Разработка урока по внеклассному чтению: С. Балобанов."Любознательный заяц"
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему
Разработка урока по внеклассному чтеню: "С. Балобанов. Любознательный заяц" Текст взят из хрестоматии по фольклору и литературе Удмуртии для 1-4 классов "Родной земли просторы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuboznatelnyy_zayac.docx | 21.93 КБ |
prezentaciya_lyuboznatelnyy_zayac.1.pptx | 2.78 МБ |
lyuboznatelnyy_zayac_tekst_dlya_raspechatyvaniya.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: С. Балобанов «Любознательный заяц».
Цель урока:
Знакомство с новым произведением.
Задачи урока:
- совершенствовать навык чтения;
- закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;
- развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас;
- прививать любовь к родной природе.
Оборудование: учебник «Родной земли просторы»; карточки с названиями сказок; карточки со слогами; иллюстрации с изображением зайца и сороки; карточки со словами к пословице.
Ход урока
1.Оргмомент.
Учитель:
Весело звенит звонок.
Начинаем наш урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Актуализация опорных знаний. Повторение.
Учитель: Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки.
Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…(авторскими или литературными). А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (народными). Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.
На доске карточки с названиями сказок. Задание: распределите их в два столбика.
Петух с лисой
Волк и лиса (Братья Гримм)
Котофей Иваныч
Плохие приятели
Три медведя (Лев Толстой)
Учитель: Прочитайте названия удмуртских народных сказок.
Прочитайте названия авторских сказок.
Чем отличается авторская сказка от народной сказки?
Учитель: Что объединяет все эти сказки? (Они о животных)
Давайте вспомним, какие животные являются героями сказок.
А поможет нам в этом игра «Собери словечко».
(На партах у учеников конверты со слогами)
Учитель: Задание: работая в парах, составьте из данных слогов слова. Какое слово лишнее и почему? (Петух это птица.)
МЕД | ВЕДЬ |
ЗА | ЯЦ |
В | ОЛК |
К | ОТ |
ПЕ | ТУХ |
ЛИ | СА |
Учитель: Прочитайте названия животных и подберите к каждому из них слово, характеризующее его как героя.
3. Подготовка к восприятию сказки. Сообщение цели урока
Учитель: А вот кто сегодня позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.
Бегает Игнашка
Меняет рубашки
Белую на серую,
Серую на белую.
(На доске появляется иллюстрация с изображением зайца.)
Учитель: Кто из вас видел зайца? Где?
Чем питается заяц?
Учитель: Заяц – лесной житель. Он питается травой и корой деревьев, а еще он любит лакомиться капустой и морковкой.
Послушайте следующую загадку.
Непоседа птица эта -
Одного с берёзой цвета.
(сорока)
(На доске иллюстрация с изображением сороки.)
Сорока - это птица, которая живет в лесу, но любит прилетать к жилью человека в поисках еды.
Учитель:
(На доске открывается запись: «Любознательный заяц».)
Учитель: Прочитайте название сказки. О чем эта сказка?
Давайте проверим вашу догадку.
4. Первичное восприятие сказки.
Обращается внимание учащихся на автора. (Автор сказки Сергей Иванович Балобанов.)
Текст читают дети с хорошим навыком чтения.
5. Проверка первичного восприятия
Учитель: Кто же такой «любознательный заяц»?
Почему автор его так назвал?
Что удивило вас?
Что значит «быть любознательным»?
Кого называют любознательным?
Найдите и перечитайте последнее предложение. Бывали ли случаи, когда вы наблюдали росу на траве?
6. Физкультминутка
СКАЗКА ДАСТ НАМ ОТДОХНУТЬ.
ОТДОХНЕМ И СНОВА В ПУТЬ!
НАМ СОВЕТУЕТ МАЛЬВИНА:
- СТАНЕТ ТАЛИЯ ОСИНОЙ,
ЕСЛИ БУДЕМ НАКЛОНЯТЬСЯ
ВЛЕВО-ВПРАВО ДЕСЯТЬ РАЗ.
ВОТ ДЮЙМОВОЧКИ СЛОВА:
- ЧТОБ БЫЛА СПИНА ПРЯМА,
ПОДНИМАЙТЕСЬ НА НОСОЧКИ,
СЛОВНО ТЯНЕТЕСЬ К ЦВЕТОЧКАМ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
КРАСНОЙ ШАПОЧКИ СОВЕТ:
- ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ.
ПРОЖИВЕШЬ ТЫ МНОГО ЛЕТ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ДАЛА НАМ СКАЗКА ОТДОХНУТЬ!
ОТДОХНУЛИ?
СНОВА В ПУТЬ!
7. Подготовка к самостоятельному чтению
Учитель проводит игру «Эхо».
На доске выписаны «трудные» для прочтения слова с пометами.
Один из учащихся читает вслух, остальные как «эхо» повторяют за ним по указке.
