова?

- Как вы догадались?

- Молодцы! Но, перед тем, как перейти к самим рассказам, я думаю и вам, и нашей гостье Сахалене будет интересно узнать немного о самом писателе.

- Кузнецов Олег Павлович родился в 1936 году в Москве. Во время войны еще совсем мальчиком, он оказался с родителями на юге Сахалина, где все поразило его воображение. Он очень полюбил этот край. В детстве Олег Кузнецов жил в городе Корсакове возле завода по переработке водорослей. Он часто прибегал на завод, и даже подрабатывал там, но не ради денег, а просто потому что ему это нравилось. В произведениях.  Этого автора можно часто встретить тему моря, так как его писатель просто обожал.

 А сейчас давайте немного разомнемся:

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз,

И сказали три кота:

- Красота! Красота!

Сегодня мы обратимся к рассказу Олега Кузнецова  про «зайца», а о каком зайце идет речь в рассказе, вы узнаете, зачеркнув повторяющиеся буквы и сложив из оставшихся букв слово:

А М П З О В Д

В У Р Ю З С К

П О А Й Д Ю У

(Морской заяц)

- А как вы думаете, кто это морской заяц?

Давайте посмотрим на иллюстрацию, может быть она нам чем-нибудь поможет. (показываю изображение морского зайца)

- Найдите в тексте другое название морского зайца.

- Лахтак (Название животного выносится на доску)

- Кто же это? Морско́й за́яц, лахтак  — ластоногое семейства тюленевых. Название «морской заяц» было дано этому тюленю русскими зверобоями из-за его пугливых повадок. Или, по другой версии, за подобие «прыжков», которые он совершает. Шкура морского зайца настолько прочна и толста, что население севера изготавливало из неё байдарки, нарезало ремни для нарт, лыж и упряжи для собак, выкраивало подошвы для сапог. Мясо, ласты и жир шли в пищу; последний применялся и для освещения. Сейчас добыча  лахтака запрещена при передвижении по суше и льду.

- Теперь вы знаете о ком этот рассказ.

- А как звали главного героя?

- Чему удивился лахтак?

 - Найдите и прочитайте в тексте отрывок, когда Аркашка сравнивает зайца сухопутного и морского.

- Посмотрите на доску ( на доске две иллюстрации с изображениями тюленя и зайца- беляка), если бы вы были на месте Аркашки, чтобы вы сказали лахтаку?

 - Почему он уплыл? Подтвердите свои слова словами из текста.

- Найдите в тексте место встречи лахтака и мальчика, прочитайте.

- Давайте с вами попробуем составить словесный портрет Аркаши.

- Молодцы!

- А сейчас посмотрите, пожалуйста, внимательно на иллюстрацию в тексте. – К какому моменту рассказа данная иллюстрация? Есть ли этот момент в тексте?

-Молодцы!

- С какой же книгой мы познакомились сегодня на нашем уроке?

Чем интересна эта книга?

Что вам особенно запомнилось?

 С творчеством какого автора мы знакомились более подробно? Хочу заметить, что Олег Кузнецов пишет не только для маленьких ребят, поэтому, когда вы станете немного старше, вы можете познакомиться с такими его произведениями, как «Быль о седом каклане» и др. (Показываю книги) Как вы наверное догадались, и эти произведения писателя о чем?

Молодцы!

- А скажите, пожалуйста, можем ли мы  поставить сборник «Медвежий островок» на нашу выставку?

Почему вы так считаете?

Возникло ли у вас желание познакомиться с произведениями других авторов сборника «Медвежий островок»?

Вы сможете это сделать, а потом поделиться со своими одноклассниками, родителями и друзьями впечатлениями от прочитанного.

А дома, вам предстоит нарисовать иллюстрацию к любому из прочитанных вами рассказов Олега Кузнецова. Эти рисунки мы обязательно подарим Сахалёне, чтобы она еще пришла к нам в гости и принесла нам новые и интересные книги.

- Спасибо за урок! С вами было очень приятно работать сегодня. До свидания!

- Здравствуйте!

- Да, есть.

- Знакомились с творчеством Олега Кузнецова

 Ответы детей.

Их автор Олег Кузнецов.

О том, о чем нам расскажет книга.

Дети отвечают.

«Медвежий островок»

- Различные растения и животные.

Ответы детей

- Книга о сахалинской природе, сахалинских писателей.

- Рассказы, стихи и сказки сахалинских писателей.

- О произведениях, которые можно встретить в этой книге.

- Ответы детей

- Иллюстрации

Дети отвечают.

Ответы детей

- Олег Кузнецов

- Стр.3

- Да, о природе

- Потому что на рисунке изображена природа – озеро, дерево и т.д.

Дети повторяют движения за учителем

Выполняют задание у доски.

Ответ: морской

Ответы детей

Лахтак

- Аркашка

- тому, что на суше тоже живут зайцы.

Выполняют задание.

Ответы детей.

Он испугался.

Читают выборочно

Составляют словесный портрет

Дети отвечают.

Данного момента в тексте нет.

Сборник «Медвежий островок»

Ответы детей

С творчеством Олега Кузнецова

О природе.

Можем, так как здесь есть произведения О.Кузнецова

Ответы детей

Записывают домашнее задание

До свидания!

        

Тема: Творчество Олега Кузнецова. «Морской заяц»

Класс: 2

Цель: Расширить знания детей о творчестве О. Кузнецова; познакомить со сборником произведений сахалинских писателей для детей «Медвежий островок»

Задачи:

        Обучающая: сформировать у учащихся правильное отношение к книге; умение ориентироваться в ней; познакомить с типом книг, содержащих несколько произведений разных авторов, формирование читательской самостоятельности.

       Развивающая: развивать познавательный интерес; умение сравнивать; анализировать; развивать речь учащихся; интерес к чтению.

     Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к книге,  к природе родного края.

Оборудование:

  • для учителя: плакаты с заданиями, доска, мел, иллюстрации для сравнения морского зайца и зайца беляка, Сахалена (изображение девочки), книги О.Кузнецова для выставки, портрет писателя, сборник «Медвежий островок» для раздачи учащимся.
  • для учащихся: произведения О.Кузнецова.

Конспект урока по внеклассному чтению.

Тема: « Творчество О.Кузнецова. «Морской заяц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение "Творчество Л.Н.Толстого"

·        обобщение полученных знаний по творчеству Л.Н. Толстого и закрепление знаний учащихся об особенностях жанров произведений;·...

Разработка урока по внеклассному чтению: С. Балобанов."Любознательный заяц"

Разработка урока по внеклассному чтеню: "С. Балобанов. Любознательный заяц" Текст взят из хрестоматии по фольклору и литературе Удмуртии для 1-4 классов "Родной земли просторы"...

Урок внеклассного чтения " Творчество А. Линдгрен".

Эта презентация может пригодиться в проведении урока по внеклассному чтению в 4 классе по теме "Творчество А. Линдгрен"....

Урок - ярмарка по внеклассному чтению "Творчество К. И. Чуковского"

Интерактивный урок для начальных классов, организаторами которого явяются сами дети....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...

Внеклассное чтение. Творчество Остера

Внеклассное чтение. Творчество Остера...