Про-ше-лес-тит
Вы-ско-чи-ла
Пред-рас-свет-ну-ю
Схо-ро-нил-ся
Длин-но-у-хий
Не-о-жи-дан-но-го
Ша-рах-нул-ся
8. Повторное чтение текста учащимися «по цепочке».
Какие непонятные слова вам встретились?
В каком значении употребляется слово ключ?
9. Работа над содержанием текста
Учитель: Что удивляло сороку?
Куда бегал заяц каждое утро?
Что сделала сорока, когда заяц однажды утром побежал на ключ?
Как заяц обнаружил сороку?
Что же увидел заяц?
Учитель: Можно ли сороку тоже назвать любопытной?
10. Поисковое чтение
Учитель: Перечитайте сказку.
Какое чудо хотел увидеть заяц? Ответ дайте словами текста.
11. Работа с пословицей
(На доске карточки со словами.)
Учитель: Поставьте слова в правильном порядке и прочитайте народную мудрость.
(Дети должны прочитать пословицу: «Кто наблюдает, тот много знает».)
Учитель: Как понимаете смысл данной пословицы?
Можно ли сказать, что она подходит к сказке? Почему?
12. Обобщение
Учитель: Что прочитали на уроке? Назовите фамилию автора.
Какой урок преподнесла нам эта сказка?
13. Релаксация.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке.
14. Итог урока.
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
Все сегодня работали хорошо. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
С. Балобанов.
Любознательный заяц.
Заметила Сорока, что заяц Длинное Ушко каждый раз перед рассветом куда-то бегал. Прошелестит еле слышно в траве-мураве под сорочьим гнездом и ускачет к Холодному ключу. Любопытно стало Сороке. «Что-то хитрит заяц!»- подумала она.
Выскочила однажды в предрассветную хмарь из гнезда – и за ним. Заяц через редкий перелесок проскакал. Сорока с дерева на дерево перелетела. Заяц на полянку перед Холодным ключом выскочил, Сорока – следом.
Схоронился Длинное Ушко в густой траве, и упрямая Сорока невдалеке затаилась.
- Вчера не видел – ветер был, позавчера не видел – дождь помешал,
А вьт сегодня обязательно увижу, - шептал заяц. – И как это она получается? Нет-нет и вдруг – есть! Чудно!
«Что же такое захотел увидеть заяц? – подумала Сорока. – Наверное очень интересное, а может быть, и вкусное, раз он третью ночь не спит, все встречи ждет. Узнаю! Обязательно узнаю! Да чтобы я, Сорока, которая все новости лесные наперед всех знает, и не узнала? Да чтоб мне хвоста лишиться!»
Вот какой страшной клятвой поклялась Сорока.
Из Холодного ключа осторожно выплыл туман, окутал низкорослые кустарники. Длинное Ушко видит, как плывет по полянке туман. Вот он совсем близко, вот обнимает зайца прохладой.
- Сейчас увижу! Сейчас! – слышится заячий шепот.
«Да кого же он увидит? – думает Сорока, и от нетерпения даже хвост подняла.- Как бы опять что-нибудь не помешало.Убежит длинноухий, и секрет не узнаешь, с кем он там встречается».
Заяц возле подорожника сидит, глаз с него не сводит.
Посмотрела Сорока: нет на листке ничего.
- Вот она! Вот! Появляется! – радостно зашептал заяц.
Смотрит Сорока – на подорожник вроде туман садится. Листочки постепенно становятся белее.
- Увидел! – обрадовался Длинное Ушко.
- Кого? – не вытерпела Сорока.
Заяц от неожиданного вопроса в сторону шарахнулся.
- Уф! Как ты меня напугала! – сказал он.
- Кого ты увидел? – снова спросила Сорока.
- Рождение росы! – ответил заяц.
Длинное Ушко осторожно провел лапкой по листочку, на котором осталась темная полоска, и по ней покатились чистые капельки росы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по внеклассному чтению по теме "Герои - антифашисты"
Цель: Создание условий для:- знакомства с историей Дня юного героя-антифашиста,- развития устной монологической и письменной речи, творческих способностей обучающихся,- воспитания патриотических ...
Конспект урока по литературному чтению русская народная сказка "Заяц хвоста"
Конспект урока по рксской народной сказке "Заяц хвоста"...
Разработка занятия по внеклассному чтению на тему: "Лиса и Журавль"
Занятие разработана для учащихся 1 и 2 вида...
Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"
Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, ...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка и презентация к уроку по внеклассному чтению 2 - 4 класс "Устное народное творчество"
Материал содержит разработку и презентацию к уроку внеклассного чтения для 2 - 4 классов. В игровой форме материал позволит обобщить знания учащихся о видах устного народного творчества. Э...
Конспект урока по литературному чтению Анна Львовна Гарф "Заяц-простак и Лис – обманщик».
Художественное произведение с позиции автора, героя, читателя, зрителя, актера....